КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
Секция: Экономика
LXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
COMPETITIVENESS OF THE ENTERPRISE
Evgenia Medvedchikova
Student, Transbaikal State University, Russian, Chita
Аннотация. Повышение конкурентоспособности предприятий - важная задача для всех предприятий сегодня. Необходимость повышения конкурентоспособности предприятий вызвана, прежде всего, жесткой конкуренцией на рынке в современных экономических условиях. В данном исследовании описана сущность конкурентоспособности предприятий, показаны характеристики конкурентоспособных предприятий и рассмотрены наиболее эффективные способы повышения конкурентоспособности предприятий.
Abstract. Increasing the competitiveness of enterprises is an important task for all enterprises today. The need to increase the competitiveness of enterprises is caused, first of all, by fierce competition in the market in modern economic conditions. This study describes the essence of the competitiveness of enterprises, shows the characteristics of competitive enterprises and considers the most effective ways to increase the competitiveness of enterprises.
Ключевые слова: конкурентоспособность предприятия, оценка уровня конкурентоспособности, микросреда предприятия, макросреда предприятия.
Keywords: competitiveness of the enterprise, assessment of the level of competitiveness, micro environment of the enterprise, macro environment of the enterprise.
Конкурентоспособность предприятия в первую очередь является результатом конкурентоспособности товаров и услуг, которые оно производит. Способность предприятия оставаться на рынке, выдерживать конкурентное давление и сохранять лидирующие позиции определяется качественными и количественными характеристиками производимых им товаров и услуг, а также общими характеристиками всей хозяйственной деятельности предприятия.
Конкурентоспособность предприятия достигается, прежде всего, за счет способности использовать свои сильные стороны и устранять слабые, правильно оценивать рыночную конъюнктуру и быстро адаптироваться к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Особое внимание следует уделять факторам прямого и косвенного влияния внешней среды.
Конкурентоспособность предприятия - это более сложное и обобщенное понятие, чем конкурентоспособность продукции. Конкурентоспособность предприятия - это основная числовая характеристика для оценки конечных результатов, достигнутых предприятием за определенный период времени. Она представляет собой систему элементов, каждый из которых предназначен для отражения численной (например, балльной) оценки определенного вида компетенции. Конкурентоспособность предприятия обеспечивается различными видами преимуществ перед основными конкурентами (экономическими, финансовыми, инвестиционными, кадровыми, имиджевыми). [3, c.130]
Комплексный подход к конкурентоспособности в масштабах всего предприятия означает обеспечение конкурентоспособности на трех уровнях управления: стратегическом, тактическом и оперативном.
Достижение конкурентоспособности на оперативном уровне означает достижение конкурентоспособности продукции. Мерой конкурентоспособности в данном случае является индекс конкурентоспособности продукции. [2, c.110]
Конкурентоспособность на тактическом уровне характеризуется общим состоянием предприятия. В этом случае критерий конкурентоспособности является комплексным показателем состояния предприятия.
Обеспечение конкурентоспособности на стратегическом уровне означает обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия. В этом случае критерием конкурентоспособности является рост стоимости предприятия.
В более широком смысле корпоративную конкурентоспособность можно определить как способность компании достигать собственных целей в условиях конкурентного давления. Цели обычно ограничены во времени. Поэтому можно сказать, что конкурентоспособность предприятия может быть определена его способностью хорошо работать (с точки зрения своих целей) в конкурентной среде в течение определенного периода времени.
Конкурентоспособность предприятия определяется его экономическими показателями и общей удовлетворенностью потребителей соотношением цены и качества товаров и услуг.
Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия, условно делятся на две группы: внешние и внутренние факторы. Внешние факторы - это факторы внешней среды, которые влияют на организацию. Другими словами, внешние факторы конкурентоспособности компании представляют собой среду, в которой работает организация. Внутренние факторы, с другой стороны, - это факторы, ситуация которых зависит от внутренней организации предприятия и положения отдельных элементов.
Внешние факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятий, следующие: [1, c.480]
- государственная политика в области импорта и экспорта
- уровень экономического развития страны
- экономическая политика правительства в странах-экспортерах и странах-импортерах товаров;
- эффективность рынка капитала и качество финансовых услуг;
- уровень развития внутренней инфраструктуры;
- развитие научно-технического потенциала;
- наличие человеческих ресурсов и уровень квалификации;
- фискальная, монетарная и кредитная политика, включая различные государственные и межправительственные субсидии;
- тарифная политика и связанные с ней импортные пошлины, импортные квоты;
- государственные программы страхования;
- участие в международном разделении труда; финансирование национальных программ по обеспечению конкурентоспособности предприятий;
- национальная система стандартизации и сертификации продукции и производственных систем;
- обязательные требования к стандартам; обязательные правила сертификации продукции и систем; метрологический контроль; правовая защита интересов потребителей;
- правовая защита интересов потребителей;
- основные характеристики рынка: типы и емкости, наличие и возможности конкурентов;
- деятельность общественных и неправительственных организаций.
К внутренним факторам конкурентоспособности предприятия относятся: [1, c.481]
- производственная и организационная структура предприятий;
- технологии, используемые предприятием;
- учет и организация производственных процессов.
- уровень квалификации персонала.
- качество управления;
- информационная, нормативная и методологическая база управления;
- оборудование и степень его оснащенности;
- функционирование системы менеджмента качества;
- уровень стратегического управления;
- степень аутсорсинга;;
- развитие сбытовой (дилерской) сети;
- степень защиты конфиденциальной информации (безопасность систем информационного обеспечения);
- степень применения новейших информационных технологий;
- использование интернета в продажах продукции;
- ориентация на наукоемкую экономику (экономика знаний);
- регулярность привлечения инвестиций в производство и развитие;
- размер сформированной и лояльной клиентской базы;
- степень использования результатов новейших технологий;
- корпоративная репутация;
- мотивация персонала к повышению качества продукции;
- наиболее важные стратегические конкурентные преимущества.
- эффективная конкурентная стратегия;
- сроки проведения реструктуризации (слияния, поглощения, продажи);
- стоимость компании (предприятия), отражающая ее инвестиционную привлекательность.
Сравнивая влияние внутренних и внешних факторов, следует отметить, что состояние внутренних факторов играет решающую роль в формировании уровня конкурентоспособности предприятия.