Оценка современного состояние платежной системы России
Секция: Экономика
XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Оценка современного состояние платежной системы России
В настоящее время намечается постепенный подъем экономики России и увеличение уровня ее сопричастности в международную экономическую систему, это определяет значительную степень мер, выставляемых к национальной экономической системе, а также к отечественной платежной системе.
Национальная платежная система является одним из главных элементов финансовой инфраструктуры экономики РФ, через которую складывается общий денежный спрос в экономике, формируется общественное доверие к национальной валюте как средству платежа, и вдобавок реализуется функционирование денежно-кредитной политики.
Тенденция осуществления платежных технологий многие годы порождает препирательства и споры специалистов во всех странах. Для национальной научной литературы, в результате того, что в России многие новшества в этой сфере преобладают на уровне апробации и на основании сравнительной отсталости специализированной инфраструктуры, эта тема довольно актуальна.
Сегодня перед системой безналичных расчетов России встают несколько важных и нерешенных вопросов:
1) организация эффективной национальной платежной системы;
2) значительный объем наличных средств в обращении;
3) продолжительное и ограниченное введение интернет-банкинга;
4) изъяны в сфере системы клиринговых операций;
5) вопросы использования единой электронной карты;
6) значительное число преград для мобильных трансакций;
7) ограниченная быстрота реализации трансакций;
8) отсутствие эффективного механизма охраны межбанковских трансакций от несанкционированного доступа.
Значительность организации российской платежной системы определена важностью реформирования национальной экономики, внедрения мировых образцов в области членства России в структуре по платежным и расчетным системам Банка Международных Расчетов. Вместе с тем, существенным условием улучшения платежной системы является функционирование новых информационно-коммуникационных инноваций, образования новых участников рынка платежных услуг.
Многие ученые-аналитики считают, и мы согласны с их мнением, что в России нет системной правовой базы, контролирующей целую структуру связей в области развития национальной платежной системы, оно обходится управлением всего некоторых проблем. Первый регулирующий шаг в данном течении был принят только в 2011 году и содержался в заключении Федерального закона «О национальной платежной системе», где ясно обусловлены функции национальной платежной системы, цели всех ее субъектов, требования к развитию некоторых операторов [1].
Доля безналичных операций в России ежегодно повышается, однако даже такое увеличение сильно отстает от экономически развитых стран. Значительный смысл в данном вопросе определяет несовершенность степени функционирования системы обслуживания пластиковых карт.
На сегодняшний день формирование новых форм денег обусловливается определенными признаками: интернационализация экономической сферы, в особенности финансовая глобализация; интенсификация экономических процессов; технократизация экономических отношений; интенсификация мирового государственного регулирования; функционирование информационных систем.
Отсюда можно сделать вывод, что перед разработчиками нового платежа выступает общая цель: организация систем для ускорения оборота денежных средств, понижение стоимости транзакций, увеличение роли защищенности платежного механизма и платежной системы в общем.
Формами разрешения данного цели являются: увеличение сфер услуг, предоставляемых клиентам финансовыми институтами; перевод традиционных платежных средств на новую технологическую основу (смарт-карты); образование совершенно новых платежных механизмов (электронные и мобильные деньги).
Образование еще одного вида платежного механизма - мобильных денег - определено появлением так называемой мобильной коммерции. Мобильная коммерция – это применение мобильных портативных механизмов для приобретения/передачи информации и реализации операций посредством общественных и частных сетей. Главным разницей мобильной коммерции является высокая самостоятельность пользователя от стационарных механизмов.
Инновации в сфере мобильных платежных структур происходят по двум течениям: мобильный банкинг и мобильные платежи.
Можно считать, что функционирование средств платежа происходит в сильной согласованности с новейшими экономическими явлениями, с одной стороны, отвечая на потребности образовавшихся в недавнее время элементов рынка, например Интернет-трейдинг и мобильная коммерция, с другой стороны, приспосабливая к образовавшимся условиям традиционные финансовые институты (банки и международные системы пластиковых карт).
Главными элементами новых платежных систем являются: сокращение издержек, способность реализации транзакций любого номинала, охватывая микроплатежи, увеличение степени безопасности как самого платежного инструмента, так и баз данных, заключающих информацию о клиентах, ускорение оборота денег в рамках национальных экономик и целом мире [1].
Следовательно, можно с уверенностью сказать, что в течение этого десятилетия новые платежные механизмы займут лидирующую роль на рынке, а также удержится направление к замещению ими традиционных платежных инструментов.
Однако, невзирая на позитивное развитие безналичных расчетов, в РФ их объем во всем денежном обороте существенно меньше чем в развитых странах, где данный фактор находится в рамках 90–95%. Поэтому, значительной задачей России является повышение объема безналичных процессов, поскольку это содействует снижению транзакционных издержек, расходов на производство и хранение наличных денег, увеличивает собираемость налогов, уменьшает степень коррумпированности и объем теневой области в экономике, увеличивает оборачиваемость денежных средств [2].
Чтобы решить поставленную задачу сегодня эффективно представляются законодательные нормы. Тем не менее, для увеличения объема безналичных трансакций в экономике лишь правовых мероприятий определенно не хватает. Нужно разработать такие вопросы, как небольшой уровень доверия граждан к банковской сфере и безналичным процессам, например, небольшой уровень финансовой грамотности. Население, обычно, преуменьшает достоинства от применения безналичных операций и выбирает употреблять наличные средства, опасаясь лишиться управления над своими денежными средствами. Негативно действует на динамику функционирования безналичных операций и неравномерное развитие банковской системы. Если в больших городах число безналичных операций увеличивается, то в маленьких городах и селах такая тенденция не просматривается из-за небольшой степени функционирования, а иногда и в результате неимения механизмов для реализации безналичных трансакций.
В настоящий момент из-за активизации и либерализации финансовых рынков во всем мире значительный интерес, чем раньше, определяется платежным системам. Это обусловлено по тому, что эффективность платежной системы очень значима для результативного развития финансового рынка. Главное нарушение развития платежной системы может обладать тяжелыми результатами для финансовой системы и экономики в общем. Основанием такого нарушения развития платежной системы могут быть вопросы, относящиеся к платежной системе, риском ликвидности и кредитным риском.
Важным направлением эффективного введения технологий в национальную банковскую практику является применение интернет-банкинга. Пока интернет-банкинг считается как дополнительная услуга банка, однако большинство клиентов не исключают вероятность целого перехода на интернет-обслуживание, если это будет для них выгоднее, чем традиционное [3].
Уровень платежных систем развитых стран в настоящем времени выражается значительной степенью технической и инновационной оснащенностью. В результате этого платежные системы отвечают высоким нормам скорости и эффективности реализации транзакций. Применение приобретенной практики в национальной банковской деятельности разрешит реформировать российскую систему безналичных операций и поднять ее на качественно новый уровень.
Можно заметить, что функционирование отечественной платежной системы – это, главным образом, изменяющийся процесс, совершенствующий действующий национальный финансовый механизм. Считается, что в результате общей работы привлеченных организаций национальная платежная система вправе стать доступной для населения, рентабельной для бизнеса, результативной для государства и безопасной для всех.