ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Конференция: CCXCII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика

CCXCII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
28 декабря 2024 года распоряжением Правительства Российской Федерации N 4146-р вышла в свет обновленная Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года [2], основной документ, отражающий направление государственной политики регионального развития. Основной целью обновленной Стратегии является достижение национальных целей в условиях новых вызовов и возможностей пространственного развития Российской Федерации. Стратегия призвана обеспечить сбалансированное социально-экономическое развитие регионов Российской Федерации за счёт стимулирования экономического роста опорных населенных пунктов и координации инфраструктурных региональных инвестиций, приводящих к сокращению межрегионального неравенства и повышению качества жизни населения.
Одним из инструментов социально-экономического развития регионов является выделение особых преференциальных территорий, среди них – Территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). В правовое поле понятие ТОСЭР вошло при принятии Федерального закона «О территориях опережающего развития в Российской Федерации» от 29.12.2014 N 473-ФЗ [1]. ТОСЭР - часть территории субъекта Российской Федерации, на которой установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности. Резиденты ТОСЭР получают налоговые льготы, административные преференции, льготы по страховым взносам и прочие преференции, способствующие экономическому развитию наименее развитых территорий. В данный момент по всей России функционирует 18 ТОСЭР.
В данной работе будет проанализирован эффект от функционирования ТОСЭР на примере геостратегической территории Российской Федерации, субъекта Дальневосточного федерального округа, Республики Саха (Якутия). На территории Республики действует 2 ТОСЭР: «Якутия» и «Южная Якутия».
ТОСЭР «Южная Якутия» была учреждена постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2016 г. №1524 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Южная Якутия». Отраслями специализации ТОСЭР являются добыча полезных ископаемых и горнодобыча, на данный момент на её территории насчитывается 20 резидентов, которые привлекли инвестиций на общую сумму 124 млрд.руб. и создали более 10 тыс. рабочих мест. Среди крупнейших резидентов – горно-обогатительные комплексы «Денисовский» и «Инаглинский».
ТОСЭР «Якутия» была учреждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2015 г. №877 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Индустриальный парк «Кангалассы» на территории городского округа «город Якутск». Отраслями специализации ТОСЭР являются сельское хозяйство, логистика и обрабатывающая промышленность. В данный момент на территории ТОСЭР свою деятельность осуществляют 56 компаний-резидентов, суммарно задействующих 343 млрд.руб. инвестиций и создавших 2757 рабочих мест в регионе.
Рассмотрим ряд социально-экономических показателей по Республике Саха (Якутия) в динамике, представленных в Таблице ниже.
Таблица 1.
Показатели социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), 2015-2022 гг.
Годы |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
Экономические показатели: |
||||||||
Валовой региональный продукт на душу населения, % от среднего уровня по России |
174% |
183% |
180% |
190% |
196% |
181% |
203% |
212% |
Инвестиции в основной капитал на душу населения, % от среднего уровня по России |
218% |
286% |
369% |
346% |
331% |
191% |
265% |
334% |
Индекс промышленного производства, % от среднего уровня по России |
106% |
99% |
99% |
104% |
108% |
97% |
108% |
112% |
Трудовые показатели: |
||||||||
Темпы прироста численности рабочей силы, год к году, % |
-0,2% |
-2,4% |
1,8% |
0,4% |
0,2% |
0,2% |
-0,2% |
0,6% |
Уровень занятости населения в трудоспособном возрасте, % |
72,3% |
71,0% |
72,5% |
73,0% |
72,8% |
73,1% |
72,4% |
72,5% |
Социальные показатели: |
||||||||
Рост реальных доходов населения год к году, % от среднего уровня по России |
102,5% |
102,3% |
99,7% |
101,3% |
100,4% |
100,8% |
100,1% |
102,6% |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет |
70,2 |
70,8 |
71,6 |
72,6 |
72,8 |
70,9 |
69,8 |
72,7 |
Численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, % |
19,4% |
19,8% |
19,6% |
18,6% |
17,8% |
17,3% |
16,3% |
15,2% |
Источник: [6]
С момента учреждения ТОСЭР «Якутия» в 2015 году можно наблюдать ряд положительных изменений среди представленных показателей, подтверждающих статус территорий опережающего развития.
По представленным экономическим показателям, Республика Саха наращивает преимущество по сравнению со среднероссийскими показателями, разница по ВРП на душу населения за 7 лет выросла с 174% до 212%, разница в инвестициях в основной капитал на душу населения выросла с 218% до 334%, рост промышленного производства год к году преимущественно превышает общероссийский рост.
Показатель прироста численности рабочей силы начиная с 2017 года начал показывать устойчивую положительную динамику, идущую вразрез с общероссийской негативной динамикой. C 2015 по 2022 год численность рабочей силы по России снизилась на 1%, тогда как Республика Саха демонстрировала 1% роста.
По представленным социальным показателям можно сделать вывод об увеличения качества и уровня жизни населения. Рост реальных доходов населения Республики Саха преимущественно превышал общероссийский рост. Ожидаемая продолжительность жизни увеличилась с 70,2 до 72,7 лет, несмотря на ухудшения показателя в период вспышки коронавирусной инфекции в 2020-2021 гг. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума сократилась на четверть, однако, по этому показателю Республика Саха достаточно критично уступает среднероссийскому уровню в 8,5%.
Стоит отметить, что эффект от реализации инвестиционных проектов начинает быть заметным при рассмотрении экономических и трудовых показателей спустя достаточно короткий срок после начала её проведения. Тем не менее, гораздо больше времени необходимо для качественного изменения таких показателей как ожидаемая продолжительность жизни, рост реальных доходов населения.
Таким образом, стоит отметить значительное увеличение уровня социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) после начала функционирования ТОСЭР. Помимо положительной динамики представленных трудовых и социальных показателей, субъект демонстрирует наращивание преимущества в экономическом развитии в сравнении с общероссийским уровнем. На примере Республики Саха (Якутия), можно сказать, что продолжение политики стимулирования депрессивных и менее развитых регионов Российской Федерации в рамках Стратегии пространственного развития способно сокращать межрегиональное неравенство и качественно повышать уровень жизни населения.
