Статья:

СМИ КАК СУБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

Конференция: LXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Социология

Выходные данные
Приход Д.В. СМИ КАК СУБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(71). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/2(71).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СМИ КАК СУБЪЕКТ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

Приход Дарья Васильевна
студент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород
Благорожева Жанна Олеговна
научный руководитель, ассистент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород

 

Аннотация. В статье рассматриваются СМИ в качестве субъекта формирования общественного мнения. В работе анализируются воздействие СМИ на человеческое сознание и методы манипулирования общественным мнением со стороны медиа. Также представлены результаты исследования воздействия СМИ на формирование общественного мнения.

 

Ключевые слова: общественное мнение, СМИ, манипулирование.

 

Введение. Тема исследования, безусловно, актуальна на сегодняшний день. С каждым днем СМИ развиваются и совершенствуются, приобретая все большее значение в обществе. Медиа играют ключевую роль в формировании общественного мнения, воздействуют на убеждения и поведение людей, а также определяют повестку дня общественных дискуссий.

По мнению Гуржий Д. А. СМИ являются «четвертой властью», так как подвергают общественное сознание сильнейшему воздействию со своей стороны, что в свою очередь играет одну из определяющих ролей в формировании общественного мнения и формулировании общественных интересов [1].

Основная часть. Обратной стороной влияния СМИ на формирование общественного мнения является манипулирование, методы которого нередко применяются для управления обществом. Исследователь Кихтан В. В. Выделяет следующие методы манипуляции СМИ: фабрикация фактов, при которой медиа склонны маскировать сообщение, которое невозможно избежать, потоком неважных и ненужных информационных сообщений; создание лжесобытий, которому характерно использование не достоверной и не проверенной информации и т. д. [2].

С целью изучения характера и степени влияния СМИ на формирование общественного мнения было проведено исследование среди жителей г. Белгород. В качестве метода сбора информации было выбрано анкетирование в форме онлайн-опроса.

В ходе исследования были получены следующие ответы на один из ключевых вопросов исследования: большинство опрошенных часто меняют мнение под воздействием СМИ (32%); редко меняют мнение 26% респондентов;  никогда не меняют свое мнение 18% опрошенных; вариант ответа «всегда» выбрали 8% респондентов; затруднились с ответом 6% респондентов (Рисунок 1). На основании данных результатов можно сделать вывод о том, что СМИ, как говорилось ранее, имеет влияние при формировании общественного мнения.

 

Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос «Как часто Вы меняете собственное мнение под влиянием СМИ?» %

 

По результатам опроса можно сделать вывод, что большая часть опрошенных полностью согласны с утверждением «На сегодняшний день СМИ являются мощнейшим средством манипулирования общественным мнением» (46% респондентов); 22% респондентов частично согласны с данным утверждением; 8% частично не согласны; 16% полностью не согласны с утверждением; 8% затруднились с ответом (Рисунок 2).

 

Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос «Согласны ли Вы с утверждением «На сегодняшний день СМИ являются мощнейшим средством манипулирования общественным мнением»?»

 

Результаты опроса показали, что большинство респондентов (57%) испытывают на себе манипулятивное воздействие СМИ, 33%, напротив, не испытывают такое влияние, 10% респондентов затруднились с ответом (Рисунок 3).

 

Рисунок 3. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Ощущаете ли Вы на себе манипулятивное воздействие СМИ?»

 

Заключение. Таким образом, в современном мире средства массовой информации являются одним из ключевых факторов, воздействующих на человеческое сознание с целью формирования общественного мнения при помощи определенных методов влияния. Однако, часто эти методы играют негативную роль, подразумевая под собой манипулирование с целью управления обществом. Поэтому, крайне важным, на сегодняшний день является умение «фильтровать» ту или иную информацию, предоставляемую со стороны СМИ, чтобы не попасть под их манипулятивное воздействие.

 

Список литературы:
1. Гуржий, Д. А. Влияние СМИ на формирование общественного мнения / Д. А. Гуржий. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2015. – № 12 (92). – С. 991-993. – URL: https://moluch.ru/archive/92/20451/ (дата обращения: 08.01.2024).
2. Кихтан В.В. Исследование процессов манипулирования массовым сознанием в современных средствах массовой информации / В. В. Кихтан. – Текст : непосредственный // Вестник ВУиТ. – 2018. – №2. – С. 221-227. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-protsessov-manipulirovaniya-massovym-soznaniem-v-sovremennyh-sredstvah-massovoy-informatsii (дата обращения: 08.01.2024).