Статья:

Основные пути рационализации отраслевой структуры занятости

Конференция: XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Ботоева В.Э. Основные пути рационализации отраслевой структуры занятости // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(39). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/10(39).pdf (дата обращения: 28.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Основные пути рационализации отраслевой структуры занятости

Ботоева Виктория Эльбрусовна
магистрант 2 курса, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л.Хетагурова, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ
Севостьянова Изабелла Ивановна
научный руководитель, Доц., канд. экон. наук, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л.Хетагурова, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ

 

На сегодняшний день проблема занятости населения весьма актуальна. Важным условием установления стабильной занятости является осуществление государством активной политики в области трудоустройства. В данной работе представлены некоторые направления улучшения отраслевой структуры занятости.

Сущность рынка труда в полной мере характеризует понятие занятость населения. В соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход [1].

Достижение высокого уровня занятости одна из важнейших целей макроэкономической политики государства. Создавая в экономике дополнительное количество рабочих мест, основная задача при этом – увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения.

Практически во всех странах государство принимает активное участие в регулировании рынка труда, так как принято считать, что если рынок не регулируется, то в нем не происходит эффективное использование трудовых ресурсов. Причинами могут являться следующие факторы: недостаточная информированность работников о специфике рабочих мест, дискриминация некоторых отдельных категорий трудящихся в оплате заработной платы и предоставляемых условиях труда и др. Сферы, в которые включается государство в регулировании рынка труда следующие:

1.  Оформление и защита прав трудящихся на основе законодательных актов, правовых и нормативных документов.

2.  Защита уязвимых групп населения (инвалидов, национальных меньшинств, мигрантов, малоимущих и т.д.).

3.  Подготовка, переподготовка и повышение квалификации трудящихся.

4.  Гарантия надлежащих условий труда.

5.  Обеспечение МРОТ.

6.  Предоставление возможности получения стабильного дохода и обеспечение социального страхования работников. Также максимальное воздействие на функционирование рынка труда оказывают следующие факторы: налоговая политика, государственные меры по борьбе с инфляцией и созданием новых рабочих мест.

Однако не следует полагаться и обольщаться на счет эффективности регулирования трудовых отношений государством. Например, в развитых странах зачастую минимальный размер оплаты труда оказывается ниже равновесной цены труда, в результате чего возникает «безработица ожидания», так как предложение труда повышается, а спрос, наоборот, падает [2, с.63].

Основными задачами выравнивания диспропорций спроса и предложения рабочей силы являются следующие направления:

1.  Меры, которые стимулируют рост уровня занятости

·     реализация государственных и отраслевых программ, выделение средств под банковские кредиты для реализации проектов, которые предусматривают создание новых рабочих мест;

·     организация для целевых групп специальных социальных рабочих мест.

2.  Меры по сбалансированию спроса и предложения рабочей силы

·     определение спроса и предложения на рынке образовательных услуг по подготовке специалистов;

·     проведение мониторинга спроса на рабочую силу, чтобы определить потребности работодателей в кадрах;

·     повышение уровня конкурентоспособности на рынке труда лиц, которые ищут работу в силу и за счет профессиональной подготовки, уровня образования, повышения квалификации, переобучение и переподготовка безработных граждан;

·     развитие у школьников профессиональной ориентации, повышение их мотивации к трудовой деятельности, которая восстребована и необходима на рынке труда.

3.  Помощь в организации занятости целевых групп населения

·     содействие трудоустройству на имеющиеся вакансии;

·     установление квоты рабочих мест для инвалидов;

·     профориентация, консультации и информирование;

·     предоставление органам уголовно-исполнительной власти перечня специальностей и профессий, которые на рынке труда пользуются спросом, с целью организации обучения граждан, которые отбывают наказание в местах лишения свободы.

4.  Поддержка в развитии малого и среднего предпринимательства

·     увеличение возможностей выдачи и получения кредитов субъектам малого бизнеса;

·     поддержка предпринимательской инициативы и творческих способностей лиц, желающих открыть свое дело;

·     развитие гибких форм занятости.

5.  Организация общественных работ

6.  Повышение значимости местных исполнительных органов в решении проблем занятости на уровне региона

·     информирование работодателей и население о ситуации на рынке труда (афиши, объявления в газетах и т.д.);

·     расширение и углубление взаимодействия уполномоченных органов с частными агентствами занятости и неправительственными организациями в сфере содействия трудоустройству.

7.  Содействие по трудоустройству выпускников вузов

На наш взгляд, все перечисленные меры способны в корне повлиять на улучшение ситуации на рынке труда, в частности по отраслям экономики.

Также следует заметить, что при наборе и отборе кадров, менеджеры должны отсеивать лишних и выбирать кандидатов, которые максимально или в большей мере соответствуют предлагаемой должности в сфере приложения труда, чтобы потом не происходили сдвиги в производственном цикле и не возникали ситуации, требующие в экстренном порядке привлечения новых высококлассных специалистов.

На данный момент динамика отраслевой структуры занятости населения характеризуется следующими процессами:

·     увеличение доли занятых в сфере услуг;

·     увеличение удельного веса занятых в торговле, финансовой сфере и т.д.;

·     снижение количества занятых в промышленности, науке и научном обслуживании;

·     постепенное снижение роли государственных предприятий, переход в частный сектор.

Активная политика государства способна урегулировать проблемы занятости населения. Необходимыми мерами со стороны государства могут быть следующие:

1.  Гарантировать достойную заработную плату.

2.  Проводить мониторинг спроса на рабочую силу

3.  Поддерживать развитие малого бизнеса.

4.  Предоставлять возможность переподготовки и повышению квалификации и др.

Все эти меры должны способствовать формированию условий для более полного использования потенциала трудовой и деловой активности граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице, стимулирующих продуктивное поведение личности в конкурентной рыночной среде.

 

Список литературы:
1. ФЗ «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 №1032-1.
2. Яковлев М.Г. Занятость населения и механизмы ее регулирования // Регионология. – 2012 г.