Статья:

Опыт муниципального управления в Республике Саха (Якутия) на примере города Якутска

Конференция: XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Политология

Выходные данные
Жалсараева Е.И., Казакова А.А. Опыт муниципального управления в Республике Саха (Якутия) на примере города Якутска // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(40).pdf (дата обращения: 21.10.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 3 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Опыт муниципального управления в Республике Саха (Якутия) на примере города Якутска

Жалсараева Елена Ильинична
студент, филиал Санк-Петербургского университета технологий управления и экономики, РФ, Республика Саха (Якутия), г. Якутск
Казакова Алена Андреевна
студент, филиал Санк-Петербургского университета технологий управления и экономики, РФ, Республика Саха (Якутия), г. Якутск
Кардашевская Алена Анатольевна
научный руководитель, канд филос. наук, доц., Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, РФ, Республика Саха (Якутия), г. Якутск

 

Органы государственной власти и органы местного самоуправления несомненно призваны ликвидировать проблемы тех, ради кого они функционируют. Проблемы могут быть обнаружены, не только как фактическое положение дел, не соответствующее желаемому состоянию, но и как ситуация, когда находится под угрозой либо задача, требующая разрешения, либо потенциальная возможность.

На примере Республики Саха (Якутия) рассмотрим поддержку государственной власти по отношению к муниципальному управлению Республики. За последнее время многое было сделано для поддержки сельского хозяйства республики. Ни один из субъектов Российской Федерации за минувшие годы не финансировал в село столько бюджетных средств, сколько было вложено в Республике Саха (Якутия). Тем не менее, результаты пока нас не удовлетворяют, но и утверждать, что суммы, направленные в отрасль ушли впустую, было бы ошибочным. Несмотря на множество испытаний, которые обрушились на сельское хозяйство в 90-е годы, в условиях реформ, Республика сумела сохранить базу для своего будущего развития, но в то же время, не сумели вовремя выработать правильную концепцию для поддержки села, подходящую под требования рынка, приоритетом которой должно было стать увеличение мотивации сельских жителей к самоорганизации, к внедрению в производство новейших технологий. Существовавшая до сих пор система поддержки аграрной сферы не способствовала развитию производства, а лишь только выживанию отрасли. Таким образом, Правительство Республики Саха (Якутия) пришло к уникальному исходу, когда в республике, с одной стороны, уже давно и в достаточной степени обновляется социальная инфраструктура села, а с другой стороны, само сельское хозяйство не развиваясь находится в состоянии застоя. Выход видится в реальной, подкрепленной финансовыми ресурсами, передаче муниципальным образованиям полномочий и соответственно повышению эффективности бюджетных расходов. В связи с этим, органам государственной власти предстоит, следующее: на основе научно обоснованных нормативов и методик реализовать комплексное вмешательство и постепенную передачу органам местного самоуправления финансовые полномочия на поддержание и совершенствования сельскохозяйственного производства. При этом муниципальным образованиям нужно дать соответствующие рекомендации по определению направления и механизмов использования средств для достижения конкретных задач. Основным же критерием оценки деятельности будет являться обеспечение роста объемов товарного производства. К этому соответственно должны быть готовы и сами муниципальные образования. Также в кратчайшие сроки должны быть окончательно сформированы порядки и механизмы, которые стимулируют развитие кооперации с целью сбыта и реализации, с созданием инфраструктуры по заготовке и переработке товара. Без этого нет смысла рассуждать о высокотехнологичном производстве. В концепции государственной земельной политики Республики Саха (Якутия) до 2020 года предлагается вынести на обсуждение варианты изменения процедуры оформления документов, а также установления для землевладельцев, не вовлекающих эти земли в оборот, механизмы принуждения их продуктивного использования. Крайне необходимо оказать помощь муниципалитетам в части финансирования расходов на техническую опись имущества, а хозяйства – в части расходов на оформление кадастровых дел. Низкий уровень управления и управленческие недоработки ни в коем случае не должны возмещаться за счет бюджетных средств. Оптимизация структуры обслуживающих предприятий должна наладить и регламентировать экономические взаимоотношения между всеми участниками производственного процесса в отрасли, а главным фактором при принятии решений должны стать исключительно интересы сельхозтоваропроизводителей. Опираясь на активное участие самих сельских жителей в решении всех вопросов функционирования современного села, через применение механизмов повышения их самокоординирования, либерализации экономических взаимоотношений власти и производителей сельскохозяйственных товаров, Республика Саха (Якутия) сможет добиться того, чтобы земледельческая отрасль стала товаропроизводящей. Первенствующей задачей в области развития местного самоуправления является повышение ответственности глав муниципальных образований. Председателям районов и наслегов не стоит бояться самосовершенствоваться,а нужно перенимать любой позитивный опыт, учиться самим, а потом учить своих людей, а учить нужно буквально всему: во-первых, как оформить землю, во-вторых, как взять кредит, в-третьих, как образовать кооператив и в-четвертых, как правильно организовать производство. Органы местного самоуправления должны принять самое действенное участие в повышении ответственности и правосознания общества путем применения норм Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях. Государственная служба обязана быть адекватной трансформирующейся функцией государства и быстро меняющейся к потребностям населения.

