Статья:

Процесс осуществления прав и свобод человека в России

Конференция: XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Лисовенкова Л.В. Процесс осуществления прав и свобод человека в России // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(40).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 21 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Процесс осуществления прав и свобод человека в России

Лисовенкова Любовь Владимировна
студент ЮРИУ РАНХиГС, РФ, г. Ростов-на-Дону
Малиненко Эльвира Владимировна
научный руководитель, канд. юрид.наук, доц. кафедры конституционного и муниципального права, ЮРИУ РАНХиГС, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

В данной статье раскрывается процесс осуществления прав и свобод человека в России. Проанализированы основные нормативно – правовые акты, закрепляющие права и свободы человека и гражданина. Рассмотрены способы защиты прав и свобод человека и гражданина в России.

В современном обществе состояние прав и свобод человека в государстве: их объем, правовое закрепление и регулирование, механизмы реализации, возможность их реального использования каждым гражданином данного государства и другими лицами, находящимися на его территории на законных основаниях – является одним из важнейших признаков, позволяющих рассматривать данное государство как цивилизованное, современное, правовое и демократическое.

Для реализации прав и свобод человека необходим большой комплекс мер со стороны государства, общества и каждого конкретного человека, направленный на создание и поддержание безопасной и комфортной социальной и природной среды обитания и условий жизни. В этом смысле реализация прав и свобод человека в государстве должна быть неотделима от конституционного строя этого государства, идеологической, правовой, политической, социальной и экономической системы общества – как единственных гарантов реализации прав и свобод каждого человека.

Российская Федерация, как независимое государство, была образована в декабре 1991 года, в ходе распада СССР. Её образование и становление происходило на фоне коренных изменений в политических, идеологических экономических и социальных идеях и установках, господствующих в Советском Союзе. Но подлинное уважение к правам и свободам человека, формирование нашего государства как правового и социального, было заложено изначально, как основы и формы существования Российской Федерации.

На сегодняшний день согласно Конституции Российской Федерации права и свободы человека являются высшей ценностью и гарантируются настоящей Конституцией и нормами международного права.

Безусловно, почти каждый человек знает о своих правах и свободах, однако аспекты их осуществления знает не каждый. Для реализации прав и свобод существует правомерная деятельность субъектов правоотношений, которая стремится добиться желаемого результата с помощью юридических средств.

Первым шагом в процессе осуществления прав и свобод человека в России стало их закрепление в действующей Конституции РФ, как непосредственно действующих, которые «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» [1], а затем их более детальная регламентация в законах России.

Если обратиться к Конституции Российской Федерации, то часть 2 статьи 80 гласит: «Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина» [1]. Из этого следует, что Президент РФ вправе отменить или приостановить действие нормативно-правовых актов, которые противоречат Конституции РФ и значит, ущемляют права и свободы граждан России.

Для выполнения защиты прав и свобод граждан в соответствии с Конституцией РФ была учреждена должность Уполномоченного по правам человека, регламентированная № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

Права человека и гражданина в России носят универсальный характер. Другими словами ни один из субъектов Федерации не может отказаться от обязанности признать и гарантировать права человека и гражданина на своей территории, что является еще одним гарантом их осуществления.

При нарушении прав и свобод человека и гражданина они подлежат восстановлению соответствующими государственными органами или законными действиями лица, чьи права были нарушены. Одним из должностных лиц, которые способствуют восстановлению нарушенных прав граждан, является Уполномоченный по правам человека. Это отражено в 3 части 1 статьи ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в России»: «Средствами, указанными в настоящем Федеральном конституционном законе, Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты» [2].

Не стоит забывать, что Уполномоченный руководствуется буквой законы и не зависит от воли государственных органов, что регламентируется в статье 2 гласящей: «Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конституцией РФ, настоящим Федеральным конституционным законом, законодательством России, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ» [2].

Значительную роль в осуществлении прав и свобод человека в России играют некоторые принципы правосудия. Одним из них является презумпция невиновности, которая получила закрепление в статье 49 Конституции РФ: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда» [1]. Так же эта презумпция отражена в УПК РФ в статье 14, в которой провозглашены основные постулаты презумпции, некоторые из которых дублируют положения Конституции. Одним из таких постулатов является часть 4 статьи 14 УПК РФ, которая гласит: «Подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Обвинительный приговор не может быть основан на предположениях» [3]. Остальные три части статьи 14 дублируют положения статьи Конституции РФ.

Права и свободы человека осуществляются благодаря такому принципу как право граждан на судебную защиту. Это право отражено в части1 и части 2 статьи 46 Конституции РФ: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд» [1]. Другими словами каждый гражданин в случае игнорирования или ущемления его прав может обратиться в суд с целью их восстановления.

Согласно части 1 статьи 45 Конституции РФ гражданин обладает не только судебной, но и государственной защитой: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется» [1]. Эта статья подразумевает, что все звенья государственного механизма наделены обязанностью по защите прав человека и гражданина.

Одним из элементов по защите осуществления прав и свобод граждан является Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В статье 4 этого закона «приоритет прав и свобод человека и гражданина» провозглашен одним из принципов гражданской службы. Пункт 2 части 1 статьи 18 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» закрепляет, что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание» [4] профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Важно помнить и о части 3 статьи 46 Конституции РФ гласящей: «Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты» [1].

