Введение гибкой методологии (Agile) в стратегии управления проектами в IT – компаниях Республики Саха (Якутия).
Секция: Экономика
XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Введение гибкой методологии (Agile) в стратегии управления проектами в IT – компаниях Республики Саха (Якутия).
В статье рассматривается описание особенности гибкой методологии Agile. Процесс управления проектами в ИТ – компаниях при использовании гибкой методологии.
Еще несколько лет назад срок разработки программных продуктов занимал довольно продолжительное время. Сейчас же на выполнение подобного проекта будет затрачено в разы меньше. Основной задачей всех ИТ – компаний заключается в выведении продукта на рынок как можно быстрее, при этом продукт должен максимально отвечать потребностям клиентов, выполнять все необходимые функции для качественной продукции. Таким образом, чтобы работать качественно и быстро на конкурентном рынке, многим инновационным предприятиям приходится искать все новые методы, которые позволяют тестировать и улучшать продукт. Одним из известных методов является гибкая методология Agile.
Agile (или Agile Software Development) – серия подходов к разработке программного обеспечения, ориентированных на использование интерактивной разработки, динамическое формирование требований и обеспечение их реализации в результате постоянного взаимодействия внутри самоорганизующихся рабочих групп, состоящих из специалистов различного профиля [2]. Несмотря на то, что гибкие методологии разработки достаточно распространены в Российской индустрии разработки программного обеспечения, их внедрение является трудоемким процессом, который неизменно сопровождается рядом проблем.
Таблица 1.
Современные подходы в управлении ИТ-проектами
Название методологии (оригинал) |
Название методологии (перевод) |
Разработчик |
|
Project Management Body of Knowledge (RMBOK) |
Стандарт управления проектом |
Project Management Institute (PMI) |
|
Capability Maturity Model Integration (CMMI framework) |
Модель зрелости |
Software Engineering Institute (SEI) |
|
Rational Unified Process (RUP) |
Компания Rational Software |
||
Project in Controlled Environments (PRINCE2) |
Стандарт по руководству проектами в сфере информационных технологий (Великобритания) |
Central Computer and Telecommuni- cations Agency (CCTA) |
|
System Development Life Cycle (SDLC) |
Жизненный цикл разработки систем |
||
Microsoft Solution framework (MSF) |
Корпорация Microsoft |
||
Agile |
Extreme Programming (XP) |
Экстремальное программирование |
|
Rapid Application Development (RAD) |
|||
Scrum |
Скрам |
||
Adaptive Software Development (ADS) |
|||
Crystal Clear |
|||
Feature-Drive Development (FDD) |
|||
Dynamic System Development Method (DSDM) |
|||
Kanban Lean Development |
Канбан |
Корпорация Toyota |
|
Structured System Analysis and Design Methodology (SSADM) |
|||
SixSigma |
Шесть сигм |
Корпорация Motorola |
Среди вышерассмотренных классических подходов (табл. 1) Agile позволяет итеративно вести разработку ИТ-проекта, динамически меняя при этом требования и цели проекта. Специалисты The Standish Group International в ежегодном аналитическом отчете за 2013 г. отмечают, что в большинстве успешно завершенных малых проектов были использованы подходы гибкой̆ методологии Agile [3].
Автором статьи было опрошено 8 инновационных компаний РС(Я). Результаты опроса показали, что 7 из 8 компаний сталкивалась с данной методологией, а 5 предприятий применяют в своих проектах гибкую методологию.
Рисунок 1. Применение гибкой методологии в ИТ – компаниях РС(Я)
Рисунок 2. Инструменты при управлении проектами менеджеров ИТ-компаний
Рисунок 3. Оценка менеджеров, эффективность сроков выполнения проектов
Таким образом, можно сделать выводы, что 40% опрошенных не выполняют установленных сроков, из этого следует что, проектные менеджеры имеют проблемы при планировании разработки проекта, это обусловлено с не эффективным применением гибкой методологии.
Разработка предложений по совершенствованию управления стартап проектами РС (Я) на основе гибких методологий Agile “Scrum”.
У начинающих якутских ИТ - компаний отсутствуют временные рамки, из-за чего нарушаются планы, команда отстает от графика, в результате бюджет проекта заканчивается раньше планируемого периода. В обязанности управляющего проекта входит правильное распределение задач сотрудникам, для достижение общих целей̆, а также быть связующим звеном между заказчиком и разработчиками. В таком гибком режиме методология «Scrum», может стать главным помощником для начинающих менеджеров проекта. При использовании Scrum на практике, роли можно распределить следующим образом: существует 3 базовых роли: менеджер проекта, Scrum мастер и команда разработки. Управляющий продукта является связующим звеном между командой̆ разработки и заказчиком. Его задача - максимальное увеличение ценности разрабатываемого продукта и работы команды. Ключевым инструментом менеджера является отстаивание продукта, содержащий необходимые для выполнения задачи. Часто якутские предприниматели не сортируют задачи в порядке приоритета. Для выполнения задач, можно использовать такие сервисы как – Trello, Wrike и Asana – где расписываются задачи каждого игрока команды, а также ведется наблюдение за стадием выполнения ежедневных задач. Scrum мастер является помощником менеджера проекта, его задача — помочь команде максимизировать ее эффективность посредством устранения препятствий, помощи, обучении и мотивации команде. В команду разработки входят – участники, которые создают прототип и в целом продукцию.
Для построения процесса методики, используем на примере ИТ – компании Файвтроникс: Основой является спринт, в течении которого выполняется работа над продуктом. По окончанию спринта должна быть получена новая рабочая версия продукта. Спринт всегда ограничен по времени (1–4 недели) и имеет одинаковую продолжительность на протяжении всей̆ жизни продукта. Перед началом каждого спринта производится его планирование, на котором производится оценка содержимого Product Backlog (задачи продукта) и формирование спринт Backlog (задач спринта), содержащие задачи, которые должны быть выполнены в текущем спринте. Каждый̆ спринт должен иметь цель, которая является мотивирующим фактором и достигается с помощью выполнения задач. По окончанию спринта производится оценка эффективности (производительность) команды за прошедший спринт, спрогнозировать ожидаемую эффективность (производительность) в следующем спринте, выявлении имеющихся проблем, оценки вероятности завершения всех необходимых работ по продукту и другое.
Рисунок 4. Применение методологии Agile на примере ИТ – компании Файвтроникс
Применение Scrum-методологии позволит:
· Повысить эффективность использования человеческого потенциала;
· Обеспечить высокое качество работ;
· Обеспечить учет всех требований заказчика и возможность их изменений в процессе реализации проекта;
· Разработать конкурентоспособный товар или продукт.
Все это будет способствовать повышению конкурентоспособности компании, достижению оптимальных хозяйственных результатов, получению новых заказов на разработки, привлечению инвестиций.