Пример работы нынешней власти Городского округа г. Якутска, под руководством мэра Николаева А.С., за период с 2012–2014 гг. – впервые за много лет упорядочили деятельность администрации города с главнейшими предприятиями жизнеобеспечения города – «Якутскэнерго», «Водоканал», «Сахатранснефтегаз». Для каждого предприятия был разработан конкретный план финансового улучшения, произведены определенные структурные изменения. Для того чтобы насущные проблемы жителей максимально решались на местах, предприятиям передали ряд полномочий в пользу благоустройства земельной, социальной и жилищной сферах. Изменив систему, от текущего «неотложного латания дыр», постепенно переходя на решение проблемных вопросов до момента их возникновения, внедряя новые технологии: введение системы спутникового позиционирования и автоинформирования в общественном транспорте, электронной очереди в детские сады и самое главное запуск многофункционального портала для решения проблем горожан oneclickykt.ru, основанного на принципе краудсорсинга. На данный момент по функционалу проект не имеет аналогов в России. Каждый год в Якутске рождается 5–6 тысяч детей, пополняющих очередь в дошкольные учреждения. После двадцатилетнего перерыва в городе ежегодно открываются детские сады, но обеспечение детей местами в них остается главной задачей – она будет решаться за счет строительства новых детских садов, выкупа первых этажей жилых зданий для организации дошкольных групп. 12 июня 2013 года, ко Дню России был открыт как раз такой детский сад. Особенность этого проекта в том, что новостройка изначально была спроектирована с учетом размещения детского сада на первых этажах. Подобный опыт размещения детских садов уже внедрен в Самаре, Уфе и ряде других регионов, но является первым на Дальнем Востоке.

Уже есть реальные подвижки в создании агропояса вокруг Якутска, утверждена новая схема переработки бытовых отходов. В районе с.Хатассы и на 9 километре Вилюйского тракта город построит мусороперегрузочные станции, которые затем можно будет использовать для сортировки мусора и вторичной переработки. Переработка отходов на шредерах в 5 раз сократит физический объем мусора, уменьшив расходы на перевозку, и исключит самовозгорание. На эти цели запланировано 102,7 млн. руб. Также Городской Округ г. Якутска добивается включения в Федеральную целевую программу по развитию Дальнего Востока и Забайкалья, строительства в Якутске мусороперерабатывающего завода, для чего разработали технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта. На восстановление проточности большого и малого кольца городского канала, строительство водоотводных лотков будет направлено 40 млн. рублей, на внутриквартальное благоустройство – 25 млн. рублей Продолжится работа по строительству внутриквартального наружного освещения, озеленения, строительства светофоров и установка пешеходных ограждений.

В I квартале 2013 года была представлена Стратегия социально-экономического развития Якутска до 2032 года. Этот план, разработанный коллективом ведущих ученых Северо-Восточного федерального университета, неоднократно выносился на обсуждение – на уровне научно-технического совета, публичных обсуждений на сайте администрации, совещаний с участием правительства республики и заместителя председателя Совета Федерации. Ученые проанализировали развитие Якутска за последние 20 лет и экстраполировали ситуацию на 20 лет вперед, по трем сценариям: консервативному, умеренному и оптимистическому. Точкой обратного отсчета выбрали 2032 год. По задумке, к своему 400-летию столица Якутии должна быть готова занять ту же передовую позицию флагмана России на Дальнем Востоке, что и четыре столетия назад, только уже в новом – технологическом – освоении всего региона, так как, Якутск – это столица республики, где сосредоточена треть ее населения и является административным, транспортно-логистическим, культурным, научным, образовательным центром.

 

Список литературы:
1. Пегин Н.А. Процесс становления местного самоуправления в региональных центрах Дальнего Востока (социологический анализ): автореф.дис. … канд.социол.наук. – Хабаровск, 2009. – 21 с.
2. Управление муниципальным экономическим развитием / под ред. Г.Ю. Ветрова. – М.: Фонд «Институт экономики города», 2009. – 258 с.
3. Черкасов А.И. Местное управление в зарубежных странах: модели и тенденции эволюции / А.И.Черкасов // Государство и право. – 2011. – № 3. – С. 76–85.