Статья:

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Конференция: LIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Гончарук И.И. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(59). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/2(59).pdf (дата обращения: 16.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Гончарук Ирина Ильинична
студент, Академия управления при Президенте Республики Беларусь, РБ, г. Минск
Попова Татьяна Евгеньевна
научный руководитель, старший преподаватель, магистр экономики и управления, Академия управления при Президенте Республики Беларусь, РБ, г. Минск

 

Здоровый образ жизни в современном обществе является одной из самых актуальных проблем настоящего времени. Каждая страна ждет будущего от своего нового поколения, которое будет здоровым, способным работать, защищать Родину, жить в соответствии с требованиями общества и своей индивидуальностью.

В последнее десятилетие все более значимым становится участие отрасли «Физическая культура и спорт» в социально-культурной, политической жизни белорусского государства. И связано это с постоянно возрастающим вкладом физической культуры и спорта в оздоровление населения республики, особенно детей и молодежи, которые как раз таки и составляют будущее любой страны, обеспечивая экономическую и военную безопасность, перспективное состояние обороноспособности государства в целом [1], [3].

В Беларуси физической культуре и спорту, который уже стал визиткой страны на мировой арене, уделяется огромное внимание. Об этом говорят высокие достижения белорусов на международных соревнованиях, наличие спортивных сооружений мирового класса и, конечно, активная поддержка здорового образа жизни и спорта среди жителей [5].

Это говорит о том, что данная сфера является большим рекламным сектором нашей страны, что способствует продвижению страны и привлечению инвестиций. От степени поддержки белорусским государством данной социальной сферы зависит физическое и интеллектуальное развитие способностей человека и общества, социальная адаптация и физическая подготовка населения.

На сегодняшний момент развитие спорта на мировой арене стоит под угрозой. В связи с ограничениями ковид-19 при организации международных соревнований, Олимпийские игры, которые должны были состояться в 2020 году, были перенесены на 2021 год. По результатам белорусы завоевали всего 7 медалей, это худший результат на летних Играх в истории независимой Беларуси. Как и на Олимпийских играх 2016 года единственное золото белорусы завоевали в мужских прыжках на батуте.

Белорусский спорт, адаптировавшись к «коронакризису», подвергся новым изменениям. Последние события, происходящие в соседней Украине, всерьез повлияли и на мир спорта. Международные федерации одна за другой отказываются принимать на соревнования под своей эгидой спортсменов из России и Беларуси. Из-за наложенных санкций белорусских спортсменов отстраняют от участия в международных соревнованиях.

Международный паралимпийский комитет отстранил белорусских спортсменов от участия в Паралимпийских Играх-2022. Международный союз конькобежцев (ISU) заявил, что отстраняет российских и белорусских спортсменов от всех соревнований под эгидой организации. Запрет затронул фигурное катание, шорт-трек и конькобежный спорт. Беларусь была отстранена от участия в Чемпионате мира по конькобежному спорту в спринтерском многоборье 2022 в Норвегии, в Чемпионате мира по фигурному катанию 2022, в Кубке мира по конькобежному спорту 2022/2023. Также белорусские биатлонисты не выступали на трех оставшихся этапах Кубка мира, белорусская команда была отстранена от участия в Чемпионате мира по хоккею 2022 в Финляндии, Кубка мира по лыжным гонкам и, к сожалению, этот список можно продолжить [2].

В связи с этими событиями, сегодня сфера физической культуры и спорта нуждается в государственном вмешательстве как никогда. На сегодняшний день в Беларуси реализуется Государственная программа «Физическая культура и спорт» на 2021 – 2025 годы, одной из целей которой, как и в прошлой пятилетке, является успешное выступление белорусских спортсменов на Олимпийских играх и других крупнейших спортивных соревнованиях (Европейских играх, чемпионатах, кубках, первенствах мира и Европы и др.) [4].

Из вышесказанного следует, что в достижении целевых показателей действующей пятилетки существует риск невыполнения планируемых результатов.

Стоит отметить, как высказались об этой непростой ситуации белорусские государственные деятели.

О санкциях в спорте заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Игорь Викторович Петришенко отметил: «В непростой ситуации находится сегодня спортивная сфера. Международным олимпийским комитетом, большинством международных спортивных организаций к нашим спортсменам применены различные санкции. Но если говорить прямо, по сути, спортивные чиновники просто избавились от сильных соперников в лице российских и наших (белорусских) спортсменов». Он подчеркнул, что Беларусь и Россия смогут найти достойную альтернативу.

Стоит отметить, что прямого ответа на вопрос о том, когда белорусские спортсмены вернуться на международные турниры, нет. Также стоит вопрос о допуске участия в Олимпийских играх. Поэтому стоит задуматься о долгосрочных тенденциях в этом направлении.

Исходя из этого, рассмотрев прогнозы и перспективы Государственной программы «Физическая культура и спорт» на 2021–2025 годы, есть риск невыполнения целевых показателей, в частности, Спортивный рейтинг Республики Беларусь в неофициальном командном зачете по результатам Олимпийских игр.

