Статья:

Безработица в Республике Коми, проблемы и пути ее решения

Конференция: XLIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Семенова В.В., Баранова И.Ю. Безработица в Республике Коми, проблемы и пути ее решения // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(44). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/4(44).pdf (дата обращения: 22.08.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Безработица в Республике Коми, проблемы и пути ее решения

Семенова Валерия Вячеславовна
студент, Ухтинский государственный технический университет, РФ, г. Ухта
Баранова Ирина Юриковна
студент, Ухтинский государственный технический университет, РФ, г. Ухта
Лабызнова Галина Геннадьевна
научный руководитель, доц., Ухтинский государственный технический университет, РФ, г. Ухта

 

Безработица – это такое социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не может применить свою рабочую силу. Безработица обусловлена экономическими причинами и является одной из главных проблем рыночного общества. Главными минусами такого явления считается, что население имеет очень низкие доходы, а также общественные ресурсы используются не в полном объеме. С социальной точки зрения, безработица представляет собой зло. Она ведет к усилению социальных проблем и росту преступности. Человек без работы не приносит пользу обществу, а лишь живет на средства государства, которое помогает поддерживать его жизнь на минимальном уровне. А с точки зрения экономики, безработица – закономерное явление. Она связана с действием механизма рынка: избыток либо недостаток рабочей силы ведет к развитию прогрессивных и эффективных видов деятельности и утрате предприятий-банкротов. Безработица – серьезная проблема даже для экономически развитых стран.

Безусловно, безработица есть в каждой стране. Низким уровнем безработицы считается 2–4 %, нормой от 4 % до 6 %, а если свыше 7 %, то это свидетельство стагнации в экономике.

На рисунке 1 представлена динамика уровня безработицы по годам в России.

 

Рисунок 1. Динамика уровня безработицы в России

 

Согласно отчету Росстата безработица на конец прошлого года составила 5,4% (или 4.1 млн. человек). Этот показатель можно считать нормой. Однако, фактический показатель безработицы выше, так как Росстат учитывает лишь население, которое стоит на учете. Экономически активное население в 2016 году составило 52% от общей численности населения.

Самая низкая безработица на настоящий момент зафиксирована в Москве – около 1.5%, а самая высокая в Ингушетии – более 20%.

Безработица в России на протяжении последних лет имеет тенденции к снижению. На начало 2011 года она составляла 7,8%, в настоящее время – около 5,4%.

С начала 2014 года и до начала 2015 года наблюдался рост безработицы ввиду сокращения персонала. В начале 2014 года безработица держалась на том же уровне, что в последние месяцы 2013 года. В первой половине 2014 года наблюдалось плавное снижение уровня безработицы и заметное повышение уровня с середины лета до конца 2014 года. По данным Федеральной службы государственной статистики уровень безработицы на конец 2014 года составлял 5,3%, на конец 2015 года – 5,8% (или 4.4 млн. человек), на конец 2016 года – 5,4% (или 4.1 млн. человек).

Что касается Республики Коми, то уровень безработицы составил 7,6 %. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Численность и состав рабочей силы

По данным выборочного обследования рабочей силы

 

Октябрь -декабрь 2016

Численность рабочей силы – всего, тыс. чел.

463,5

в том числе:

 

занятые в экономике

428,4

безработные

35,1

Уровень участия в рабочей силе (численность рабочей силы

к численности населения в возрасте 15-72 года), %

70,4

Уровень занятости (занятое население к численности

населения в возрасте 15-72 года), %

65,1

Уровень безработицы (безработные к численности рабочей силы в

возрасте 15-72 года), %

7,6

 

Однако на 1 августа 2016 года уровень регистрируемой безработицы составил 1,6% от численности экономически активного населения (на 1 августа 2015 года – 1,4%). Уровень регистрируемой безработицы в среднем за 2015 год в Коми составил 1,5 %, уровень общей безработицы – 7%.

Специфика Республики Коми как объекта регулирования занятости проявляется в ее отдаленности от центра страны, тяжелых погодных условий. Это делает республику менее привлекательной с точки зрения постоянного проживания и работы. В большинстве районов Республики Коми условия для развития самозанятости и предпринимательства неблагоприятны. Традиционными сферами деятельности населения в Республике являются: угле-, газо-, нефтедобыча (с частичной переработкой); лесозаготовительная и лесоперерабатывающая промышленность; сельское хозяйство.

