Статья:

Обоснование необходимости перехода бизнеса города Севастополя на цифровые платформы

Конференция: XCII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Репина И.А., Куценко Э.А. Обоснование необходимости перехода бизнеса города Севастополя на цифровые платформы // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XCII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 23(92). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/23(92).pdf (дата обращения: 24.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Обоснование необходимости перехода бизнеса города Севастополя на цифровые платформы

Репина Ирина Андреевна
студент, филиал МГУ им. М. В. Ломоносова в г.Севастополе, РФ, г. Севастополь
Куценко Эльвина Александровна
студент, филиал МГУ им. М. В. Ломоносова в г.Севастополе, РФ, г. Севастополь
Тимиргалеева Рена Ринатовна
научный руководитель, д-р. экон. наук, профессор, профессор кафедры управления, филиал МГУ им. М. В. Ломоносова в г.Севастополе, Россия, г. Севастополь

 

Аннотация. В статье рассматривается влияние пандемии коронавируса на бизнес. Анализируется текущее состояние бизнес-среды в Севастополе и дается прогноз относительно дальнейшего развития предприятий. Дается оценка антикризисным мерам Правительства по восстановлению экономики. Обоснована необходимость развития онлайн-бизнеса.

 

Ключевые слова: бизнес-среда, онлайн-бизнес, антикризисные меры, популяризация предпринимательства, цифровые платформы.

 

Введение. Мировую экономику ожидает рецессия, — именно так пандемия нового коронавируса изменила планы на 2020 год. Несмотря на то, что она должна была вырасти на 2,3%, по оценкам Economist Intelligence Unit, она упадет на 2,2%. То есть, экономику РФ ожидает спад на 2%.

По данным Торгово-промышленной палаты РФ, в России после пандемии может закрыть свою предпринимательскую деятельность более трех миллионов индивидуальных предпринимателей, если кризис окажется затяжным. За последние два месяца в условиях пандемии приостановили работу многие крупные компании.

Однако, адресную поддержку предприятиям, пострадавшим от режима повышенной готовности, введенного из-за угрозы распространения COVID-19, оказало Правительство Крыма, в первую очередь бизнесу, сохраняющему рабочие места.

Пандемия оказала влияние на поведение потребителей и производителей. Так, потребители стали действовать крайне осторожно, совершая только самые необходимые покупки, а производители, со своей стороны, стали стремительно терять доходы и искать новые пути получения дохода, адаптируясь под выпуск товаров и услуг, ставших актуальными в связи с эпидемией. По данным интернет-магазина Ozon основными категориями товаров, спрос на которые ощутимо возрос за первую неделю пандемии, являются: подписки на игровые сервисы и онлайн-кинотеатры (200%); настольные игры (150%); товары для хобби и творчества (120%); книги (110%); спортивные товары (120%).

В среднем же, россияне израсходовали в марте 2020 года на товары для домашнего досуга в пределах 2,1 тыс. руб., что на 900 руб. больше, чем годом ранее. В первые дни (с 14 по 17 марта 2020 г.), после того как некоторые российские компании перевели сотрудников на удаленный режим работы, граждане сделали наибольшее количество покупок. Однако позднее спрос начал стремительно падать в связи с желанием потребителей сохранить как можно больше сбережений в виде т.н. «подушки безопасности».

Формулировка цели статьи, ее актуальность. Актуальность исследования заключается в том, что в ней рассматриваются недавние события, документы, авторитетные точки зрения, относительно которых даются прогнозы на дальнейшее развитие предпринимательского сектора.

Целью данной статьи является обоснование необходимости перехода бизнеса в онлайн в условиях сложившейся ситуации, обусловленной новой коронавирусной инфекцией.

