Статья:

Исторический путь развития официальной внешней культурной политики США.

Конференция: XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Политология

Выходные данные
Давиденко Я.О. Исторический путь развития официальной внешней культурной политики США. // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(45). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/5(45).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Исторический путь развития официальной внешней культурной политики США.

Давиденко Ян Олегович
студент Санкт-Петербургского государственного университета, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Культурная политика американского правительства на ранних этапах была достаточно сложной и разноплановой, но, к сожалению, в одном она была практически всегда одинаково последовательной – в подавлении культурного разнообразия. Парадоксально, но известное своей мультикультурной спецификой современное американское общество прошло на пути своего исторического формирования ряд неоднозначных этапов, первым из которых стало уничтожение коренного населения и создание для его проживания специальных резерваций.

Поначалу американцы не думали, а также не считали, что поэты, музыканты, писатели или художники или прочие деятели культуры не являются их особенностью или характерной чертой. В основном предметом своей особой гордости они считали свою политическую систему. По большей части в США культура считалась в некоем роде средством развлечения и саморазвития, а не инструментом, воздействующим на внешнюю политику. Долгое время политические деятели Америки не думали создать какое-либо культурное ведомство, которое будет действовать на федеральном уровне. Собственно можно сказать, что в США не было особого интереса к организованной внешней культурной политике, а также к экспорту культуры несмотря на то, что чуть позже этот самый культурный экспорт приобрёл просто огромный масштаб.

В 1938 году был организован государственный отдел культурных связей в Государственном департаменте, но многие из американских политиков продолжили скептически относится к тому, что культуру возможно каким-то образом использовать в дипломатии. Они по большей части считали, что культура это прежде всего творчество и развлечение. Также культурные программы являются достаточно дорогостоящими, для их использования в дипломатии. Ну и собственно иностранный гражданин, подверженный влиянию американской культуры, не сможет проголосовать за кандидата, оправдав расходы на эту самую культурную программу.

Ситуация изменилась после окончания Второй Мировой войны. Политики осознали, что экспорт американского образа жизни может стать идеологической пропагандой. Не только политические, но и общественные деятели начались призывать правительство к более глобальному распространению американской культуры за границей для того, чтобы США приобрели огромное влияние в мире.

В 1945 году такие информационные ведомства военного времени, как Отдел по координации межамериканских отношений и Отдел военной информации были объединены с Отделом культурных связей, в результате чего появился Отдел международный информации и культурных связей, который чуть позже переименовали в Отдел международной информации и образовательных обменов, собственно этот отдел был в подчинении у помощника государственного секретаря по вопросам публичной дипломатии.

Как известно, окончание Второй Мировой войны ознаменовало начало биполярной эры. В связи с этим Конгресс США начал утверждение новых международных образовательных и культурных программ. Были приняты закон Смита Мандта и в 1948 г. закон об информационном и культурном обмене. Согласно букве последнего, правительство США должно было «вести деятельность по международным информационным, образовательным и культурным обменам в мировом масштабе». Можно сказать, что подобные законодательные инициативы со стороны США являются некоей реакцией на тех же США на антиамериканскую пропаганду, которую проводил Советский Союз. Исходя из этого, во время «холодной войны» стрежнем культурной дипломатии правительства США становится пропаганда идеологии. Граждане США надеялись, что послевоенный мир будет воссоздан по проекту их собственной идеологии.

С обострением «холодной войны» США уделяют особое внимание необходимости информирования мира о целях, содержании и приоритетах своей внутренней и внешней политики. В этой связи в 1953 г. создается Информационное агентство США (ЮСИА) как независимое от Госдепартамента учреждение. Новое агентство объединило в себе программы, ранее входившие в компетенцию Государственного департамента, включая «Голос Америки» (включено в реестр иностранных агентов). Исключение составили государственные образовательные программы по обмену, оставшиеся в зоне ответственности внешнеполитического ведомства, хотя через два года часть их была передана в ведение ЮСИА.

Вообще, 1950 годы ознаменовали появление нового подхода в культурной политике. Характерной чертой которого, направленность и заинтересованность в профессиональных и учебных учреждениях. Например, на базе Гавайского университета при поддержке государственных фондов был создан Центр «Восток–Запад» с целью развития добрососедских отношений между Соединенными Штатами и государствами Азиатско-Тихоокеанского региона посредством организации совместных исследований и семинаров [4].

Важно отметить то, что в шестидесятых годах прошлого века был принят закон «О взаимных образовательных и культурных обменах». Собственно подобные законы и законопроекты можно сказать превратили культурные и образовательные программы в определённое направление во внешней культурной политике.

