Статья:

ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ В РОССИИ

Конференция: LXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Евсая Я.Ю. ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ В РОССИИ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(62). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/5(62).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ В РОССИИ

Евсая Яна Юрьевна
студент, ФГБОУ ВО Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Сусликов Сергей Анатольевич
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, ФГБОУ ВО Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов

 

Как известно, причины подъема общественно-политических движений в недавнем времени и в настоящее время связаны непосредственно с политикой государства.

С развалом старой структуры власти, а именно с развалом советского союза, постсоветскую Россию захлестнули различные политические и общественные настроения.

Преобразование общественного мнения в целом, а в частности мнения молодого населения страны повлияло на увеличение массовых членств с различной направленностью.

Не смотря на курс либерализации в начале XXI столетия, реформы запустили социальный процесс вседозволенности при котором, у людей возникло стойкое желание объединяться, и, к примеру, отстаивать права и интересы определённых категорий лиц или совершать иные общественные, политические полезные действия.

Также причины подъема связаны с колебаниями правительственного государственного курса от либерализма к консервативным истокам и наоборот. Допущение расширения прав и свобод, открытости и гласности, даже такой свободы, при которой общество не всегда соответствовало правовой грамотности и политического развития, но при том одновременно в других сферах был откат в консерватизм.

Помимо всего прочего, необходимо помнить, что на рубеже 2000-2010 годов наша страна находилась в кризе социального взаимодействия. Это кризис взаимодействия разных политических, национальных, общественных групп внутри российского общества, и вот эта острота социальных противоречий стала усугубляться. В связи с этим в это время повсеместно появлялись и разрастались такие общественно-политические движения, как левые, центристские, правые, ультраправые, национал-демократические для воздействия на государственную власть, а в некоторых случаях для ее захвата.

Опять же нельзя рассматривать общественно-политические движения только с негативной стороны, на это нам указывает законодатель. На сегодняшний день в нашей стране зарегистрировано плеяда движений связанных с различными социальными, конфессиональными, экологическими, экономическими проблемами и установками, они направленны на представительство и защиту прав отдельных категорий граждан. Например, женская организация №1 в России, зеленые (экоактивисты), пацифисты России, Трезвая Россия и т.д.

Так, Федеральным законом от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" было официально закреплено понятие общественного движения, высший руководящий орган, орган финансовой отчетности и т.д. Но необходимо понимать, что проблема заключается не в широте закрепления на федеральном уровне понятия, а в том, что существующее определение имеет довольно широкую трактовку.

Казалось бы, при изучении общественно-политического движения не должно возникать проблем, но речь идет о специфическом российском явлении, которое имеет исторические истоки.

 Особенность российского общественно-политического движения связана с двумя чертами: европейское общество, пытающееся формировать смысл, как во многих других странах, но в условиях отсутствия публичной политики, и присутствия цензурных ограничениях. Что по-нашему мнению, не является отрицательным моментом, а наоборот фильтрующим и ограничивающим фактором

Следует отметить, что в отечественной науке понятие «общественно-политическое движение» давалось с разных позиций. Так, Е. Б. Шестопал различал общественно-политическое движение с позиций того, кто выступает объектом носителей прав и по направлению данных прав: «тип коллективных действий, массовых движений или объединений, внимание которых сосредоточено на конкретных политических или социальных проблемах.».

В свою очередь, А.Б. Шатилов обратил внимание на развитие института общественно-политическое движение вне государства: «государство не вмешивается в деятельность общественно-политические движения, но регулирует ее в соответствии с действующим законодательством государства».

На основании вышеизложенного, важно отметить, что общественные политические движения состоят из наиболее активной части общества, а их деятельность направлена на осуществление блага для этой части общества. Такие движения различаются по характеру, видам деятельность, способу организации, в зависимости от сферы деятельности, в зависимости от политической установки и обстановки в стране, при этом общественные и политические движения различаются от направленности в целом. Общественные движения не направлены в изменении политического строя, они направлены на решение конкретных социальных проблем.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (ред. от 19.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.12.2022) // Собрание законодательства РФ. 1995. N 21. Ст. 1930
2. Шестопал Е.Б. Политическая социализация российских граждан в период трансформации. М.: Новый хронограф, 2018. 211 с.
3. Шатилов А.Б. Элита, лидер, народ в современных развитых государствах: опыт рационального анализа власти // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2016. № 3. С. 54–59.