В связи с этим, предлагается восполнить отмененные соревнования за счет новых форматов. Таким форматом могут служить новые соревнования, которые собирается организовать Россия.

Россия планирует создать новые спортивные турниры и лиги совместно со странами БРИКС, СНГ и ШОС. Так как Республика Беларусь и Российская Федерация имеют долгие и прочные взаимоотношения в спортивной сфере, включение Беларуси в такой формат соревнований пойдет на пользу обеим странам.

Министерство спорта России планирует организовать новые соревнования совместно со странами СНГ и БРИКС из-за того, что российский спорт был исключен практически из всех турниров, которые проводятся под эгидой международных федераций. Всероссийские соревнования могут иметь открытый статус, что позволит иностранным спортсменам принять в них участие.

Если говорить о футболе, то сотрудничество с другими государствами может привести к созданию аналога Лиги чемпионов - турнира, где матчи проводятся не так часто, как в домашних чемпионатах. На групповом этапе, который проходит в осеннюю часть сезона, играются шесть матчей, три из которых - домашние. В случае создания такого турнира привлечение зарубежных команд не станет столь проблематичным и сможет повысить общий интерес к российскому и белорусскому футболу.

В свою очередь, Беларусь может предложить провести некоторые виды спорта, например, хоккей с шайбой, так как Беларусь располагает такими спортивными объектами, как «Минск-Арена» и «Чижовка-Арена», которые в 2014 г. приняли игры Чемпионата мира по хоккею, либо соревнования по легкой атлетике, так как  минский стадион «Динамо» после реконструкции стал соответствовать четвертой категории УЕФА и располагает все необходимым для проведения такого рода соревнований.

Проведение масштабных спортивных событий может оказывать благоприятный эффект на экономику принимающей страны и стимулировать экономический рост.

А именно:

  • рост привлекательности страны/региона с точки зрения международных туристических потоков;
  • улучшение материальной инфраструктуры (железнодорожных и автомобильных дорог, телекоммуникационной сети), что способствует росту эффективности компаний;
  • появление новых и расширение деятельности существующих фирм в результате улучшения предпринимательского климата;
  • рост привлекательности для входящих потоков внутренних и иностранных инвестиций.

Также важность участия в подобном роде соревнований определяется необходимостью соревновательной активности спортсменов не только с соотечественниками, а также с иностранными спортсменами, особенно в условиях сегодняшних ограничений.

Что касается целевых показателей действующей пятилетки. В случае недопуска Беларуси к участию в Олимпийских играх, целевой показатель Спортивный рейтинг Республики Беларусь в неофициальном командном зачете по результатам Олимпийских игр (не ниже 25-го места) будет не выполнен.

С внедрением нового рода соревнований можно добавить новый целевой показатель Спортивный рейтинг Республики Беларусь в неофициальном командном зачете по результатам Всероссийских игр. В таком случае, значением данного показателя на пятилетку будет не ниже 30 места.

Таким образом, развитие физической культуры и спорта является одним из важнейших направлений государственной социальной политики, эффективным инструментом оздоровления нации и укрепления международного имиджа Республики Беларусь. В современном обществе формирование здорового образа жизни во всех группах населения, достижение физического совершенства – социальная цель воспитания, нормативной основой которого являются общегосударственные программы.

Физической культуре и спорту в нашей стране всегда придавалось большое значение. Спортивные достижения белорусских спортсменов позволили всему миру узнать о нашей стране. Поэтому, спортивные традиции – один из ключевых факторов, способствующих узнаванию и прославлению Беларуси в мире. Белорусская нация, благодаря стараниям государства и выдающихся уроженцев нашей страны, является одной из самых спортивных, а значит, и самых здоровых в мире.

На сегодняшний день из-за политической ситуации белорусским спортсменам ограничен выход на мировую арену спорта, однако, благодаря дальновидной белорусской политике и эффективному государственному регулированию, Беларусь достигнет поставленных целей в области физической культуры и спорта.

 

Список литературы:
1. Верзилин, Д.Н. Организационно - экономические механизмы управления отраслью физической культуры и спорта: монография / Д.Н. Верзилин.– ФГБОУ ВО НГУ им. П.Ф. Лесгафта,– СПб, 2017.– 182с.
2. В каких видах спорта беларуси и россии запретили топовые соревнования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://officelife.media/news/31517-v-kakikh-vidakh-sporta-belarusi-i-rossii-zapretili-topovye-sorevnovaniya/. – Дата доступа: 07.12.2022.
3. Гусинец, Е.В. Рынок услуг физической культуры и спорта: функции и особенности в системе экономических отношений / Е.В. Гусинец // Известия Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины. – 2018. № 5 (110). – 137с., с. 116-121. 
4. Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 29 июл. 2021 г., № 292 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
5. Спорт в Беларуси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belarus.by/ru/about-belarus/sport. – Дата доступа: 04.12.2022.