Изложение основного материала. Прежде всего рассмотрим состояние бизнес-среды в городе Севастополе на момент пандемии и после ее окончания. Что касается экономики Севастополя, по прогнозам специалистов, именно турбизнес лета 2020 года сыграет важную роль в развитии экономики. По данным туроператоров, количество заявок на туры в Севастополь возросло почти на 60%. Севастополь попал в топ городов, куда желают отправиться российские туристы, которые до пандемии с большей вероятностью предпочли бы отдых за рубежом. Но из-за коронавирусной инфекции они пересмотрели свои планы на летний отдых.

Однако, если сравнивать оплаченные заявки туристов в период с 12 января по 12 марта 2020 с аналогичным периодом прошлого года, то можно заметить, что распространение эпидемии COVID-19 не повлияло на рост бронирований туристами отдыха на российских курортах в 2020 году. Статистика бронирования отелей традиционно популярных городов для отдыха в 2020 году по сравнения с прошлыми годами (в %) представлена в таблице 1.

Таблица 1.

Статистика бронирования отелей популярных городов для отдыха в 2020 году

Город

Прирост бронирования, %

Севастополь

+58,5

Судак

+36,1

Евпатория

+35,02

Ялта

+31,05

Алушта

+24,94

Феодосия

+17,70

Сочи

+15,10

Анапа

+10,73

Геленджик

- 7,47

Алупка

- 11,98

 

Стоит отметить, что, по мнению экспертов, эти цифры можно считать лишь опорными, а реальное число приехавших может отличаться, в том числе и по причине формирующегося страха перед путешествиями вообще. Эксперты отмечают, что решение туристов о поездке значительно будет зависеть от того, что порекомендуют медики. Например, людям преклонного возраста либо тем, кто имеет хронические заболевания, желательно остаться дома, так как они наиболее подвержены риску заражения с вытекающими последствиями.

Однако те люди, у которых нет противопоказаний по здоровью, смогут отправиться в туристическую поездку, и они скорее всего предпочтут Крым или Краснодарский край. Более того, высказывается мнение специалистов, что, из-за обвала рубля после падения цен на нефть, Крымский полуостров, скорее всего, выиграет. Вместе с тем, курортный сезон уже не будет каким же, как раньше, поскольку позиции малого бизнеса существенно ослабли. Кроме того, во время пандемии в городах Крыма и Севастополе закрылись заведения общественного питания, а также ряд предприятий частного сектора. Одновременно с этим, вырос спрос на доставку еды на дом и покупки еды на вынос. Пострадала также и индустрия развлечений, среди которых предприятия по организации выставок и концертов, театры и кинотеатры, музеи, зоопарки, базы отдыха и пансионаты. Каждый из субъектов бизнеса оценил свои затраты. К примеру, проанализировав ситуацию в РФ, Ассоциация владельцев кинотеатров предполагает, что доходы в этом году уменьшатся минимум на 20%. А некоторые предприятия наиболее пострадавших сфер деятельности вообще не смогут в дальнейшем продолжать деятельность, что приведет к их разорению, и, как следствие – закрытие бизнеса и увеличение безработных.

Таким образом, можно утверждать, что пандемия коронавируса существенно повлияла не только на малый и средний бизнес, но и на функционирование крупных компаний. Многим пришлось приостановить свою работу либо навсегда уйти с рынка. Однако несмотря на это прогнозируется отличный курортный сезон и постепенное оживление предпринимательского сектора в туристско-рекреационной сфере. Следует отметить, что Правительством РФ были разработаны антикризисные меры по восстановлению предприятий и укреплению экономики. Такие меры охватывают как федеральный, так и региональный уровень (таблица 2) (составлено на основе информации, взятой из официального сайта Портала малого и среднего предпринимательства города Севастополя).

Таблица 2.

