Статья:

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК ВО ВРЕМЕНА COVID-2019

Конференция: LIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Сапранова В.С. ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК ВО ВРЕМЕНА COVID-2019 // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(54). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/9(54).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК ВО ВРЕМЕНА COVID-2019

Сапранова Валентина Степановна
магистрант, Государственное и муниципальное управление НОЧУ ВО Московский Университет имени С.Ю. Витте, РФ, г. Москва
Руденко Людмила Геннадьевна
научный руководитель, декан факультета экономики и финансов, научный работник, Государственное и муниципальное управление НОЧУ ВО Московский Университет имени С.Ю. Витте, РФ, г. Москва

 

Аннотация. Статья будет написана об одном из современных проблем государства, то есть тема «Институт управления государственными закупками: анализ ключевых проблем и направления его совершенствования» будет связана с проблемой государственных закупок во время COVID-2019. Сфера государственных закупок стала одной из тех областей социально-экономической жизни, которая сполна ощутила на себе влияние  распространения новой коронавирусной инфекции COVID-2019. Пандемия изменила не только условия взаимоотношений между заказчиками и поставщиками, но и характер функционирования производственного бизнеса.

Abstract. The article will be written about one of the modern problems of the state, that is, the topic “Public Procurement Management Institute: Analysis of Key Problems and Directions for its Improvement” will be related to the problem of public procurement during COVID-2019. Public procurement has become one of those areas of socio-economic life that has been fully affected by the spread of the new coronavirus infection COVID-2019. The pandemic has changed not only the terms of the relationship between customers and suppliers, but also the nature of the functioning of the manufacturing business.

 

Ключевые слова: управление государственными закупками, COVID-2019, рынок, товар, нормативно-правовое регулирование.

Keywords: public procurement management, COVID-2019, market, product, legal regulation.

 

Сформировались новые и обострились традиционные вызовы в сфере деятельности государственных закупках. Возникла, во-первых, необходимость закупки в больших объемах, чем обычно, определенных товаров (оборудование и медицинская техника для лечебных учреждений, средства защиты, дезинфицирующие средства и т.д.). Недостаточное их количество вызвало увеличение конкуренции как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Нельзя не упомянуть также о предпосылках к изменению всей парадигмы коррупционных схем, традиционно присутствующих в рамках этого сектора.

Несмотря, однако, на все сложности и особенности момента, деятельность по обеспечению заказов необходимыми товарами, работами и услугами не может быть приостановлена, иначе негативные последствия в экономической обстановке в стране не заставят себя ждать. И с этой точки зрения представляется не только интересным, но и весьма поучительным нормативно-правовое реагирование на сложившуюся ситуацию.  

Следует сразу отметить, что основные законодательные регуляторы в области государственных и муниципальных закупок - федеральные законы №44-ФЗ «О контрактной системе» (далее – Закон о контрактной системе) и №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» к новым, можно сказать непредвиденным, для них обстоятельствам оказались неготовыми.  Жесткое регулирование правоотношений заказчиков и поставщиков не предусматривало какую-либо либерализацию и возможность корректировки условий исполнения обязательств по желанию сторон, заключению договоров или отказа от их заключения в любое время.

«Чехарда» возникла практически с самого начала истории функционирования экономики в условиях пандемии - с определения «нерабочих дней», которые переросли сначала в «нерабочую неделю», а затем в «нерабочий месяц» (Указы Президента РФ от 25.03.2020 №206, от 02.04.2020 №239, от 28.04.2020 №294 ).

Основной загвоздкой при проведении некоторых видов закупок стало то, что правилами их проведения согласно положениям указанных актов предусмотрены определенные сроки, исчисляемые как в рабочих, так и в календарных днях. Как указывает Е.В.Бусарова, в нерабочих «рабочих» буднях на практике путались не только заказчики и поставщики, но и операторы электронных торговых площадок, функционал которых порой давай сбой при подсчете закупочных сроков[1].

Помощь в разрешении возникшей проблемы подошла не сразу. Первоначально Минфин в своих разъяснениях указывал на необходимость действовать в отношении сроков проведения закупок согласно положениям законов.

Важным, на наш взгляд, в регулировании этой и других серьезных проблем стало принятие Федерального закона от 24.04.2020 №124-ФЗ и Постановления Правительства от 03.04.2020 №443, содержащих изменения, которые откорректировали работу заказчиков и поставщиков в период пандемии (в т.ч. и в отношении определения исполнения сроков заказов). По мнению Н.Я.Яремчук, отдельного внимания заслуживает указание правительства на предоставление заказчикам возможности увеличить сроки исполнения обязательств победителям конкурса торгов[3]. В обычных условиях подобные «поблажки» антимонопольными органами расценивались как предоставленные необоснованных преимуществ. Более длительные сроки исполнения заказов для поставщиков стали привлекательнее. Члены закупочных комиссий заказчиков, кроме того, получили возможность работать удаленно – без составления протоколов на бумажных носителях.

