Некоторые вопросы об уголовном законодательстве в годы Великой Отечественной войны
Секция: Юриспруденция
XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Некоторые вопросы об уголовном законодательстве в годы Великой Отечественной войны
Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для всего Советского Союза. Устоять в этом противостоянии и сломить врага стало возможным благодаря сплочению многонационального народа и мероприятиям, проводимым руководителями страны. В число данных мер входила реорганизация государственного аппарата, советское право было также перестроено в соответствии с требованиями военного времени. При этом в каждой отрасли права эта задача решалась по-своему. Так, главной тенденцией развития уголовного права являлось его расширение и ужесточение уголовной ответственности. При этом наряду с существовавшими довоенными нормативно-правовыми актами были изданы новые, вызванные требованиями военного времени.
Особенностями уголовного законодательства периода Великой Отечественной войны можно назвать следующие:
1) ужесточение имеющихся и пополнение новыми составами преступлений;
2) усиление борьбы против государственных преступлений, против преступлений, направленных на социалистическую собственность, преступлений, подрывающих трудовую деятельность и дисциплину.
Большой объем полномочий в период войны получили военные трибуналы. Система военных юстиций регламентировалась Указом «О военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и районах военных действий» от июля 1941 года. Согласно данному Указу, трибуналы были образованы при армиях, корпусах, дивизиях, гарнизонах, бригадах, на железных дорогах и в речных (морских) бассейнах. Надзорными институтами для этих трибуналов служили военная, военно-железнодорожная, военная воднотранспортная коллегии Верховного Суда СССР и Пленум Верховного Суда СССР. На территориях, объявленных на военном положении, все уголовные дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, деда об убийствах подлежали рассмотрению трибуналами. Сроки их рассмотрения были предельно коротки, приговоры не подлежали кассационному обжалованию, дела слушались в закрытом порядке. Исполнение смертных приговоров могли быть отменены лишь командующими армией и округами, остальные приговоры приводились в немедленное исполнение [1, с. 4].
В июле 1941 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения», согласно которому «виновные карались ... тюремным заключением на срок от 2 до 5 лет» [8]. В ноябре 1943 г. – Указ «Об ответственности за разглашение государственной тайны или за утрату документов, содержащих государственную тайну», вводивший наказание за совершение в виде лишения свободы сроком до 10 лет для должностных лиц, а для частных лиц – до трех лет [2, с. 550].
Преступлениям военного характера советский законодатель уделял значительное внимание. В ст. 193 Раздела IX «Преступления воинские» Уголовного кодекса РСФСР, принятого ВЦИК 22 ноября 1926 года отмечалось, что воинскими преступлениями солдат Рабоче-Крестьянской Красной армии являются преступления, направленные против установленного порядка несения воинской службы [3]. Часть статей данного раздела носили карательно-устрашающий характер и предусматривали высшую меру наказания – расстрел с конфискацией имущества.
В годы войны карательно-устрашающая функция уголовных норм усиливается, появляются дополнительные нормативно-правовые акты, направленные против немецких захватчиков. Широко известным фактом является, как жестоко, бесчеловечно обращались фашистски агрессоры с мирным населением, проживавшим на оккупированных территориях, с советскими военнопленными. В силу этого Президиумом Верховного совета СССР 19 апреля 1943 года был принят Указ «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников Родины из числа советских граждан и для их пособников», который перекликался со ст. 193.16 УК РСФСР 1926 года [4]. Согласно Указу, под его воздействие подпадали немецкие, итальянские, венгерские, финские фашисты, шпионы и изменники Родины из числа советских граждан. Для данных субъектов уголовного права были введены чрезвычайные меры наказания: для фашистов – смертная казнь через повешение, для их пособников – каторжные работы сроком от 15 до 20 лет. Причем рассмотрение дел указанной категории проводилось военно-полевыми судами, чьи приговоры приводились в немедленное исполнение, а согласно ст. 5 Указа повешение должно было проходить публично с оставлением приговоренных на виселицах еще несколько дней для устрашения и предостережения остальных.
Особое внимание законодателем было уделено хищениям. Еще Уголовным кодексом РСФСР 1926 гола вводилось ответственность за кражу. Пункты «г», «д» ст. 162 УК предусматривали наказание за хищение имущества из государственных и общественных фондов в виде лишения свободы сроком до двух лет либо исправительные работы до одного года (п. «г») и лишение свободы до пяти лет (п. «д») [3]. В период войны за аналогичные преступления мера ответственности была ужесточена. «Вор – это тот же враг народа, что шпион и диверсант», – писала газета «Правда» 20 февраля 1942 года.23 июня 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об ответственности за хищение горючего в МТС и совхозах» за подобные хищения было установлено наказание по приговору народного суда в виде тюремного заключения на срок от 3 до 5 лет [5]. Вводилась уголовная ответственность за убой скота, поломку сельскохозяйственной техники. С января 1942 года кража личного имущества во время воздушного налета, нападения врага и т.д. приравнивалась к бандитизму.
Уголовным наказанием карался самовольный уход с работы. Об этом свидетельствует Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений» [6]. Согласно данному правотворческому акту, за самовольный уход с работы, а также прогулы и опоздания, была введена уголовная ответственность работников. Данные дела рассматривались народными судами в течение пяти дней, а приговоры приводились к исполнению немедленно. Исходя из пункта 5 Указа, за самовольный уход рабочего с государственного, кооперативного и общественного предприятия или учреждения назначалось наказание в виде тюремного заключения сроком от 2-х до 4-х месяцев; за прогул без уважительной причины рабочие тех же самых предприятий карались исправительно-трудовыми работами по месту работы на срок 6 месяцев с удержанием заработной платы в размере 25%.
Уголовным наказанием карался самовольный уход с работы. Об этом свидетельствует Указ Президиума Верховного Совета СССР от 9 декабря 1941 года «Об ответственности рабочих и служащих предприятий военной промышленности за самовольный уход с предприятий», который утверждал, что рабочие предприятий военной промышленности, а именно авиационной, танковой, вооружения, боеприпасов, военного судостроения, военной химии закреплялись на период войны за предприятиями, где они работали. Самовольный уход с места работы, согласно ст. 2 Указа, приравнивалось дезертирству и каралось тюремным заключением сроком от 5 до 8 лет [7].
Таким образом, уголовное законодательство в годы Великой Отечественной войны претерпело значительные изменения. Это выражалось, прежде всего, в усилении роли военных трибуналов, в ужесточении наказаний за уже имевшиеся составы преступлений и введение новых составов. Данные меры были вызваны требованиями военного времени и направлены на сдерживание преступности и усиление борьбы против фашистских захватчиков.