Проблемы взаимодействия органов местного самоуправления с населением
Секция: Политология
IV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Проблемы взаимодействия органов местного самоуправления с населением
Местное самоуправление представляет собой наиболее приближенный к населению уровень власти. Именно поэтому взаимодействие органов местного самоуправления с населением с одной стороны позволяют наиболее быстро и точно реагировать на запросы и проблемы населения, с другой – свидетельствует о демократизации общества и наличие реального диалога между властью и народом.
Отечественная муниципальная практика свидетельствует об усилении тенденции к активности граждан в решении вопросов местного значения [2, c. 36].
Доверие граждан к властным структурам, является важным аспектом на сегодняшний день. Поэтому эффективность взаимодействия органов местного самоуправления с населением в России на сегодняшний день является актуальной темой.
Действующим законодательством предусмотрены такие формы взаимодействия муниципальной власти и населения как обращения граждан, местный референдум, встречи руководителей администрации муниципального района с жителями населенных пунктов для определения основных волнующих граждан вопросов. Есть и другие способы и средства взаимодействия населения с органами муниципальной власти.
Однако, несмотря на нормативную закрепленность, практическая реализация всех этих способов взаимодействия весьма сложная, что не позволяет в полной мере населению пользоваться принадлежащими им правами и более эффективно влиять на принимаемые органами местного самоуправления решения.
В Федеральных законах описаны основные определения граждан – жалобы, заявления и предложения. Но, к сожалению, все они регламентируют общие принципы и забывают о разновидностях и индивидуальных особенностях этих обращений. К тому же в каждом органов власти имеется свой административный регламент по рассмотрению тех или иных обращений, с содержанием которого население может быть не ознакомлено, что также может воспрепятствовать реализации права на обращение граждан в органы местного самоуправления.
Также существует ещё одна проблема – лишняя информация и время затрачиваемое на написание обращения. Дело в том, что по правилам составления заявления необходимо указать своё имя, фамилию и отчество, электронную почту, дату, подпись и цель обращения, а также ФИО сотрудника, к которому гражданин хотел бы обратиться или его должность. Однако все письма, поступающие в органы власти, упорядочивают в соответствии с вопросами компетенции должностных лиц, поэтому далеко не всегда указанная ранее заявителем должность оказывается правильной.
Один из базовых механизмов и важнейших форм выражения воли народа, определяемая законодательством, как форма взаимодействия местного сообщества с муниципальной властью – местный референдум.
Однако политическая жизнь за все время существования современной России не позволяет говорить о широком использовании института референдума. Большое наличие законодательных норм, регулирующие вопросы организации и проведения референдумов на уровне РФ являются невостребованными. Референдум как важнейшее средство прямой демократии не применяется для решения значимых государственных вопросов и для развития политической сознательности граждан Российской Федерации.
В соответствии с законодательством реализация права на референдум сопряжена с соблюдением ряда условий. Помимо процедурных вопросов, инициаторы референдума должны учитывать также и то, что к вопросу референдума предъявляются определенные требования. Эти требования закреплены в ст. 12 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [1]. При этом установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум, кроме указанных в названной статье не допускается.
Таким образом, референдумы проводятся очень редко, так как являются достаточно сложной и дорогостоящей процедурой. Обычно они проводятся в целях разрешения особо важных для муниципального образования вопросов. Следовательно, положительный потенциал, заложенный в данной форме взаимодействия населения и органов местного самоуправления, не реализуется.
Ещё одной важной формой взаимодействия органов местного самоуправления и населения являются ежегодные встречи руководителей администрации муниципального района с жителями населенных пунктов для определения основных волнующих граждан вопросов. Реализация данной формы взаимодействия осложнена неосведомленностью многих жителей муниципального образования о проводимых встречах и их тематике. Так, большинство жителей муниципального образования не знают о проведении таких встреч, следовательно, не могут на них попасть. В муниципальных образованиях, к сожалению, не разработан механизм информационного обмена с жителями путем электронного информирования. Хотя простая рассылка электронных писем всем жителям муниципального образования позволило бы вовлечь в вопросы взаимодействия органов местного самоуправления и населения максимальное количество жителей, особенно это касается молодежи.
В тяжёлой экономической ситуации местное самоуправление способствует решению многих проблем в местном сообществе, развивает гражданскую инициативу населения, помогает поднимать экономику страны и благоустраивать новые земли. В связи с этим все чаще говорится о благоприятных прогнозах дальнейшего развития местного самоуправления [3, c. 106].
Можно отметить, что существующий в настоящее время в России порядок деятельности института местного самоуправления не является идеальным и всецело отражающим запросы, потребности и ценности местного населения. Вне всякого сомнения, существует ряд проблем, которые тем или иным образом ограничивают участие населения в реализации проектов и программ касающихся муниципальной политики. Можно выделить основные проблемы взаимодействия населения с органами местного самоуправления, которые требуют скорейшего разрешения и урегулирования:
- низкий уровень нормативно-правовой базы, регламентирующий порядок участия населения в формировании и принятии муниципальной политики;
- не эффективное разделение сфер компетенции структур гражданского общества и органов местного самоуправления;
- низкий уровень гражданской инициативы и готовности населения участвовать в разработке и реализации муниципальной политики;
- отсутствие необходимой прозрачности, неготовность взаимодействия органов местного самоуправления с населением;
- отсутствие четко прописанных процедур согласования решений с населением по приоритетным проблемам развития муниципального образования;
- низкий уровень информированности населения о происходящих событиях в муниципальном образовании, о принятых решениях и процессах разработки проектов и планов социально-экономического развития муниципального образования.
Как известно, эффективность работы местной власти в основном зависит от успешного взаимодействия местного самоуправления с одной стороны - с органами государственной власти, а с другой – с населением муниципального образования. Дальнейшее улучшение качества жизни населения, претворение в жизнь всех планов по развитию местного самоуправления, возможно только в рамках четкого и налаженного диалога органов местного самоуправления и населения. В связи с этим необходима действенная работа по организации и оптимизации этого взаимодействия.