Статья:

ВОЗЗРЕНИЯ М.М. СПЕРАНСКОГО НА ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ

Конференция: LXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Галлямова К.М. ВОЗЗРЕНИЯ М.М. СПЕРАНСКОГО НА ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(71). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/2(71).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВОЗЗРЕНИЯ М.М. СПЕРАНСКОГО НА ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ

Галлямова Ксения Маратовна
студент, Владивостокский государственный университет РФ, г. Владивосток
Грудинина Анастасия Павловна
научный руководитель, старший преподаватель Кафедры констит. и админ. права Владивостокского государственного университета, РФ, г. Владивосток

 

Аннотация. В статье рассматриваются аспекты «Плана государственных преобразований» М.М. Сперанского. В Плане заложены основополагающие идеи для организации государственной власти XIX века. Автор анализирует основные подходы к проведенным реформам. Отражено, что государственный правитель приходит к выводу о необходимости проведения в государстве умеренно-либеральных реформ. В следствии чего, М.М. Сперанский предлагает программу государственных преобразований, необходимость которой концептуально обосновал в создании Основных государственных законов, показав их политико-юридическую природу - место и значение в политико-правовой системе Российской империи и Своде законов Российской империи.

 

Ключевые слова: государственный строй России, М.М. Сперанский, «Введения к Уложению государственных законов», Свод законов, ветви власти, монархия.

 

Государственный строй России в конце XVIII — начале XIX  века,  характеризуется двумя основными подходами к проведенным реформам: консервативным и либеральным. Консервативное направление представлялось работами М.И. Богдановича, Н.К. Шильдера и других ученых того периода. Консервативное направление характеризовалось подходом о незыблемости монархии, уверенности в том, что именно посредством монархического принципа государство способно существовать и развиваться [14, с.65].

Говоря о либерализме, следует заметить, что данная идеология пришла в России из Запада. Истоком либерализма является христианство и традиции реформаторов. Основные же идеи либерализма проявлялись в его классической либеральной парадигме, которая заключалась в признании прав, присущих человеку от рождения, таких как право на жизнь, свободу, право собственности [6, с. 256].

Впервые либеральные идеи появились в России лишь в XVIII веке, и стал по своей сути традицией русской общественной мысли. Данная традиционная мысль проявлялась в идеи новых условий исторического развития государства.

После коалиционных войн и подписания Тильзитского мира Александр I приходит к выводу о необходимости проведения в государстве умеренно-либеральных реформ [15]. В вопросах составления плана преобразований государственного строя он обращается к М.М. Сперанскому, который создает «Введение к Уложению государственных законов» в 1809 году. Указанный документ не являлся самостоятельным, приложение к нему выступали «Проект Уложения государственных законов Российской империи», «Краткое начертание государственного образования» и «Общее обозрение всех преобразований и распределение их по временам». По своей природе данные документы представляли программу государственных преобразований [1, c 5].

Заметим, что Сперанский не преследовал чистых идей, а пытался реализовать те принципы, которые сам считал правильными. Его либеральные идеи основывались на тех требованиях, которые были наиболее осуществимы при существующих условиях [2, с. 90].

При разработке «Введения к Уложению государственных законов» М.М. Сперанский при определении плана Уложения считает необходимым определить, что же такое закон и какова его классификация. Он считает, что «общим предметом всех законов - это учредить отношения людей к общей безопасности лиц и имуществ» [3].

М.М. Сперанский проводит разграничение законов, выделяя в них государственные законы, которые определяют отношения человека к государству, и гражданские законы, устанавливающие отношения граждан друг с другом [4].

В своем труде М.М. Сперанский должное внимание уделяет историческому развитию общества, указывая, что с древности политическая система существовала в трех видах: республики, феодализм и деспотия. В современном мире такой подход бы определялся как смешение политических режимов или форм правления. Однако, М.М, Сперанский в своей работе демонстрирует различность политических режимов, при этом свои учения он подкрепляет историческими примерами [5, с. 182].

Следующим вопросом, освещенным М.М. Сперанским во «Введении» была идея разделения властей.

В следствии Сперанский ставит разделение властей в государстве как существующую необходимость, которая в полной мере должна соответствовать реалиям политической жизни государства. Сперанским была предложена идея разделения властей на законодательную, исполнительную и судную [7, с. 132].

М.М. Сперанский указывал, что представителями законодательной власти могут быть только лица из законодательного сословия. Автор рассматривал  законодательную власть как многоуровневую систему. Законодательная власть должна состоять из системы выборных органов местного уровня (волостная, окружная и губернская думы) и государственного уровня (государственная дума).

Рассматривая исполнительную власть, отмечал, что помимо существующего закона необходима ветвь власти, которая будет его грамотно реализовывать на практике.

Судебная власть, по мнению М.М. Сперанского, представляется судебной системой состоящих из судов, судьями в которых будут являться чиновники и выборные присяжные заседатели. Он предлагает создать высший судебный орган — Сенат.

Можно сказать, что М.М. Сперанский достижение цели преобразования видел в учреждение самодержавия.

Предложенные М.М. Сперанским идеи преобразования государственного устройства не нашли отклика в консервативно настроенной российской элите. Цели противников М.М. Сперанского в конечном итоге были достигнуты, и он был отправлен в ссылку [13].

Однако, после жалоб императору о жестких условиях ссылки для Сперанского, они были смягчены и в конечном итоге 30 августа 1816 года Сперанский назначается на должность гражданского губернатора [9].

