Статья:

ПРОГРАММА ЛОЯЛЬНОСТИ: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ВИДЫ

Конференция: CCLXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научные форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Авенович М.Р. ПРОГРАММА ЛОЯЛЬНОСТИ: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ВИДЫ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 36(268). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/36(268).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОГРАММА ЛОЯЛЬНОСТИ: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ВИДЫ

Авенович Мария Романовна
студент, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, РФ, г. Санкт-Петербург
Неуструева Анастасия Сергеевна
научный руководитель, ст. преп. кафедры экономики и финансов, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Организации любой сферы деятельности с постоянным потоком клиентов важно показывать свои преимущества и стимулировать потребителей. Для привлечения новых и удержания старых клиентов многие компании создают программы лояльности. Программа лояльности – программа, созданная компанией для поощрения и стимулирования верности и активности потребителей. Цель программы лояльности заключается в удержании существующих клиентов, привлечении новых и увеличении объема и частоты покупок. В рамках программы клиенты могут получать бонусы, скидки, специальные предложения и привилегии, накапливать баллы за покупки и обменивать их на товары или услуги, участвовать в розыгрышах призов и получать персонализированную информацию и предложения.

В свою очередь, компания получает информацию о предпочтениях и поведении клиентов, что помогает улучшить продукт или услугу, а также проводить более эффективную маркетинговую стратегию. Программа лояльности может быть реализована в виде пластиковой карты, мобильного приложения, электронного кошелька или иного инструмента [1].

Впервые реализация программ лояльности была сформирована в начале XX века в авиаиндустрии. В 1981 г. American Airlines создали первую программу лояльности для авиапассажиров, названную AAdvantage. Такая программа позволила пассажирам накапливать мили за полеты и обменивать их на бесплатные билеты. В настоящее время программы лояльности используют в деятельности организации различных сфер деятельности [2].

С течением времени, программы лояльности стали неотъемлемой частью стратегии многих компаний, помогая им удерживать клиентов, повышать продажи и собирать цепные данные для анализа предпочтений потребителей.

Программы лояльности представляют собой систему вознаграждения и поощрения клиентов, для их удержания, повышения уровня доверия и достижения повторных продаж. Ключевое значение программ лояльности заключается в следующем: сохранение клиентуры (прежде всего, наиболее крупных и прибыльных покупателей), увеличение среднего чека и рост частоты покупок, снижение затрат на случайных потребителей; налаживание постоянной связи с клиентами с возможностью их мотивирования на дополнительные покупки; сбор базы данных о покупателях и получение информации о предпочтениях своих клиентах и их поведении; повышение узнаваемости бренда и доверия к нему; формирование категории потребителей, на которых можно проводить тестирование новых товаров и услуг; отслеживание изменения потребительского поведения, что позволяет влиять на него, повышая привлекательность своих предложений; экономия средств на привлечение новых клиентов; оптимизация расходов на маркетинг за счет использования целенаправленных предложений; привлечение постоянных пользователей продукции компании к ее продвижению; усиление мотивации персонала фирмы к увеличению продаж.

Наиболее распространенными программами лояльности в настоящее время можно назвать дисконтную и накопительную систему. Однако, выделяют и другие программы. Рассмотрим более подробно виды наиболее популярных программ лояльности потребителей.

1. Дисконтная программа лояльности подразумевает предоставление определённого процента скидки и доступ к специальным акционным предложениям. Выделяют две разновидности дисконтных программ: накапливаемые (при большей сумме покупки, больше сумма скидки) и фиксированные (процент не меняется в зависимости от суммы покупки).

2. Бонусные программы предусматривают начисление баллов за покупки, которыми можно оплатить частично или полностью стоимость товаров или услуг.

3. Многоуровневые программы лояльности. Повышение уровня привилегий потребителей происходит с ростом суммы покупок.

4. Партнёрские программы лояльности позволяют получать потребителям бонусы и скидки на товары и услуги участников-партнеров программы. В данном виде программ лояльности можно выделить зонтичную и кобрендинговую программы лояльности. Суть зонтичной программы лояльности заключается в том, что она, как правило, затрагивает только бренды, которые объединены в одно большую группу или корпорацию, а сущность кобрендинга состоит в сотрудничестве независимых организаций, которые имеют одинаковые целевые аудитории и предлагают им единую систему бонусов.

5. Ценностные программы лояльности. Потребитель вступает в сообщество по интересам, создаётся «живое» общение с клиентом и происходит трансляция ценностей на аудиторию.

6. Закрытый клуб представляет собой систему эксклюзивных предложений, приглашений на мероприятия и другие привилегии. Вступление в клуб подразумевает взнос определенной платы.

7. Геймифицированные программы лояльности. Покупателю предлагают в игровой форме получить скидку или другое вознаграждение.

Далее целесообразно рассмотреть основные этапы разработки программы лояльности для потребителей. Разработка программы лояльности для потребителей – это многозначный процесс, который включает в себя несколько этапов.

Исследование и анализ. Первым этапом разработки программы лояльности является исследование. Компания должна изучить свою целевую аудиторию, определить их потребности и предпочтения. Это включает в себя анализ данных, опросы клиентов и изучение конкурентов.

Планирование и дизайн. На этом этапе определяются цели программы, бонусы и награды, которые будут предоставляться клиентам. Кроме того, разрабатывается структура программы, включая систему баллов или маркировку, правила участия и механизмы стимулирования участия.

Реализация. После планирования компания переходит к реализации программы. Это включает в себя создание программного обеспечения, необходимого для отслеживания бонусов и активности участников. Кроме того, проводятся маркетинговые компании для привлечения клиентов и обучения их о преимуществах программы.

Оценка и анализ результатов. После запуска программы важно постоянно оценивать ее результаты. Анализируются данные по участию клиентов, изменениям в продажах и уровню удовлетворенности клиентов. Эта информация позволяет вносить корректировки в программу, чтобы она была более эффективной.

Вышеизложенное позволяет заключить, что разработка программы лояльности для потребителей – сложный и многозначный процесс. Однако, при правильном планировании и реализации, такие программы могут значительно увеличить лояльность клиентов и прибыль компании. Они становятся важным инструментом для достижения конкурентных преимуществ в современном бизнесе.

 

Список литературы:
1. Дарья Чепунова Главное о программах лояльности. Тренды, работающие механики и моветон // Skillbox Media. – [сайт] – URL: https://skillbox.ru/media/marketing/glavnoe-o-programmakh-loyalnosti-v-2022-godu-trendy-rabotayushchie-mekhaniki-i-moveton/ (дата обращения: 17.09.2024).
2. Эволюция программ лояльности – история возникновения и развития // CRM-агентство полного цикла NGN. – [сайт] – URL: https://ngmsys.com/blog/loyaltyevolution (дата обращения: 17.09.2024).