Чаще всего предприятия по добыче и переработке переходят на вахтовый метод работы, что вытесняет из этой сферы местное население.

Также на уменьшение безработицы влияет работа Центра занятости населения. Там безработные могут узнать о наличии открытых вакансий, либо пройти обучение востребованной рабочей профессии [3, с.184].

Наиболее востребованные на рынке труда Республики Коми профессии, показаны в таблице 2 [4]:

Таблица 2.

Наиболее востребованные профессии в Республике Коми

Служащие

Квалифицированные

рабочие

Неквалифицированные рабочие

врач, медицинская сестра, инженер, фельдшер, мастер,

воспитатель.

водитель, машинист, слесарь,

каменщик, монтажник,

оператор.

рабочий, уборщик, дворник,

вахтер, грузчик, мойщик.

 

На практике доля предложения рабочих рук превосходит долю рабочих мест. Занятость наемных работников уменьшается в том числе и за счет внедрения новейших, в первую очередь автоматизированных, разработок. Безработица значительно повышается в промежутки стагнации экономической активности, когда по причине снижения объема производства на рынке труда появляется огромная численность населения уволенных с работы.

Повсеместным остается факт того, что процент безработицы посреди высококвалифицированных специалистов значительно ниже, чем у работников, которые занимаются физическим трудом. Организации не хотят увольнять квалифицированных специалистов, по причине того, что в их профессиональное обучение финансировано значительными суммами.

Безработица приводит к увеличению социально-отрицательных процессов, повышению напряжения, «социальной болезни» в обществе. Нетрудоустроенный человек не только не имеет возможности воспользоваться собственными знаниями и навыками, просто остается без дохода и средств для проживания, но и утрачивает свой социальный статус в обществе, переход в состояние психологической неустойчивости, неуверенности в будущем [2, с. 18].

Насчитывается несколько подходов к решению проблемы безработицы, такие как прямой и косвенный.

Прямой путь – это возобновление российского производства, формирование новых рабочих мест во всех сферах хозяйственной и производственной деятельности.

Косвенный – это административное или законодательное регу­лирование занятости, что обозначает:

1.  Гарантия правовой защищенности наемных работников.

2.  Применение альтернативных форм занятости.

3.  Совершенствование систем страхования от безработицы:

·   увеличение процента отчислений в фонды и центры занятости, что без сомнений простимулирует структурную перестройку организаций;

·  использование страховых положений, когда вместе с работо­дателем в образовании фонда принимает участие и сам работник;

·  финансирование государством спецпрограмм помо­щи конкретным социальным группам на рынке труда – которые попали под сокращение, а именно военнослужащие, беженцы и т.д.;

·  приспособление безработных людей к требованиям рынка, подвергшихся изменениям, через систему специализированной профессиональной подготовки при максимальном учете имеющейся базовой квалификации;

·  облегчение процедуры регистрации безработных в службах занятости.

4.  Усиление гарантий в сфере оплаты труда и решение проблемы неплатежей заработной платы.

5.  Образование результативной системы защиты наемных работников через механизм социального партнерства.

Социальное партнерство, осуществляющееся через систему переговоров и заключаемых соглашений. Первостепенное значение обре­тает заключение коллективных договоров в организациях и в компаниях, где происходит сопряжение работодателей и средств производства. В этих договорах должна быть предусмотрена двусторонняя заинтересованность наемных работников и предпринимателей в эффективной экономической деятельности, роста производства и конкурентоспособности то­варов и услуг, развитии трудовой и социальной активности, облегчении остроты социальных противоречий и нахождении конструктивных форм разрешения трудовых конфликтов [1, с. 45].

Проанализировав особенности российского рынка труда в переходный период, сделаем вывод, что официально заявленный ориентир более полного и эффективного пользования ресурсов (в том числе трудовые), за счет внедрения в действие разных форм хозяйственной деятельности, на нынешнем этапе ре­форм пока сопутствуется распадом трудового потенциала.

 

Список литературы:
1. Гришин И. Стимулирование и динамизация занятости: рецепт flexicurity // МЭ и МО. – 2012. – № 4. – С. 40–51.
2. Саенко Л.А. Становление системы защиты от безработицы // Труд и соц. отношения. – 2011. – № 3. – С. 16–25.
3. Устинова К.А. Соответствие квалификации занятого населения требованиям рабочих мест // ЭКО. – 2012. – № 9. – С. 181–190.
4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми – [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://komi.gks.ru.