«РЕГУЛЯТОРНАЯ ГИЛЬОТИНА» КАК МЕХАНИЗМ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
Секция: Политология
XLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
«РЕГУЛЯТОРНАЯ ГИЛЬОТИНА» КАК МЕХАНИЗМ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
Основой экономики любой страны мира, любого структурированного общества является трудовая деятельность человека. Уровень охраны труда в экономике влияет на производительность трудового процесса. Достойный труд - это труд безопасный. Опасные и вредные факторы при небезопасном ведении работ ведут к травматизму и гибели. Это влечет финансово-правовую ответственность для работодателя. Для экономики страны наиболее существенными являются: "потери от недопроизводства продукции, которые возникают в связи с "выбытием" работников и уменьшением выпуска продукции.
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Государственная политика в области охраны труда является одним из основных направлений государственной внутренней политики. Государство является гарантом справедливой социальной политики, координатором интересов всех групп общества.
Обязанность государства защищать право каждого человека на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, определена пунктом 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации.
Одним из главных общечеловеческих принципов является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников по отношению к любым другим результатам трудовой деятельности.
Здоровые и безопасные условия труда в значительной степени обеспечиваются техническим прогрессом, совершенствованием техники и технологии производства. Но если техника и технология производства данной продукции сами по себе не исключают вредностей, то для их устранения должны применяться меры, предусмотренные в нормах трудового права об охране труда и направленные на предотвращение или нейтрализацию воздействия на рабочих опасных и вредных производственных факторов.
Грамотная система мер, направленная на повышение уровня охраны труда даёт возможность значительно снизить уровень производственного травматизма и профессиональных заболеваний, улучшить качество жизни работников и значительно снизить экономические потери.
Государственные нормативные требования охраны труда содержатся во множестве законодательных актов РФ. Они подлежат применению для всех компаний независимо от формы собственности и численности коллектива.
В настоящее время в Российской Федерации происходит своеобразная «инвентаризация» нормативных актов и содержащихся в них обязательных требований, подлежащих контролю и их актуализация. Механизм осуществления данной «инвентаризации» получил название «регуляторная гильотина». Впервые подобный механизм изменения законодательства был предложен специалистами из Хорватии. Процесс пересмотра действующего законодательства был отработан также в Боснии, Великобритании, Мексике, Вьетнаме и других странах.
«Регуляторная гильотина» представляет собой процесс отмены большого количества устаревших законодательных актов и их дублирования, исключение повторной проверки одних и тех же норм и правил различными контрольно-надзорными органами. Охрана труда – это отрасль, которая перегружена нормами и правилами, сохранившимися еще с советских времен и периода образования Российской Федерации.
В целях реализации «регуляторной гильотины» Правительством Российской Федерации была утверждена дорожная карта с обязательным привлечением всех заинтересованных сторон – представителей предпринимательского экспертного, научного сообществ.
Базовые требования «регуляторной гильотины» установлены законом о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации (Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ). Реализация данного закона позволяет пересмотреть всю нормативно-правовую базу и исключить необоснованные, избыточные и устаревшие нормативные требования, тем самым обеспечить перевод контрольно-надзирательной деятельности из карающего режима в упреждающий.
Закон об обязательных требованиях в Российской Федерации (Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 247-ФЗ) запустил процесс непрерывной работы с обязательными требованиями, которые должны соблюдать все подпадающие под государственный и муниципальный контроль и надзор. Вместе с тем, закон позволил запустить механизм исключения изживших себя и избыточных правовых норм и предоставил возможность законодателям определить набор правил, по которым разрабатываются, актуализируются и отбираются обязательные требования, соблюдение которых будет подвергаться проверке в рамках государственного и муниципального контроля и надзора, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации и иных форм оценки и экспертизы.
«Регуляторная гильотина» вступила в полном объеме с 1 января 2021 года. В рамках реализации данного механизма, согласно приказу Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 августа 2020 года N 495 «О признании утратившими силу некоторых актов и иных документов Министерства труда Российской Федерации и Министерства труда и социального развития Российской Федерации» с 1 января 2021 года утратили силу 179 нормативных актов по охране труда, среди которых:
- 178 типовых инструкций по охране труда, утвержденных Минтрудом в 2000 и 2004 году;
- «Рекомендации по организации работы уполномоченного лица по охране труда профсоюза или трудового коллектива», утвержденные Минтрудом в 1994 году.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 августа 2020 года № 1181 признаны утратившими силу акты и отдельные положения актов Правительства Российской Федерации, а также отменены акты и отдельные положения актов федеральных органов исполнительной власти.
Согласно Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 02.09.2020 № 566 «О признании не подлежащими применению актов Министерства экономики Российской Федерации» в целях приведения правовых актов в соответствие с законодательством Российской Федерации отменен ряд нормативно-правовых актов Минэкономики РФ в сфере охраны труда, а именно с 1 января 2021 года не подлежат применению:
- 120 Типовых инструкций по охране труда;
- Правила по охране труда при производстве котельных работ и металлических конструкций (ПОТ РО-14000-003-98), утвержденные Минэкономики России 30 января 1998 года;
- Положение. Работы с повышенной опасностью. Организация проведения (ПОТ РО 14000-005-98), утвержденное Минэкономики России 19 февраля 1998 года;
- Положение. Охрана труда при складировании материалов (ПОТ РО-14000-007-98), утвержденное Минэкономики России 25 февраля 1998 года;
- Правила по охране труда на предприятиях и в организациях машиностроения (ПОТ РО 14000-001-98), утвержденные Минэкономики России 12 марта 1998 года.