Меры по поддержке малого и среднего предпринимательства

Меры поддержки по федеральному плану

 

Меры поддержки по региональному плану

  • Субсидия в размере МРОТ
  • Новый льготный кредит для бизнеса (2%)
  • Продление сроков уплаты налогов
  • Продление срока предоставления отчетности
  • Продление срока действия лицензий, разрешений
  • Кредитные каникулы
  • Приостановление налоговых проверок
  • Мораторий на налоговые санкции
  • Снижение страховых взносов
  • Мораторий на рост взносов ИП
  • Мораторий на возбуждение дел о банкротстве
  • Беспроцентные кредиты на выплату зарплат
  • Расширенная программа льготного кредитования малого и среднего бизнеса
  • Отсрочка по аренде
  • Снижение требований к обеспечению госконтрактов
  • Консультации по теме форс-мажора
  • Продление сроков уплаты налогов
  • Снижение налоговых ставок
  • Отсрочка по аренде имущества или земельных участков, находящихся в собственности г. Севастополя
  • Освобождение от арендной платы за имущество или земельные участки, находящихся в собственности г. Севастополя
  • Снижение оплаты за НТО
  • Снижение оплаты за торговое место на розничных рынках
  • Освобождение от уплаты налогов арендодателей
  • Микрозаймы на льготных условиях

 

 

Однако все указанные меры, к сожалению, являются краткосрочными. К примеру, заявление на получение субсидии в размере МРОТ может быть оформлено не позднее 1 июля 2020 года, а новый льготный кредит для бизнеса (2%) – до 1 ноября того же года, причем указывается, что чем скорее будет подписан кредитный договор, тем более крупной будет сумма кредита. Также стоит учитывать, что большая часть правительственных антикризисных мер направлена только на отдельных представителей МСП, деятельность которых включена в федеральный перечень наиболее пострадавших отраслей экономики. Этот перечень сформирован на основе Постановления Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434 и включает:

  • авиаперевозки, аэропортовая деятельность, автоперевозки;
  • деятельность организаций дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений;
  • деятельность по организации конференций и выставок; культура, организация досуга и развлечений;
  • гостиничный бизнес;
  • общественное питание;
  • физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт;
  • деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма;
  • деятельность по предоставлению бытовых услуг населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты).

Стоит отметить, что список отраслей довольно большой, и охватывает если не все, то очень многие сферы бизнеса, которые сейчас особенно нуждаются в поддержке государства. И примечателен тот факт, что Правительство готово эту поддержку оказывать, хоть местами она и носит краткосрочный, локальный характер. Несмотря на это, меры поддержки способны дать необходимый толчок к восстановлению предприятий.

В таких условиях, в состоянии общей неопределенности, вызванной пандемией, для всех стали очевидны преимущества интернет-бизнеса и предприятий, находящихся на цифровых платформах, где уже активно осуществляются сделки по купле-продаже товаров и услуг. Правительство принимает меры и в этом направлении, что видно по мероприятиям, которые с весьма высокой периодичностью проходят на сайте Портала малого и среднего предпринимательства города Севастополя. Например, при поддержке властей был организован бесплатный онлайн-интенсив «iShop-start – интернет-магазин с нуля», разработан вебинар для субъектов МСП: «АО «Корпорация «МСП»: текущие меры поддержки, планы по новым мерам поддержки бизнеса»» и обозначена тема предстоящего события по внедрению системы электронной ветеринарной сертификации.

Данные факты свидетельствуют о том, что Правительство Севастополя не только всячески привлекает граждан к предпринимательской деятельности, но и способствует обучению начинающих бизнесменов, развитию в них креативного мышления; а также формирует положительный образ предпринимательства среди граждан, что, к слову, обозначено в качестве цели паспорта регионального проекта «Популяризация предпринимательства в городе Севастополе». В рамках этого проекта организаторы проводят социологические опросы потенциальных и действующих предпринимателей, обучают их финансовой грамотности, основам ведения бизнеса, планированию, стратегическому и креативному мышлению; выявляют и усиливают факторы, определяющие интерес граждан к ведению предпринимательской деятельности и вместе с тем устраняют либо максимально снижают барьеры, препятствующие вовлечению граждан в бизнес-среду.

