Безработица в Республике Коми, проблемы и пути ее решения
Секция: Экономика
XLIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Безработица в Республике Коми, проблемы и пути ее решения
Безработица – это такое социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не может применить свою рабочую силу. Безработица обусловлена экономическими причинами и является одной из главных проблем рыночного общества. Главными минусами такого явления считается, что население имеет очень низкие доходы, а также общественные ресурсы используются не в полном объеме. С социальной точки зрения, безработица представляет собой зло. Она ведет к усилению социальных проблем и росту преступности. Человек без работы не приносит пользу обществу, а лишь живет на средства государства, которое помогает поддерживать его жизнь на минимальном уровне. А с точки зрения экономики, безработица – закономерное явление. Она связана с действием механизма рынка: избыток либо недостаток рабочей силы ведет к развитию прогрессивных и эффективных видов деятельности и утрате предприятий-банкротов. Безработица – серьезная проблема даже для экономически развитых стран.
Безусловно, безработица есть в каждой стране. Низким уровнем безработицы считается 2–4 %, нормой от 4 % до 6 %, а если свыше 7 %, то это свидетельство стагнации в экономике.
На рисунке 1 представлена динамика уровня безработицы по годам в России.
Рисунок 1. Динамика уровня безработицы в России
Согласно отчету Росстата безработица на конец прошлого года составила 5,4% (или 4.1 млн. человек). Этот показатель можно считать нормой. Однако, фактический показатель безработицы выше, так как Росстат учитывает лишь население, которое стоит на учете. Экономически активное население в 2016 году составило 52% от общей численности населения.
Самая низкая безработица на настоящий момент зафиксирована в Москве – около 1.5%, а самая высокая в Ингушетии – более 20%.
Безработица в России на протяжении последних лет имеет тенденции к снижению. На начало 2011 года она составляла 7,8%, в настоящее время – около 5,4%.
С начала 2014 года и до начала 2015 года наблюдался рост безработицы ввиду сокращения персонала. В начале 2014 года безработица держалась на том же уровне, что в последние месяцы 2013 года. В первой половине 2014 года наблюдалось плавное снижение уровня безработицы и заметное повышение уровня с середины лета до конца 2014 года. По данным Федеральной службы государственной статистики уровень безработицы на конец 2014 года составлял 5,3%, на конец 2015 года – 5,8% (или 4.4 млн. человек), на конец 2016 года – 5,4% (или 4.1 млн. человек).
Что касается Республики Коми, то уровень безработицы составил 7,6 %. Данные представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Численность и состав рабочей силы
По данным выборочного обследования рабочей силы |
|
---|---|
|
Октябрь -декабрь 2016 |
Численность рабочей силы – всего, тыс. чел. |
463,5 |
в том числе: |
|
занятые в экономике |
428,4 |
безработные |
35,1 |
Уровень участия в рабочей силе (численность рабочей силы к численности населения в возрасте 15-72 года), % |
70,4 |
Уровень занятости (занятое население к численности населения в возрасте 15-72 года), % |
65,1 |
Уровень безработицы (безработные к численности рабочей силы в возрасте 15-72 года), % |
7,6 |
Однако на 1 августа 2016 года уровень регистрируемой безработицы составил 1,6% от численности экономически активного населения (на 1 августа 2015 года – 1,4%). Уровень регистрируемой безработицы в среднем за 2015 год в Коми составил 1,5 %, уровень общей безработицы – 7%.
Специфика Республики Коми как объекта регулирования занятости проявляется в ее отдаленности от центра страны, тяжелых погодных условий. Это делает республику менее привлекательной с точки зрения постоянного проживания и работы. В большинстве районов Республики Коми условия для развития самозанятости и предпринимательства неблагоприятны. Традиционными сферами деятельности населения в Республике являются: угле-, газо-, нефтедобыча (с частичной переработкой); лесозаготовительная и лесоперерабатывающая промышленность; сельское хозяйство.
