Статья:

ЭВОЛЮЦИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА»

Конференция: LXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Лунева А.А. ЭВОЛЮЦИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА» // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(62). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/5(62).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЭВОЛЮЦИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА»

Лунева Анна Александровна
студент, Сибирский институт управления- филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Новосибирск
Шумяцкий Роман Иванович
научный руководитель,

 

Для оценки финансового состояния предприятия, вне зависимости от деятельности, применяется важный экономический показатель «налоговая нагрузка».

Который включает в себя оценку совокупности всех налоговых платежей и их влияние на экономическое положение организации.

Так же значение данного показателя является достаточно важным для измерения качества налоговой системы страны.

Правильная налоговая нагрузка не должна снижать мотивация для ведения предпринимательской деятельности в стране, но при этом обязывать к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования.

В связи с этим установка границ оптимального изъятия части доходов является важной проблемой любого государства. При этом нужно учесть невозможно полная отмена налоговой нагрузки на предприятия, так как это основные средства для существования и развития государства.

Так как экономическая, политическая, а также социальная ситуация всегда меняется введение каких- либо границ является достаточно сложным для государства.

Важно понимать, что налоговая нагрузка показывает воздействие отдельного хозяйствующего субъекта на экономику страны, и определяется как доля доходов уплачиваемая государству в форме налогов и платежей налогового характера.

Понятие налоговой нагрузки возникло фактически одновременно с появлением налогов и упоминалось в самых первых текстах, где шла речь о налогах. Еще в XVIII в. А. Смит в своем труде «Исследование о природе и причине богатства народов» указывал на важную экономическую зависимость между уровнем налоговой нагрузки и поступлением средств в бюджет государства. «При снижении налогового бремени государство выигрывает больше, нежели от наложения непосильных податей; на освобожденные средства может быть получен дополнительный доход, с которого в казну поступит налог. [4]

В течении многих лет ученые исследовали вопрос влияния налогов на население и экономику в целом. Еще в XVIII—XIX вв. известными российскими и западными экономистами указывались достаточно конкретные пропорции между бюджетом и национальным доходом, предельные размеры изъятия части доходов как хозяйствующих субъектов, так и граждан.

Первые упоминания о количественной оценке показателя налоговой нагрузки и его давлении на экономику относятся также к XVIII в. Впервые исследовавший это явление Ф. Юсти (1705— 1771) определил налоговую нагрузку на макроуровне как соотношение между бюджетом и национальным доходом государства.

А. Бифельд считал пределом изъятия у налогоплательщика четверть его дохода. «Здравая политика, — писал он, — определяет на то 25% с доходу каждого. Ежели больше сего требовать, то, думаю, истощится народ, а ежели меньше, то недостанет на все государственные расходы». [5]

К. Гок обосновывал пропорции доходов бюджета и национального дохода характером расходной части государственного бюджета.

Он считал невозможным установление единого, универсального и одновременно оптимального показателя налоговой нагрузки на экономику, который был бы реалистичен для конкретной страны на любом этапе ее экономического развития.

Изучение налоговых систем в странах где развита рыночная экономика в течении многих веков выработала показатели, за пределами которых предпринимательская деятельность становится не эффективна. Еще в XX в. Профессор А. Лаффер вывел зависимость между усилением налогового бремени и суммой поступающих в государственную казну налогов.

В своих исследованиях А.Лаффер обосновал свой постулат о том, что только снижение налоговой нагрузки стимулирует предпринимательскую деятельность, развивает инициативу и предприимчивость. Необоснованное увеличение налогового бремени, согласно А. Лафферу, является первопричиной развития теневого сектора экономики.

Мировой опыт налогообложения показывает, что изъятие у налогоплательщика 1/3 его дохода - та черта, за пределами которой начинается процесс сокращения сбережений и тем самым инвестиций в экономику.

Если же ставки налогов и их число достигают такого уровня, что у налогоплательщика изымается более 40% его доходов, то это полностью ликвидирует стимулы к предпринимательской инициативе и расширению производства.

Эффективная налоговая система, изымая у налогоплательщика не более 1/3 его доходов, должна обеспечивать разумные потребности государства. В то же время конкретные, предельно допустимые показатели налогового бремени как на микро-, так и на макроуровне в разных странах зависят от множества других, не связанных напрямую с налогами факторов.

Речь идет в первую очередь об уровне тех обязательств, которые берет на себя государство в отношении как конкретного жителя страны, так и экономики в целом. Уровень налогового бремени зависит от доли участия государства в расходах населения на оплату медицинских, образовательных, коммунальных и других услуг, а также в научно-исследовательских, инвестиционных и других программах.

Так же необходимо иметь в виду, что показатель налогового бремени страдает значительными недостатками так, например, при определении налогового бремени налогоплательщика, не учитываются индивидуальные особенности, например, в разнице дохода и т.д, а значит и разницы расчета налогового бремени, поэтому вполне правильно усовершенствование системы и расчет налогового бремени с учетом всех особенностей.

При этом нельзя говорить об исключении данного показателя совсем, так как налоги устанавливает государство, а оно должно учитывать этот средний показатель.

При изучении уплаченных налогов хозяйствующего субъекта можно получить ясную картину экономической активности при разном уровне налогового бремени. В мировой практике при определении уровня налогового бремени методы для расчетов отливаются лишь тем что именно принимается в качестве доходов и какие налоги учитывать для расчета.

Можно сделать вывод что налоговая нагрузка очень важный показатель, который был введен еще при появлении первых налогов и правильное определение налогового бремени хозяйствующего субъекта необходимо для обеспечения разумных потребностей государства.

При это без ликвидации стимула к предпринимательской деятельности и расширению производства.

 

Список литературы: 
1. Аксенов С., Битюкова Л., Крылов А., Ласкина И.. Налоги и налогообложение. Курск: РФЭИ; — 356 с.. 2010 
2. Воробьева, Е.В. Налоговая система России: основные направления модернизации [Текст] // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. 2017. № 9. С. 75-76.
3. Зотиков, Н.З. Налоговая система России: проблемы и перспективы // Интернет-журнал Науковедение. 2017. Т. 9. № 3. С. 76. 
4. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз, 1962.
5. Соловей Г. Г. Государственные бюджеты. М.–Л., 1928. С. 5.