После назначения на должность М.М. Сперанский вновь приступает к активной политической деятельности. Однако на этот раз политик решает начать с местного самоуправления, реформа которого была озвучена им еще в 1808-1809 годах. При Сперанском начинается активная практика личного приема граждан, что ранее было довольно редким явлением. С помощью личного приема можно было более детально изучить существующее положение вещей в губернии [8].

Предложениями Сперанского также было снизить нагрузку губернатора, переложив часть его полномочий на вице-губернатора, установить размер повинности, разрешить крестьянам реализовывать свое право на судебную защиту от произвола помещиков, установить запрет на продажу крестьян отдельно от земельного участка, упростить порядок перехода крестьян в вольные хлебопашцы.

22 марта 1819 года Александр I назначает Сперанского генерал-губернатором Сибири. Он устанавливает ему двухгодичный срок для создания плана переустройства Сибири и наведения в нем порядка.

В 1826 г. Сперанский представляет Николаю I записки о состоянии работы по систематизации законодательства: «Краткое историческое обозрение комиссии составления законов» и «Предположения к окончательному

составлению законов».

Сперанский представляет общую схему предстоящей работы путем создания собрания законов, свода законов и их кодификации по отраслям. Он указывал на необходимость систематизации законов, которую он видел в создании Свода законов. Свод законов должен выделять две группы законов: основные и законы управления.

Сперанский выделял предмет Основных Законов в ряде вопросов:

  1. сила и пространство верховной власти;
  2. порядок наследия престола;
  3. порядок законодательства;
  4. порядок верховного правления.

Этим автор определял структуру Основных законов, которая реализовывалась на уровне создания одноименного раздела Свода законов Российской империи [10].

При этом, автор утверждал, что в Российской империи существует абсолютная монархия. Абсолютная монархия, по мнению Сперанского, это чистая монархия, то есть монархия, в которой нет ограничения и распределения власти правителя между ним и представительными учреждениями.

Чистую монархию автор рассматривает как единственную правильную форму, в которой власть полностью принадлежит монарху, путем получения такой власти в порядке наследования[11].

Автор также представляет, что власть исторически складывается в форме неограниченной власти и на пути своего развития трансформируется от княжеской власти к власти верховного правителя. В его представлениях лицо, стоящее в главе государства и есть монарх, а монархия непосредственно проявляется в самодержавии и может быть только неограниченной [12].

Самодержавие М.М. Сперанский рассматривает как суверенитет государства, и в то же время неразрывно связывает его с персоной правителя, поскольку вся власть в конечном итоге будет сосредоточена в его руках, в частности в вопросах законодательной ветви власти и принятия управленческих решений.

Таким образом, М.М. Сперанский, концептуально обосновал необходимость создания Основных государственных законов, показав их политико-юридическую природу - место и значение в политико-правовой системе Российской империи и Своде законов Российской империи. Одновременно он выделил необходимые структурные элементы Основных законов и определил их содержательную сторону. Эти подходы получили воплощение в ходе систематизационных работ, и нашли отражение в содержании Свода государственных законов 1832 г. издания, а также в их переизданиях 1842, 1857, 1886 и 1892 гг.

Проанализировав вышеизложенные взгляды, можно утверждать, что М.М. Сперанский является одним из выдающихся деятелей истории, проводившим работу по реформированию государственного устройства, отголоски которого прослеживаются и в существующем ныне законодательстве.

 

Список литературы:
1 Чибикеев С. М. Политические идеи и проекты М. М. Сперанского в контексте истории российских реформ: автореф. ... канд. полит. наук. М., 2009. С. 5. 
2 Сперанский М. М. Избранное / вступ. слово, сост.: П. В. Крашенинников. М.: Статут, 2015. С. 90. 
3 Сперанский М.М. Проект Уложения государственных законов Российской империи // Проекты и записки. М.-Л., 1961. 
4 Сперанский М.М. «Введение к уложению государственных законов» 1809 г. // URL https://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/3848894/ 
5 Жукова О.А. Структура власти и социальный порядок в России: реформаторский опыт М.М. Сперанского. – М.: Полис, 2013. – с. 179-188.
6 Томсинов В.А. Светило российской бюрократии: Исторический портрет М.М. Сперанского. – М.: Молодая гвардия, 1991. – 434 с.
7 Чибиряев С.А. Великий русский реформатор: жизнь, деятельность, политические взгляды М.М. Сперанского. – М.: Воскресенье, 1993. – 234 с.
8 Кодан С.В. Попытки создания Основных законов Российской империи в политике, идеологии и юридической практике Российского государства (XVIII - начало XIX вв.) // Право и политика. - 2012. - № 3.
9 Кодан С.В. Юридическая политика Российского государства в 1800-1850-е гг.: деятели, идеи, институты. - Екатеринбург, 2005. - 324 с.
10 Сперанский М.М. Предложение к окончательному составлению законов // Русская старина. 1876. - № 2. - С. 433-434. 
11 Сперанский М.М. Размышления о государственном устройстве империи // Проекты и записки. М.-Л., 1961. 
12 Сперанский М.М. Руководство к познанию законов // Проекты и записки. М.-Л., 1961. 
13 Луковская Д. И., Гречишкин С. С., Морозов В. И. Научная библиотека: Михаил Михайлович Сперанский (материалы к биографии). - М.: Электронный экземпляр, 2001. - 118 с. 
14 Карамзин Н. М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. - 127 с. 
15 Коршунова Н. В. «Либеральная диктатура» Александра I: реформы в России в первой четверти XIX в.: монография. - М., Народный учитель, 2002. - 128 с.