Положение о закупке в государственных и муниципальных учреждениях как основной документ планируемой закупочной деятельности
Секция: Юриспруденция
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XLIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Положение о закупке в государственных и муниципальных учреждениях как основной документ планируемой закупочной деятельности
Проведение государственного заказа требует от участников максимальной вовлеченности в процесс. В образовательных организациях для документального регулирования государственной закупки разрабатывается Положение, которое призвано максимально эффективно решать возникающие перед образовательными учреждениями вопросы, касающиеся закупок.
В деятельности любого бюджетного учреждения или организации в процессе деятельности возникают вопросы, связанные с дефицитом тех или иных материальных благ, необходимых для нормального функционирования учреждения. В этом случае огромную роль восполнения всех нужд играет государственный заказ.
Для осуществления государственного заказа любая организация, в том числе и образовательная должна представить Положение о закупке – документ, регламентирующий деятельность организации-заказчика и исполнителя, связанную с государственными закупками.
При составлении такого положения необходимо учесть пункты, которые должны присутствовать обязательно. Среди них: подготовка к проведению государственной закупки, порядок ее проведения, выбранные способы (способ) осуществления заказа, регламентация договора и его исполнения, а также ответственность и контроль по правомерности проведенной закупки и анализ ее итогов.
Данное положение должно утверждаться специальным органом, который в данном бюджетном образовательном учреждении осуществляет полномочия учредителя.
Вообще, во многих рекомендациях по проведению государственного заказа и осуществления деятельности заказчика подразумевается создание отдельной должности или даже специализированного отдела, который будет непосредственно заниматься только закупочной деятельностью данного учреждения. Цель создания такой коллегии в организации заключается, по мнению экспертов, в оптимизации задач, которые поставлены перед любым образовательным учреждением и связаны не только с первоочередными нуждами, но также и с предоставлением какого-либо финансирования научных или творческих проектов и т.д. Вариантов может быть множество.
Составление положения о закупке должно находиться именно в полномочии отдела по государственным закупкам. При составлении такого документа и, несомненно, во всей своей деятельности необходимо руководствоваться основными принципами, регулирующими область закупок: принцип открытости, прозрачности информации, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность, эффективности [5, ст. 6].
Возвращаясь к вопросу документального сопровождения процесса закупочной деятельности образовательного учреждения, стоит отметить, что решение о проведении тех или иных закупок, по общему правилу, не может быть изменено в текущем году. Как отмечает Гаврилов К. Г. «Сфера образования представляет собой объект правового регулирования не только в связи с реализацией конституционного права на образование и иных основных прав и свобод человека и гражданина, но и как отрасль экономики, а также как фактор национальной безопасности» [2, с. 8]. Поэтому имеется на данный момент проблема четкого структурирования необходимых целей и задач, стоящих перед образовательным учреждением, чтобы максимально эффективно осуществлять закупки, и соответственно, рационально тратить денежные средства государства.
Несколькими годами ранее Министерством образования было разработано Типовое положение, регулирующее порядок создания положения о закупках. Данное Типовое положение предусматривало также несколько разделов, которые обязательно должны присутствовать в Положении. Среди них:
1) Порядок подготовки процедур закупки;
В данном разделе указывается порядок создания координирующего органа, либо указываются ответственные за закупки лица; определяются основные направления закупочной деятельности не менее чем на год.
В этой части Положения также в обязательном порядке должно быть указано на основании каких нормативно-правовых актов базируется создание Положения, а также то, что проведение закупки осуществляется на основании плана, размещенного на официальном сайте государственных закупок в РФ www.zakupki.gov.ru
2) Способы закупки и условия их использования;
Способы закупки могут варьироваться в зависимости от источника финансирования. Среди таких источников основными являются государственное финансирование, некоторые платные услуги образовательного учреждения, российские и международные гранты, а также иная деятельность учреждения, не связанная с предоставлением образовательных услуг.
Сами способы подразделяются на следующие закупочные процедуры:
· закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
· запрос цен;
· запрос предложений;
· аукцион;
· конкурс;
· другие способы закупки. [5, п. 2, ст. 24].
3) Основные требования к участникам закупки;
В данном разделе Положения устанавливаются квалификационные требования к участникам закупки. Данные требования делятся на две группы: регулируемые и устанавливаемые федеральным законодательством, они же являются основными. Среди дополнительных требований те, которые устанавливаются непосредственно самим образовательным учреждением, а также муниципальным законодательством.
4) Документационное сопровождение закупки;
В документальное сопровождение о закупке входит извещение – документ, в котором указываются:
· реквизиты сторон;
· сроки предоставление товара, работ или услуги, сроки оплаты;
· выплата неустоек по вине одной из сторон и многое другое, что касается детальных моментов закупки.
5) Порядок заключения и исполнения договора;
В данный пункт Положения входит заключение договора, внесение изменений в договор, исполнение и расторжение договора.
Таким образом, рассмотрев один из многих аспектов, касающихся закупочной деятельности образовательных учреждений, можно сделать вывод, что для соблюдения изначальных целей закупочной деятельности необходимо очень внимательно относится к вопросу составления Положения о закупке, которое является основополагающим началом в планировании будущего государственного заказа.