Статья:

Аналитический обзор изменений в пенсионном законодательстве Российской Федерации

Конференция: XLIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Мартынова Т.С. Аналитический обзор изменений в пенсионном законодательстве Российской Федерации // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(44). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/4(44).pdf (дата обращения: 19.08.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Аналитический обзор изменений в пенсионном законодательстве Российской Федерации

Мартынова Татьяна Сергеевна
магистрант кафедры экономика, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, ВГУЭС, РФ, г. Владивосток

 

В данной статье рассмотрена реформа пенсионной системы, произошедшая в 2015 г. в Российской Федерации, ее задачи и особенности. Проанализированы изменения в подсчете страховой пенсии застрахованных лиц.

Ключевые слова: пенсионная система; реформирование пенсионной системы; застрахованное лицо; пенсионный фонд; страховая пенсия; накопительная пенсия.

Основной задачей реформирования пенсионной системы РФ на данном этапе является поиск баланса между экономическими возможностями и социальными издержками, решение которой в конечном результате дает формирование устойчивой и самостоятельной финансовой системы, основанной на сбалансированности пенсионных прав и обязательств. Для решения данной задачи необходим ряд мер направленных в первую очередь на усиление страховых принципов перераспределения средств Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе, ликвидации обязательств, не обеспеченных уплаченными взносами, а так же формирования нового механизма учета пенсионных прав застрахованных лиц, и финансовых обязательств ПФР, исходя из сбалансированности его бюджета [1].

Именно необходимость данных преобразований послужила импульсом для нового этапа пенсионной реформы, ознаменованного вступлением с 1 января 2015 года в юридическую силу сразу двух федеральных законов - №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и №424-ФЗ «О накопительных пенсиях», которые существенно преобразили облик современного пенсионного обеспечения в России.

Уже из названий нормативно-правовых актов видно, что в рамках реформирования механизма формирования, учета и реализации пенсионных прав произошло юридическое разделение «сиамских близнецов», ранее являющихся составными частями понятия «трудовая пенсия», в два самостоятельных вида правоотношения. При этом, не вызывает сомнения, что основную роль в построении сбалансированной пенсионной системы отводится именно страховой пенсии. Для того, чтобы разобраться в чем заключается эта роль остановимся на новеллах в законодательстве, касающихся изменения порядка расчета суммы страховой пенсии.

Не лишним напомнить, что действующий до января 2015 года Федеральный закон «О трудовых пенсиях» страховая часть трудовой пенсии рассчитывалась как частное от деления суммы всех взносов в Пенсионный Фонд РФ, уплаченных работодателем за застрахованное лицо, на количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, составляющего 19 лет [3]. При этом стоит обратить внимание на два принципиально важных момента: во-первых, ожидаемый период дожития выступал как один из страховых рисков и тем самым являлся одним из факторов, учитываемых при актуарных расчетах; во-вторых, пенсионные права имели строгую привязку к национальной валюте - рублю.

Новое законодательство вело новый порядок расчета страховой пенсии, в основу которого положены два определяющих показателя: индивидуальный пенсионный коэффициент (балл) и стоимость пенсионного балла.

Индивидуальный пенсионный коэффициент представляет собой сумму годовых пенсионных коэффициентов за весь период уплаты страховых взносов в ПФР вплоть до выхода застрахованного лица на пенсию. Годовой пенсионный коэффициент определяется законодателем как умноженное на 10 отношение суммы страховых взносов, уплаченных работодателем на формирование страховой части пенсии по тарифу 10% или 16%, к сумме страховых взносов, уплачиваемых по тарифу 16% с максимальной зарплаты, облагаемой по закону страховыми взносами, которая в 2016 году составила 796 000 рублей [4; 2].

Таким образом, новый механизм формирования пенсионных прав не имеет строгой привязки к национальной валюте, а учет пенсионных прав происходит в баллах, которые являются относительным показателем, связанным с суммой страховых взносов посредством уровня максимальной зарплаты, облагаемой по закону страховыми взносами, что дает еще один рычаг фискального воздействия на пенсионную систему со стороны государства.

