Статья:

Продолжение исследования о возможности применения грузооборота автомобильного транспорта как показателя экономического развития региона

Конференция: XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Мифтахова М.Р. Продолжение исследования о возможности применения грузооборота автомобильного транспорта как показателя экономического развития региона // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(40).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Продолжение исследования о возможности применения грузооборота автомобильного транспорта как показателя экономического развития региона

Мифтахова Маргарита Рифхатовна
студент, Тюменский государственный университет, РФ, г. Тюмень
Данилюк Анна Анатольевна
научный руководитель, ст. преподаватель кафедры «Менеджмента, маркетинга и логистики», Тюменский государственный университет, РФ, г. Тюмень
Тарасова Оксана Валериевна
научный руководитель, канд. филос. наук, доц. кафедры «Экономики и организации производства», Тюменский индустриальный университет, РФ, г. Тюмень

 

В настоящей работе продолжим исследование, проведенное автором в статье «Грузооборот автомобильного транспорта как показатель экономического развития региона» посредством обновления требуемых данных о состоянии экономики транспорта России в целом и Тюменской области в частности.

Первоначально отметим, что важнейшей особенностью транспортного комплекса Российской Федерации является то, что, по оценкам экспертов, его доля в ВВП страны составляет около 8,5%.

Говоря об автомобильном транспорте отметим, что оценка структуры грузооборота на основании статистических данных с 2005 по 2015 гг., представленная на рисунке 1, показала, что с помощью него осуществляется ориентировочно 4,56% всего грузооборота страны.

Вместе с тем анализ динамики перевозок грузов, продемонстрированной на рисунке 2, позволил обнаружить, что на автотранспорт за промежуток времени с 2000 г. по 2015 г. приходится усредненно 69,4% общего количества перевозимых грузов и 67,51% в 2015 г. Наряду с этим наблюдается довольно четкая тенденция увеличения удельного веса данного вида перевозок по причине его оптимальности для представителей малого и среднего бизнеса. На основании приведенных цифр принято решение проведения анализа грузооборота автомобильного транспорта организаций всех видов деятельности.

 

Рисунок 1. Доля отдельных видов транспорта в общей структуре грузооборота по Российской Федерации

Рисунок 2. Доля отдельных видов транспорта в общей структуре перевозок грузов по Российской Федерации

 

Так как грузооборот, являющийся экономическим показателем, чрезвычайно важен при анализе транспортного комплекса, поскольку, в первую очередь, дает характеристику количеству перевезенного груза, а также оценку взаимоотношениям государств или регионов (механизм связи межгосударственного и межрегионального грузооборота описан в статье «Грузооборот автомобильного транспорта как показатель экономического развития региона») проверим его достоверность на примере Тюменской области, признанной новым сформировавшимся регионом роста в современной отечественной экономике.

Целью исследования является подтверждение предположения о возможности применения грузооборота автомобильного транспорта в качестве показателя экономического развития Тюменской области, сделанного автором в предыдущей работе.

Рассмотрим динамику показателей грузооборота автотранспорта организаций всех видов деятельности по стране и Тюменской области, показанную на рисунке 3, для подтверждения или опровержения статуса региона развития Тюменской области в сфере грузовых перевозок.

 

Рисунок 3. Динамика грузооборота автомобильного транспорта организаций всех видов деятельности по Российской Федерации и Тюменской области в период с 2005 по 2015 гг.

 

Расчет показал, что грузооборот автомобильного транспорта за 11 лет неравномерный, одновременно с этим прослеживается общая тенденция роста. Скорость варьирования показателей грузооборота дифференцирована: наибольший темп прироста отмечается в 2011 г. и 2014 г. (наименьший в 2013 г.) по Тюменской области и в 2012 г. (наименьший в 2009 г.) по России. При выравнивании показателей динамического ряда можно отметить тенденцию увеличения грузооборота примерно на 9,88% по Тюменской области, что выше этого же показателя в период с 2004 г. по 2014 г. на 0,49%, и на 2,88% по России, что ниже этого же показателя в период с 2004 г. по 2014 г. на 0,17%.

Вычисление основных показателей динамики дало возможность понять, что развитие транспортного комплекса Тюменской области опережает его рост по Российской Федерации приближенно на 7%, что выше этого же значения за период с 2004 г. по 2014 г. на 0,66%.

Проведем исследование концептуального подхода к анализу взаимосвязи изменения численности населения и экономического развития.

Нахождение коэффициента корреляции, а также определение направления и силы связи численности постоянного населения и грузооборота предоставило основание для предположения о том, что чем выше численность населения, тем, соответственно, выше и значения показателей грузооборота (связь прямая, сила связи высокая (коэффициент корреляции 0,87, что выше коэффициента корреляции предыдущего рассматриваемого периода на 0,03)) (рисунок 4).

Проведение регрессионного анализа показало, что увеличение численности постоянного населения Тюменской области на 1 чел. дает рост грузооборота автотранспорта на 0,034 млн. т-км, что, в сущности, почти равно результату регрессионного анализа, проведенного в период с 2004 г. по 2014 г.

 

Рисунок 4. Корреляция грузооборота автомобильного транспорта и численности постоянного населения по Тюменской области

 

Кроме демографической составляющей при оценке экономического роста и развития значимым является также фактор, который отражает результаты деятельности предприятий по количеству произведенных товаров и представленных услуг. Проведенный корреляционный анализ зависимости грузооборота автотранспорта и объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности «добыча полезных ископаемых», «обрабатывающие производства», «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» позволил выявить прямую связь между рассматриваемыми признаками, силу связи весьма высокую (коэффициент корреляции – 0,91, что выше коэффициента корреляции предыдущего рассматриваемого периода на 0,008) (рисунок 5).

 

Рисунок 5. Корреляция грузооборота автомобильного транспорта и объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности по Тюменской области

 

Регрессионный анализ показал, что увеличение объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности на 1 млн. руб. ведет к росту грузооборота автомобильного транспорта на 0,003 млн. т-км, что также практически равно результату регрессионного анализа, проведенного в период с 2004 г. по 2014 г.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что выполненные и представленные в предыдущей научно-исследовательской работе расчеты фактически остается актуальными, поскольку изменения, произошедшие за 1 год, значительно не повлияли на вычисления. Следовательно, грузооборот автомобильного транспорта, занимающий высокую позицию в сфере перевозок грузов, можно рассматривать в качестве показателя экономического развития региона. Это подтверждается тем, что, грузооборот, в первую очередь, имеет сильную корреляционную связь с показателем численности населения, что является подтверждением концептуального подхода, базирующегося на том, что демографические переменные представляют существенный аспект социально-экономического развития, более того, наблюдается весьма сильная корреляционная зависимость рассматриваемого показателя и объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности, что говорит о том, что автомобильный транспорт, который, как отмечалось ранее, является оптимальным для представителей малого и среднего бизнеса, напрямую связан с такими понятиями как «экономический рост» и «экономическое развитие», характеризующимися не в последнюю очередь увеличением объема производства и постепенными положительными качественными и структурными изменениями производительных сил.

 

Список литературы:
1. Данилюк А.А., Мифтахова М.Р. Грузооборот автомобильного транспорта как показатель экономического развития региона // Казанская Наука. – Казанский Издательский Дом (Казань), 2016. – С. 30–32.