В 1978 году некоторые ведомства осуществляющие внешнюю культурную политику были снова реорганизованы – по итогам появилось новое самостоятельное учреждение – Агентство по международным связям США. Это учреждение выполняло функции, как ЮСИА, так и Бюро по делам образования и культуры Государственного департамента США. Президент США Джеймс Картер в своём письме к конгрессу выделил то, что новое ведомство имеет двойное значение, информировать и рассказывать миру об американском обществе и политике США, особенно акцентируя внимание на культурной свободе и культурном разнообразии этого самого общества, но также новое ведомство могло информировать самих американцев с целью того, чтобы обогатить их собственную культуру, культурой остального мира.

Реорганизация 1978 г. положила конец двойному управлению программами по обмену, так как ранее администрированием этих проектов в Вашингтоне занималось Бюро по делам образования и культуры Госдепартамента, а их зарубежной реализацией – ЮСИА, а в 1980 году Агентство по международным связям США было снова переименовано в ЮСИА.

Собственно в восьмидесятые годы двадцатого века Внешняя культурная политика США была направлена на контрпропаганду против СССР. Поэтому деятельность СМИ была также направлена в эту сторону. Но несмотря на то, что бюджет тратился на контрпропаганду, культурные и образовательные программы не были свёрнуты.

В девяностые годы прошлого века, в связи с тем, что произошли изменения на политической карте мира внешняя культурная политика США не была уже так сильно направлена на контрпропаганду против СССР, что логично ведь «враг» то по сути был повержен.

В 2001 году в должность президента вступил Дж. Буш младший, в этом же году произошли трагические события 11 сентября 2001 года, которые вызвали всплеск общественного волнения и увеличение уровня преступности. И теперь культурная дипломатия была по большей мере направлена на выстраивание взаимоотношений с исламским миром.

В 2004 году конгресс учредил Консультативный комитет по культурной дипломатии. Задачами этого комитета являлись разработка предложений для государственного секретаря США по развитию механизма использования культурной дипломатии (по сути, «мягкой силы») как эффективного инструмента внешней политики Соединенных Штатов. Администрация Буша-младшего кардинально изменила и подход к качественным характеристикам главы публичной дипломатии США – заместителя госсекретаря по публичной дипломатии. Для реализации политики по продвижению положительного имиджа США, который стремительно падал в мусульманских странах, на эту должность стали выдвигаться не карьерные дипломаты или представители элитных университетов, а специалисты из области бизнеса и делового администрирования, которые занимались, главным образом, продвижением товаров на рынке, маркетингом и т. д.

Таким образом можно понять, что Американцы игнорировали достаточно важный аспект внешнеполитического влияния, под названием культурная дипломатия, но со временем американские политические деятели начали проявлять интерес в трансляции своих культурных ценностей в другие страны. Собственно обратимся к причинам – в США политики осознали важность, а также эффективность использования культурного фактора, как своеобразного распространителя идеологии, ведь в то время другая держава, а именно СССР уже достаточно долго использовал пропаганду даже в отношении к Соединённым Штатам, поэтому ответные меры последовали в лице антикоммунистической пропаганды. Также, одной из причин являлось то, что распространение «Свободной культуры» будет способствовать продвижению, популяризации и принципов и основ демократии, что в свою очередь сможет уничтожить фашизм, коммунизм и прочие радикальные идеологии.

 

Список литературы: 
1. Бьюкенен П. Дж. «Смерть Запада» / П. Дж. Бьюкенен // «Издательство АСТ». – М., 2004.
2. Давыдов Ю.П «Жесткая» и «мягкая» сила в международных отношениях // США*Канада: экономика, политика, культура. – 2007. – № 1.
3. Филимонов Г. Неофициальная внешняя культурная политика как компонент «мягкой силы» США// США*Канада: экономика, политика, культура. – 2007.
4. Филимонов Г. «Мягкая сила» культурной дипломатии США»; Москва, Российский университет дружбы народов 2010.
5. Филимонов Г. «Культурно-информационные механизмы внешней политики США Истоки и новая реальность» Москва Российский университет дружбы народов 2012.
6. Шаклестна Т.А. Внешняя политика США: консенсус между правительством и общественностью? // США*Канада: экономика, политика, культура, - 2000. -№ 1L.
7. www.culturalpolicy.org./ Cummings M.C.Jr. Cultural Diplomacy and the United States Government: A Survey. – Р. 7.