Вторым параметром, определяющим размер выплачиваемой пенсии, является стоимость индивидуального пенсионного коэффициента. Данный показатель отражает отношение суммы страховых взносов и трансфертов федерального бюджета, поступающих в бюджет Пенсионного фонда РФ к общей сумме индивидуальных пенсионных коэффициентов получателей страховых пенсий [5]. Данное нововведение, по сути, переняло существующий до этого порядок финансирования выплаты страховой части трудовой пенсии, которая в рамках солидарной системы выплачивалась из страховых взносов трудоспособной части населения страны.

С другой стороны отсутствие строгого денежного эквивалента пенсионных прав делает пенсионную систему в финансовом плане более гибкой и менее зависимой от средств федерального бюджета страны, по крайней мере, теоретически. На практике же ПФР вынужден сохранять уровень пенсионных выплат между нижней границей, определяемой прожиточным минимумом пенсионера, который на 2016 год составляет 8803 рубля, и заветной планкой коэффициента пенсионного замещения равным 40, рекомендованной Международной организацией труда. При этом, согласно данным Федеральной службы государственной статистики со сноской на материалы ПФР в 2015 году около 12 процентов пенсионеров получили социальные доплаты в целях доведения уровня материального обеспечения пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера, что надо отметить ниже показателей 2012- 2014 гг. [6].

Особого упоминания заслуживают введенные в законодательстве повышающие коэффициенты, как один из мотивирующих факторов более позднего входа на пенсию. Так, законодатель предусматривает систему коэффициентов повышения размера фиксированной выплаты и страховой пенсии по старости, исходя из числа полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию. Об эффективности применения премиальных коэффициентов пока судить трудно в силу отсутствия официальной статистики по данному вопросу.

Стоит так же отметить, что Федеральный закон «О страховых пенсиях» существенно повышает требования к продолжительности страхового стажа, дающего право на получение страховой пенсии. Так, если до января 2015 года необходимо было иметь не менее пяти лет страхового стажа для того, чтобы иметь право на получение страховой части трудовой пенсии, то сейчас необходим стаж протяженностью не менее восьми лет, а дальнейшем будет увеличиваться до пятнадцати лет. Данное ужесточение может расцениваться как ужесточение страховых принципов пенсионного обеспечения с целью перераспределения финансов в пользу участников системы обязательного пенсионного страхования, придерживающихся более активной жизненной позиции.

Таки образом, подводя итог можно с уверенностью сказать, что на данном этапе реформирования пенсионной системы происходит создание механизмов, дающих возможность более оперативного воздействия на финансовый баланс ПФР со стороны руководства страны. При этом, отмечается усиление позиций государства и в отношении других участников рынка пенсионного страхования. Так введенный в 2013 году и продолжающий действовать по сей день мораторий на формирование накопительной части трудовой пенсии, который оставил все 22 процента тарифа пенсионных взносов солидарной системе с целью выплаты текущих пенсий для нынешних пенсионеров и ликвидации дефицита денежных средств в бюджете ПФР, ослабил позиции негосударственных пенсионных фондов, оставив большой им относительно не большой сектор добровольного пенсионного страхования.

Судить об успехе проводимых реформ пока еще рано в силу непродолжительного периода времени прошедшего с момента их начала. Можно сказать, что новые механизмы пенсионной системы только проходят обкатку на практике. Насколько эффективными они окажутся покажет время.

 

Список литературы:
1. Одинокова Т.Д. Актуальные проблемы реализации пенсионной реформы в России // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2015. — Т. 25, № 3. — С. 485–494.
2. Постановление правительства РФ от 26 ноября 2015 г. № 1265 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской.
3. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». // Российская газета от 20 декабря 2001 г. N 247.
4. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // «Российская газета» от 31 декабря 2013 г. N 296.
5. Численность пенсионеров, получающих социальные доплаты к пенсии в целях доведения уровня материального обеспечения пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации. //http://www.gks.ru/ (дата обращения 01.03.2017).