Чаще всего предприятия по добыче и переработке переходят на вахтовый метод работы, что вытесняет из этой сферы местное население.
Также на уменьшение безработицы влияет работа Центра занятости населения. Там безработные могут узнать о наличии открытых вакансий, либо пройти обучение востребованной рабочей профессии [3, с.184].
Наиболее востребованные на рынке труда Республики Коми профессии, показаны в таблице 2 [4]:
Таблица 2.
Наиболее востребованные профессии в Республике Коми
Служащие |
Квалифицированные рабочие |
Неквалифицированные рабочие |
врач, медицинская сестра, инженер, фельдшер, мастер, воспитатель. |
водитель, машинист, слесарь, каменщик, монтажник, оператор. |
рабочий, уборщик, дворник, вахтер, грузчик, мойщик. |
На практике доля предложения рабочих рук превосходит долю рабочих мест. Занятость наемных работников уменьшается в том числе и за счет внедрения новейших, в первую очередь автоматизированных, разработок. Безработица значительно повышается в промежутки стагнации экономической активности, когда по причине снижения объема производства на рынке труда появляется огромная численность населения уволенных с работы.
Повсеместным остается факт того, что процент безработицы посреди высококвалифицированных специалистов значительно ниже, чем у работников, которые занимаются физическим трудом. Организации не хотят увольнять квалифицированных специалистов, по причине того, что в их профессиональное обучение финансировано значительными суммами.
Безработица приводит к увеличению социально-отрицательных процессов, повышению напряжения, «социальной болезни» в обществе. Нетрудоустроенный человек не только не имеет возможности воспользоваться собственными знаниями и навыками, просто остается без дохода и средств для проживания, но и утрачивает свой социальный статус в обществе, переход в состояние психологической неустойчивости, неуверенности в будущем [2, с. 18].
Насчитывается несколько подходов к решению проблемы безработицы, такие как прямой и косвенный.
Прямой путь – это возобновление российского производства, формирование новых рабочих мест во всех сферах хозяйственной и производственной деятельности.
Косвенный – это административное или законодательное регулирование занятости, что обозначает:
1. Гарантия правовой защищенности наемных работников.
2. Применение альтернативных форм занятости.
3. Совершенствование систем страхования от безработицы:
· увеличение процента отчислений в фонды и центры занятости, что без сомнений простимулирует структурную перестройку организаций;
· использование страховых положений, когда вместе с работодателем в образовании фонда принимает участие и сам работник;
· финансирование государством спецпрограмм помощи конкретным социальным группам на рынке труда – которые попали под сокращение, а именно военнослужащие, беженцы и т.д.;
· приспособление безработных людей к требованиям рынка, подвергшихся изменениям, через систему специализированной профессиональной подготовки при максимальном учете имеющейся базовой квалификации;
· облегчение процедуры регистрации безработных в службах занятости.
4. Усиление гарантий в сфере оплаты труда и решение проблемы неплатежей заработной платы.
5. Образование результативной системы защиты наемных работников через механизм социального партнерства.
Социальное партнерство, осуществляющееся через систему переговоров и заключаемых соглашений. Первостепенное значение обретает заключение коллективных договоров в организациях и в компаниях, где происходит сопряжение работодателей и средств производства. В этих договорах должна быть предусмотрена двусторонняя заинтересованность наемных работников и предпринимателей в эффективной экономической деятельности, роста производства и конкурентоспособности товаров и услуг, развитии трудовой и социальной активности, облегчении остроты социальных противоречий и нахождении конструктивных форм разрешения трудовых конфликтов [1, с. 45].
Проанализировав особенности российского рынка труда в переходный период, сделаем вывод, что официально заявленный ориентир более полного и эффективного пользования ресурсов (в том числе трудовые), за счет внедрения в действие разных форм хозяйственной деятельности, на нынешнем этапе реформ пока сопутствуется распадом трудового потенциала.