Как нам представляется, очень важным в упорядочении правоотношений участников закупочных операций и связанного с этим малого и среднего бизнеса в условиях пандемии коронавирусной инфекции стало  само осознание пандемии как фактора влияния. Чем явилась пандемия для экономики в целом?

Вначале Федеральная антимонопольная служба в своем письме от 18.03.2020 №ИА/21684/20 признала пандемию коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором), что подлежало обязательному учету при рассмотрении дел об административных правонарушениях и обращений о включении контрагентов в реестр недобросовестных поставщиков. Позже к такому же выводу с соответствующими документальными подтверждениями пришли Минфин и МЧС России. Верховный Суд, правда, в своих замечаниях разъяснил, что указанное положение не может быть универсальным для всех категорий должников и следует учитывать тип деятельности поставщика, условия и регион ее осуществления, а также обстоятельства конкретного дела.

Признание пандемии форс-мажором сделало возможным произвести необходимые изменения в применении положений Закона о контрактной системе, направленных, прежде всего, на смягчение требований для субъектов малого и среднего предпринимательства (Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ).

В центр внимания было вынесено положение о возможности произведения закупок у единственного поставщика, в том числе в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций, признаком которой признается введение режима повышенной готовности. Иными словами, процедура предварительного отбора закупки в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в существующих условиях была признана неэффективной [2].

Какие еще адаптивные меры были приняты для упрощения проведения закупочных процедур?

Из наиболее важного - возможность субъектам малого и среднего бизнеса быть освобожденными от обязанности предоставлять обеспечение исполнения контрактов и гарантийных обязательств (в случаях, если не предусмотрен аванс), - тоже существенная «поблажка», поскольку и в обычное время проблематично получить средства для предоставления обеспечения по госконтрактам, не говоря уже о кризисном периоде.

Кроме того, согласно поправкам, в Закон о контрактной системе, участники торгов могут избежать штрафных санкций, которые в обычном порядке начисляются в случае нарушения обязательств. Как и каким образом происходит списание неустоек, определило Правительство РФ в своем постановлении от 26.04.2020 №591. Это положение также представляется немаловажным, поскольку принятыми мерами по снятию штрафов и пеней предполагается не допустить массовых банкротств, а также сократить негативные экономические последствия, вызванные пандемией.

И, наконец, по соглашению сторон стало возможным изменять условия контракта (сроки, цену контракта), если его при его исполнении возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.

Но все ли так совсем уж хорошо, в смысле упрощенности в связи с привязанностью к «особым обстоятельствам»?  Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понимать, что указанные выше меры – вынужденные и этими «обстоятельствами» продиктованные.

Поэтому «красной нитью» сквозь каждую принятую норму проходит необходимость обосновать реальное влияние пандемии на конкретную ситуацию, что на практике оказалось не так просто.

Свидетельством неоднозначности понимания и восприятия в целом ключевых положений принятых законодательно-нормативных актов о смягчении требований в области государственных и муниципальных закупок является немалое количество жалоб и обращений о правильности толкования отдельных позиций принятых актов в органы Федеральной антимонопольной службы.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что нормативно-правовое сопровождение в сфере закупок в период пандемии обусловлено эпидемиологическими реалиями. Участникам закупок нужно тщательно следить за всеми изменениями и разумно применять их на практике.

 

Список литературы:
1. Бусарова Е.В. Закупки в период распространения коронавирусной инфекции СOVID-19. ЭТП ГПБ.  21.05.2022 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https:// etpgpb.ru / posts / 7032 -zakupki_v_period_rasprostraneniya_koronavirusnoy_infektsii_sovid-19/.
2. Соколовская, Е.В.Изменения в законодательстве о закупках в условиях пандемии COVID-19. 13.06.2022  [Электронный ресурс] // Режим доступа:https://www.pgplaw.ru/analytics-and-brochures/alerts/changes-in-the-procurement-law-44-fz-in-a-pandemic-covid-19/
3. Яремчук Н.Я. Госзакупки в период пандемии: что ждет бизнес? Адвокатская газета. Орган Федеральной палаты адвокатов РФ. 24.05.2022 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https: // www.advgazeta.ru/mneniya/goszakupki-v-period-pandemii-chto-zhdet-biznes/