Статья:

Основные перспективы развития налоговой системы РФ

Конференция: XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Велибекова М.В. Основные перспективы развития налоговой системы РФ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(43). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/3(43).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 13 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Основные перспективы развития налоговой системы РФ

Велибекова Мальвина Велибеговна
студент, Институт сервиса, туризма и дизайна(филиал) СКФУ в г. Пятигорске, РФ, г. Пятигорск
Титова Валерия Владиславовна
научный руководитель, канд. экон. наук, доц., Институт сервиса, туризма и дизайна(филиал) СКФУ в г. Пятигорске, РФ, г. Пятигорск

 

В последние годы Российская Федерация переживает важный экономический эксперимент, связанный с переходом от планового управления народным хозяйством к использованию рыночных механизмов экономического развития. Новые экономические инструменты сосуществуют с элементами предыдущей экономической системы. Процесс осложняется тем, что в стране с переходной экономикой необходимо провести реформы в области права, экономики и политики [1, с. 107]. На данный момент практически все признали, что эффективная реформа налоговой политики и системы налоговых органов в стране являются ключевым фактором успеха в деле перевода экономики на рыночные рельсы.

Налоговая система – это важнейший элемент рыночных отношений и от нее зависит успех экономических реформ в стране [2, с. 151]. Проблема налогов является одной из наиболее сложных экономических реформ в России.

На современном этапе развития государства, стабильность налоговой системы является важнейшим механизмом, воздействующим на уровень экономики. Но часто налоговая система не соответствует в полном объеме рыночной экономики, так как является довольно не простой по исчислению и уплате налогов, характеризуется сложностью ведения налогового учета, документирования, составления отчетности и заполнением налоговых деклараций.

Проблем в сфере налогообложения существует слишком много, чтобы можно было решить в том порядке, в котором они были определены отдельными указами и поправками. Только незначительная их часть будет так или иначе решена в ближайшее время.

Создание устойчивой налоговой системы является важнейшей задачей правительства. Эффективное налогообложение может быть достигнуто путем гармоничного сочетания выбранного налогового механизма с целями и задачами, которые ставит государство при управлении экономикой.

В области налогообложения, конечно же, есть ряд проблем, которые необходимо решить. По-прежнему, присутствует высокая доля теневой экономики и распространены уклонения от налогов. Это подрывает не только систему поступления налоговых доходов в бюджет, но и способствует неравной конкуренции, так как ставит добросовестных налогоплательщиков в неблагоприятные условия.

Согласно основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов является создание эффективной и стабильной налоговой системы, которая будет обеспечивать финансовую устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций и стимулирование инновационной деятельности.

Так, например, основные направления налоговой политики позволяют экономическим агентам определить свои бизнес – цели с учетом планируемых изменений в налоговой сфере [6, с. 81]. В ходе последующего трехлетнего периода приоритетом Правительства Российской Федерации остается недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику. В то же время, планируется применять налоговые меры для стимулирования инвестиций, проводить антикризисные налоговые меры, повышать эффективность системы налогового администрирования.

Также в целях противодействия неправомерному возмещению НДС и занижению налоговой базы предлагается:

·     установить обязанность при реорганизации юридического лица, восстанавливать НДС по имуществу, передаваемому правопреемнику, который уже не облагается налогом на добавленную стоимость;

·     уточнить размер НДС, подлежащего восстановлению покупателю в случае перечисления авансовых платежей;

·     уточнить порядок определения налоговой базы при реализации права собственности на нежилые помещения;

·     ввести обязанность налогоплательщика к возмещению НДС, принятого к вычету по авансовому платежу, если поставка не состоялась в течение определенного периода времени.

С 1 января 2016 года были введены трехлетние «надзорные каникулы» для организаций, которые в течение трех лет не имели серьезных нарушений в соответствии с установленными правилами по ведению деятельности. Все требования для определенных видов деятельности будут упорядочены, систематизированы и находится в открытом доступе [4, с. 64].

С целью предоставления налогоплательщику возможности получать информацию о налоговых последствиях сделки, которую он только планирует совершить, предполагается ввести институт предварительного налогового контроля, который уже успешно функционирует в зарубежных правовых системах. Такой институт позволит существенно снизить налоговые риски, сыграет важную роль в стимулировании деловой активности за счет повышения стабильности и определенности правового регулирования налогообложения, предоставит налогоплательщику гарантию в отношениях с налоговым органом.

Для обеспечения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов предлагается «отказаться от установления новых льгот (включая освобождения от налогообложения, исключения из налоговой базы объекта налогообложения) по региональным и местным налогам».

Наиболее важными изменениями в системе налогообложения, планируемые на ближайшие годы, являются:

·     создание специальных условий для ведения предпринимательской деятельности в области обеспечения социально-экономического развития на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири;

·     содействие развитию малого предпринимательства;

·     противодействие уклонению от уплаты налогов с помощью низконалоговых юрисдикций, в том числе путем введения института контролируемых иностранных компаний.

Для того чтобы предотвратить резкий рост налоговой нагрузки на налогоплательщиков, планируется предусмотреть в Налоговом кодексе Российской Федерации введение специальных переходных положений (планируется распределять повышение налога на 4–5 лет, применяя понижающие коэффициенты).

Трудно представить себе эффективную налоговую политику, которая формируется без определения механизма контроля правильности и своевременности уплаты налогов и сборов. В этой связи, состав надзорных органов может пополниться службой предварительного контроля. В данный орган компания сможет обратиться за консультацией еще на стадии подготовки хозяйственных операций и четкого представления ее результатов в налоговой сфере. Также будет сокращен перечень сведений, составляющий налоговую тайну, что положительно скажется на информированности налогоплательщиков по отношению к своим партнерам.

Налоговая политика Российской Федерации формируются на данном этапе Министерством финансов, который публикует ежегодно информацию о планируемых направлениях ее развития, предоставляет данные о том, какой будет налоговая политика в ближайшие два года. В частности, подобный проект на 2016–2018 годы размещен на сетевом ресурсе ведомства в 2015 году. Предполагается, что в ближайшее время регулирование налоговой политики обеспечит решение сложных задач по стимулированию экономической активности, противодействию кризисным явлениям, повышению наполняемости государственной казны. Состояние системы налогообложения при выполнении всех необходимых задач может быть улучшено, путем создания эффективной, конкурентоспособной, устойчивой и, самое главное, удобной налоговой системы.

 

Список литературы:
1. Айдинова А.Н., Титова В.В. Трансформация социально-экономической модели развития современной России. В сборнике: Результаты научных исследований. Научно-издательский центр «Аэтерна; Ответственный редактор: Сукиасян А.А. 2015. С. 106–108.
2. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА-М., 2013. – 269 с. 
3. Налоговый кодекс РФ, часть 1 от 31.07.1998 №146-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 27.07.2014).
4. Павлова Л.П., Понкратов В.В. Отдельные аспекты совершенствования налоговой политики // Финансы. №14, 2014. – С. 64.
5. Федеральный закон от 08.06.2015 №150-ФЗ.
6. Шаталов С.Д. Какой быть налоговой системе РФ? // Финансы. №16, 2014. – С. 81.