В процессе осуществления прав и свобод гражданина значительную роль играют: Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и, как я говорила выше, Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

Помимо вышеперечисленного в России право человека, его интересы и свободы гарантируются рядом актов: «О прожиточном минимуме»; «О минимальных размерах труда»; О референдуме Российской Федерации», «Об охране труда»; «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»; «Об охране здоровья граждан» и многие другие.

Охрана здоровья своих граждан – это одно из основных направлений политики России. Именно поэтому, на мой взгляд, особое место среди прав и свобод человека занимает право на медицинскую помощь, закрепленное в статье 41 Конституции РФ. Раскрывается это право в Федеральном законе № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», Постановлении Правительства РФ от 16.04.2012 №291 «О лицензировании медицинской деятельности» и в других нормативно – правовых актах.

Не смотря на закрепление прав пациента в Федеральном законе "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, происходит множество их нарушений. Примером таких нарушений является: необоснованный отказ от оказания медицинской помощи, оказания медицинской помощи ненадлежащего качества или в неполном объеме, низкий уровень качества оказания помощи пациенту, нарушение прав пациента в вопросах его информированности о диагнозе и возможных рисках и т.д. Эти нарушения могут повлечь и вред здоровью пациента, и даже смерть.

Для защиты прав пациентов существуют специальные учреждения, уполномоченные для законного разрешения конфликтов между пациентом и врачом. К ним относятся: администрация лечебно-профилактического учреждения; региональное министерство здравоохранения; страховая медицинская компания; территориальный фонд ОМС; органы городской или районной прокуратуры; городской или районный суд.

Законодатель предусматривает, что при обращении за медицинской помощью пациенту будет предоставлена качественная услуга, оказываемая квалифицированным врачом-специалистом в области конкретного заболевания с применением высокотехнологичного, современного медицинского оборудования.

Но, исходя из практики, пациенту не всегда оказывается качественная услуга. В медицинской практике случаются несчастные случаи, происходят врачебные ошибки, профессиональные правонарушения.

Не смотря на негативные аспекты оказания медицинской помощи, люди не могут обойтись без квалифицированной медицинской помощи специалистов. Поэтому государство стремится повысить качество предоставляемых медицинских услуг, вывести на новый уровень правовую грамотность пациентов и медицинских работников, путем проведения реформы здравоохранения, Программы государственных гарантий, разработанной Минздравом, доработки и редактирования уже существующих нормативно – правовых актов о здравоохранении.

В заключении можно с уверенностью сказать, что процесс осуществления прав и свобод человека в России основан и в своей реализации опирается на общепризнанные мировые стандарты правового статуса личности, к которым можно отнести: внутреннее конституционное законодательство РФ, которое непосредственно содержит основной объем прав и свобод человека, отвечающий всем международным нормам; внутреннее законодательство РФ, которое по вопросу о правах и свободах человека не противоречит общечеловеческим ценностям, закрепленных в международных актах; отрицание прав и свобод личности, как абсолютной ценности и допустимости их ограничения в определенных условиях и целях; обеспечение в судебном порядке, а так же материальными и иными гарантиями прав и свобод человека в России, насколько это соответствует возможностям страны и уровню её развития; приведение в соответствие прав и свобод человека в соответствие с его обязанностями перед государством, обществом, коллективом, отдельной личностью.

С точки зрения конституционного законодательства права и свободы человека в Российской Федерации реализованы достаточно широко и в полном объеме соответствуют всем нормам и требованиям, предъявляемым мировым сообществом цивилизованных государств и изложенных в международных правовых актах по вопросам прав и свобод человека. Единственным и главным препятствием для реальной реализации некоторых из этих прав, на мой взгляд, является недостаточный уровень экономического развития нашего государства, что не позволяет в полном объеме реализовывать многие социальные программы, затрагивающие права и свободы человека.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации// «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, Ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 03.03.1997, № 9, Ст. 1011, «Российская газета», № 43-44, 04.03.1997.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ – // «Парламентская газета», № 241-242, 22.12.2001, «Российская газета», № 249, 22.12.2001, «Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, № 52 (ч. I), Ст. 4921, «Ведомости Федерального Собрания РФ», 01.01.2002, № 1, Ст. 1.
4. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // «Собрание законодательства РФ», 22.05.1995, № 21, Ст. 1930, «Российская газета», № 100, 25.05.1995.
5. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // «Собрание законодательства РФ», 29.09.1997, № 39, Ст. 4465, «Российская газета», № 190, 01.10.1997.
6. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // «Парламентская газета», № 110-111, 15.06.2002, «Российская газета», № 106, 15.06.2002, «Собрание законодательства РФ», 17.06.2002, № 24, Ст. 2253.
7. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // «Парламентская газета», № 140-141, 31.07.2004, «Российская газета», № 162, 31.07.2004, «Собрание законодательства РФ», 02.08.2004, № 31, Ст. 3215.
8. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // «Российская газета», № 263, 23.11.2011, «Парламентская газета», № 50, 24.11-01.12.2011, «Собрание законодательства РФ», 28.11.2011, № 48, Ст. 6724.