Таким образом, можно утверждать, что антикризисные меры Правительства по восстановлению предприятий и появлению новых бизнесменов активно разрабатываются и применяются на практике. Но их краткосрочный характер вряд ли сможет задать продолжительную тенденцию популяризации бизнеса у консервативно настроенной части населения. Однако стоит учитывать, что все больше людей вовлекаются в интернет и используют социальные сети уже не только для общения с другими людьми, но и в качестве платформы, на которой совершаются торговые сделки. Правительство ускоряет этот процесс посредством программ, направленных на вовлечение все большего числа людей в бизнес-среду и использование сети интернет для демонстрирования личного бренда уже среди действующих предприятий.

В сложившихся условиях важность перехода бизнеса на цифровые платформы становится очевидной. Пандемия COVID-19 показала, что более стабильным в постоянно меняющихся условиях является бизнес, имеющий «онлайн-подкрепление», то есть тот, который способен работать не только в привычном офлайн режиме, но и взаимодействовать с потребителями через интернет и социальные сети. Предприятия, имеющие выход в онлайн, имеют целый ряд преимуществ: высокая скорость взаимодействия с клиентами; гибкий график работы; управление клиентской базой и ее расширение; укрепление имиджа компании; наличие интернет-платформы с большим количеством потенциальных клиентов; оптимизация операционных издержек.

Популярность цифровых платформ определена и тем, что на данный момент люди очень много времени проводят в интернете, и эта тенденция продолжает расти, что является для предпринимателя отличной возможностью привлечения новых покупателей. Благодаря этому укрепляется имидж компании, она становится более узнаваемой и вызывает больше доверия, что способствует увеличению числа продаж. Также для стабильного положения бизнеса важно больше узнавать об интересах потребителя, что представляется возможным благодаря работе цифровых платформ и запоминающих программ, при помощи которых обеспечивается управление клиентской базой и ее расширение. Это позволит более точно анализировать действия и предпочтения покупателя и усиливать факторы, мотивирующие на совершение приобретения в виде товара или услуги. Вместе с тем интернет обеспечивает высокую скорость взаимодействия с клиентами при гибком графике работы предпринимателя и низких операционных издержках, присущих офлайн бизнесу.

Помимо очевидных выгод для отдельных предпринимателей, развивающихся в онлайн среде, можно выделить преимущества и для всей страны в целом. Во-первых, популяризация интернет-бизнеса способствует увеличению числа лиц, задействованных в нем, что обогащает госбюджет налоговыми пополнениями, благодаря чему страна имеет ресурс для развития инфраструктуры, инноваций и технологий, повышающих уровень жизни. Во-вторых, цифровые платформы имеют открытый доступ, ввиду чего будет максимально снижена возможность теневых действий бизнеса. И в-третьих, на рынке смогут существовать только ответственные и добропорядочные предприятия, дорожащие своей репутацией, что обусловлено высокой конкуренцией и возможностью покупателей оставлять отзывы на данную продукцию.

Выводы. Кризис, порожденный пандемией COVID-19, показал, что сейчас как никогда актуален переход бизнеса на цифровые платформы, способный обеспечить относительно стабильное существование предпринимательского сектора в условиях сильного дисбаланса экономики. Более того, бизнес имеет поддержку государства, благодаря которой на данный момент предприятия восстанавливаются и возобновляют свою работу.

 

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Севастополя в рамках научного проекта № 20-410-925001 р_Наставник.

 

Список литературы:
1. Портал бизнес-навигатора МСП https://smbn.ru/service/best-business-int
2. Портал малого и среднего предпринимательства города Севастополя https://mb92.ru/support/program/
3. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349344/
4. Паспорт регионального проекта «Популяризация предпринимательства в городе Севастополе» https://sev.gov.ru/docs/250/66156/
5. Правительство Севастополя. Оценка уровня развития цифровой экономики в городе Севастополе // Под ред. Т.В. Ершовой, Ю.Е. Хохлова. М.: Институт развития информационного общества, 2018. — 98 с.