Трудовое законодательство, включая законодательство по охране труда, образуют федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права.
Раздел Х Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующий ключевые процедуры управления охраной труда в организации, не менялся с момента своего вступления в силу. Поэтому в 2021 году произошел настоящий рывок в развитии охраны труда как системы, изменения коснулись каждого работника и работодателя. Нормативная база, регулирующая отношения в сфере охраны труда, подверглась активной корректировке.
2 июля 2021 года был подписан Федеральный закон № 311-ФЗ о внесении поправок в X раздел Трудового кодекса РФ «Охрана труда». Изменения вступили в силу с 1 марта 2022 года. Обновленная редакция раздела концептуально меняет подходы в области охраны труда. Приоритет направлен, в первую очередь, на внедрение профилактических и предупреждающих мер, обеспечение безопасности на рабочем месте, а также на совершенствование системы управления охраной труда работодателя. Расширена самостоятельность работодателей, а работники плотнее вовлечены в управление охраной труда. Изменения призваны стимулировать работодателей создавать безопасные условия труда для сотрудников. Основной целью изменений раздела Х Трудового кодекса РФ является персонализация системы управления охраной труда с учетом проведенной оценки профессиональных рисков и специфики производственной деятельности. Это постепенный отказ от формального, списочного подхода в пользу адресной политики.
Суть внесенных поправок заключается в следующем:
1. Уточнены права и обязанности субъектов трудовых отношений (работодателя и работников), а также структурированы основные процедуры управления охраной труда у работодателя (в частности, определен порядок осуществления деятельности созданных у работодателя служб по охране труда).
2. Регламентированы новые права работодателей, а именно:
- ведение электронного документооборота в области охраны труда;
- использование в целях контроля за безопасностью работ оборудования для дистанционной видео-, аудио- или иной фиксации;
- предоставление дистанционного доступа к наблюдению за безопасным производством работ и к базам электронных документов в области охраны труда представителям контрольно-надзорных органов в сфере охраны труда.
3. Установлен запрет на работу в опасных условиях труда. Данный запрет может быть введен по результатам специальной оценки условий труда (если условия труда на рабочих местах будут отнесены к опасному классу). Возобновить деятельность на таких рабочих местах работодатель сможет только по результатам внеплановой специальной оценки условий труда, которая подтвердит снижение класса условий труда. Процедура установления и снятия запрета на работу в опасных условиях труда определена положениями новой ст. 214.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
4. Статьей 218 Трудового кодекса РФ регламентирован механизм управления профессиональными рисками.
5. Модернизирован подход к реализации мер безопасности посредством перехода от предоставления средств индивидуальной защиты в зависимости от наименования профессии (должности) работника, занятого на конкретном рабочем месте, к обеспечению средствами индивидуальной защиты в зависимости от имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов. Эти правила прописаны в новой редакции ст. 221 Трудового кодекса Российской Федерации.
6. В соответствии с новой редакцией статьи 227 Трудового кодекса Российской Федерации усовершенствована процедура расследования и учета несчастных случаев на производстве, в том числе с целью предотвращения сокрытия микроповреждений (микротравм).
Несмотря на кардинальное изменение Х раздела Трудового кодекса Российской Федерации базовые принципы в области охраны труда, которые заложены в предыдущей редакции Трудового кодекса Российской Федерации, остались неизменными. Однако данное изменение влечет за собой масштабную трансформацию в подзаконных нормативных актах.
В рамках «регуляторной гильотины» приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 октября 2021 года № 769н с 01.09.2022 г. утратит силу постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 г. № 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 г. № 2464 с 01.09.2022 г. вступит в силу новый порядок обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда. Новый порядок обучения по охране труда разработан в соответствии со ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации.
На сегодняшний день механизм «регуляторной гильотины» находится в процессе реализации и направлен на то, чтобы перейти от регулирующей системы к риск - ориентированному подходу. С 1 января 2021 года стала действовать фактически новая нормативно-правовая база в сфере охраны труда. В целом, меры направленные на корректировку правил по охране труда, нацелены на повышение самостоятельности работодателей, закрепление приоритета профилактических мер по обеспечению безопасных условий труда и предотвращению производственного травматизма и профзаболеваний, а также на стимулирование работодателей к реализации этих мер.
Основной задачей работодателей в ходе реализации «регуляторной гильотины» является проведение анализа новых правил по охране труда, актуализация внутренней локальной документации в организации в соответствии с изменениями, проведение внеочередного обучения и внепланового инструктажа в объеме изменений в случае необходимости.
Таким образом, конечным результатом «регуляторной гильотины» является устранение недостатков правового регулирования государственного и муниципального контроля и надзора, преодоление несистемности самого регулирования и отсутствие профилактики в сфере нарушений законодательства в области охраны труда.