ЭВОЛЮЦИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА»
Секция: Экономика
LXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
ЭВОЛЮЦИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА»
Для оценки финансового состояния предприятия, вне зависимости от деятельности, применяется важный экономический показатель «налоговая нагрузка».
Который включает в себя оценку совокупности всех налоговых платежей и их влияние на экономическое положение организации.
Так же значение данного показателя является достаточно важным для измерения качества налоговой системы страны.
Правильная налоговая нагрузка не должна снижать мотивация для ведения предпринимательской деятельности в стране, но при этом обязывать к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования.
В связи с этим установка границ оптимального изъятия части доходов является важной проблемой любого государства. При этом нужно учесть невозможно полная отмена налоговой нагрузки на предприятия, так как это основные средства для существования и развития государства.
Так как экономическая, политическая, а также социальная ситуация всегда меняется введение каких- либо границ является достаточно сложным для государства.
Важно понимать, что налоговая нагрузка показывает воздействие отдельного хозяйствующего субъекта на экономику страны, и определяется как доля доходов уплачиваемая государству в форме налогов и платежей налогового характера.
Понятие налоговой нагрузки возникло фактически одновременно с появлением налогов и упоминалось в самых первых текстах, где шла речь о налогах. Еще в XVIII в. А. Смит в своем труде «Исследование о природе и причине богатства народов» указывал на важную экономическую зависимость между уровнем налоговой нагрузки и поступлением средств в бюджет государства. «При снижении налогового бремени государство выигрывает больше, нежели от наложения непосильных податей; на освобожденные средства может быть получен дополнительный доход, с которого в казну поступит налог. [4]
В течении многих лет ученые исследовали вопрос влияния налогов на население и экономику в целом. Еще в XVIII—XIX вв. известными российскими и западными экономистами указывались достаточно конкретные пропорции между бюджетом и национальным доходом, предельные размеры изъятия части доходов как хозяйствующих субъектов, так и граждан.
Первые упоминания о количественной оценке показателя налоговой нагрузки и его давлении на экономику относятся также к XVIII в. Впервые исследовавший это явление Ф. Юсти (1705— 1771) определил налоговую нагрузку на макроуровне как соотношение между бюджетом и национальным доходом государства.
А. Бифельд считал пределом изъятия у налогоплательщика четверть его дохода. «Здравая политика, — писал он, — определяет на то 25% с доходу каждого. Ежели больше сего требовать, то, думаю, истощится народ, а ежели меньше, то недостанет на все государственные расходы». [5]
К. Гок обосновывал пропорции доходов бюджета и национального дохода характером расходной части государственного бюджета.
Он считал невозможным установление единого, универсального и одновременно оптимального показателя налоговой нагрузки на экономику, который был бы реалистичен для конкретной страны на любом этапе ее экономического развития.
Изучение налоговых систем в странах где развита рыночная экономика в течении многих веков выработала показатели, за пределами которых предпринимательская деятельность становится не эффективна. Еще в XX в. Профессор А. Лаффер вывел зависимость между усилением налогового бремени и суммой поступающих в государственную казну налогов.
В своих исследованиях А.Лаффер обосновал свой постулат о том, что только снижение налоговой нагрузки стимулирует предпринимательскую деятельность, развивает инициативу и предприимчивость. Необоснованное увеличение налогового бремени, согласно А. Лафферу, является первопричиной развития теневого сектора экономики.
Мировой опыт налогообложения показывает, что изъятие у налогоплательщика 1/3 его дохода - та черта, за пределами которой начинается процесс сокращения сбережений и тем самым инвестиций в экономику.
Если же ставки налогов и их число достигают такого уровня, что у налогоплательщика изымается более 40% его доходов, то это полностью ликвидирует стимулы к предпринимательской инициативе и расширению производства.
Эффективная налоговая система, изымая у налогоплательщика не более 1/3 его доходов, должна обеспечивать разумные потребности государства. В то же время конкретные, предельно допустимые показатели налогового бремени как на микро-, так и на макроуровне в разных странах зависят от множества других, не связанных напрямую с налогами факторов.
Речь идет в первую очередь об уровне тех обязательств, которые берет на себя государство в отношении как конкретного жителя страны, так и экономики в целом. Уровень налогового бремени зависит от доли участия государства в расходах населения на оплату медицинских, образовательных, коммунальных и других услуг, а также в научно-исследовательских, инвестиционных и других программах.
Так же необходимо иметь в виду, что показатель налогового бремени страдает значительными недостатками так, например, при определении налогового бремени налогоплательщика, не учитываются индивидуальные особенности, например, в разнице дохода и т.д, а значит и разницы расчета налогового бремени, поэтому вполне правильно усовершенствование системы и расчет налогового бремени с учетом всех особенностей.
При этом нельзя говорить об исключении данного показателя совсем, так как налоги устанавливает государство, а оно должно учитывать этот средний показатель.
При изучении уплаченных налогов хозяйствующего субъекта можно получить ясную картину экономической активности при разном уровне налогового бремени. В мировой практике при определении уровня налогового бремени методы для расчетов отливаются лишь тем что именно принимается в качестве доходов и какие налоги учитывать для расчета.
Можно сделать вывод что налоговая нагрузка очень важный показатель, который был введен еще при появлении первых налогов и правильное определение налогового бремени хозяйствующего субъекта необходимо для обеспечения разумных потребностей государства.
При это без ликвидации стимула к предпринимательской деятельности и расширению производства.