Статья:

«РЕГУЛЯТОРНАЯ ГИЛЬОТИНА» КАК МЕХАНИЗМ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

Конференция: XLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Политология

Выходные данные
Ханюкова Е.А. «РЕГУЛЯТОРНАЯ ГИЛЬОТИНА» КАК МЕХАНИЗМ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(48). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/3(48).pdf (дата обращения: 25.06.2022)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

«РЕГУЛЯТОРНАЯ ГИЛЬОТИНА» КАК МЕХАНИЗМ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

Ханюкова Елена Александровна
магистрант, Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина, РФ, г. Саратов

 

Основой экономики любой страны мира, любого структурированного общества является трудовая деятельность человека. Уровень охраны труда в экономике влияет на производительность трудового процесса. Достойный труд - это труд безопасный. Опасные и вредные факторы при небезопасном ведении работ ведут к травматизму и гибели. Это влечет финансово-правовую ответственность для работодателя. Для экономики страны наиболее существенными являются: "потери от недопроизводства продукции, которые возникают в связи с "выбытием" работников и уменьшением выпуска продукции.

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические,  реабилитационные и иные мероприятия.

Государственная политика в области охраны труда является одним из основных направлений государственной внутренней политики. Государство является гарантом справедливой социальной политики, координатором интересов всех групп общества.

Обязанность государства защищать право каждого человека на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, определена пунктом 3 статьи 37  Конституции Российской Федерации.

Одним из главных общечеловеческих принципов является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников по отношению к любым другим результатам трудовой деятельности.

Здоровые и безопасные условия труда в значительной степени обеспечиваются техническим прогрессом, совершенствованием техники и технологии производства. Но если техника и технология производства данной продукции сами по себе не исключают  вредностей, то для их устранения должны применяться меры, предусмотренные  в нормах трудового права об охране труда и направленные на предотвращение или нейтрализацию воздействия на рабочих опасных и вредных  производственных факторов.

Грамотная система мер, направленная на повышение уровня охраны труда даёт возможность значительно снизить уровень производственного  травматизма и профессиональных заболеваний, улучшить качество жизни  работников и значительно снизить  экономические потери.

Государственные нормативные требования охраны труда содержатся во множестве законодательных актов РФ. Они подлежат применению для всех компаний независимо от формы собственности и численности коллектива. 

В настоящее время в Российской Федерации происходит своеобразная «инвентаризация» нормативных актов и содержащихся в них обязательных требований, подлежащих контролю и их актуализация. Механизм осуществления данной «инвентаризации» получил название «регуляторная гильотина». Впервые подобный механизм изменения законодательства был предложен специалистами из Хорватии. Процесс пересмотра действующего законодательства был отработан также в Боснии, Великобритании, Мексике, Вьетнаме и других странах.

«Регуляторная гильотина» представляет собой процесс отмены большого количества устаревших законодательных актов и их дублирования, исключение повторной проверки одних и тех же норм и правил различными контрольно-надзорными органами. Охрана труда – это отрасль, которая перегружена нормами и правилами, сохранившимися еще с советских времен и периода образования Российской Федерации.

В целях реализации «регуляторной гильотины» Правительством Российской Федерации была утверждена дорожная карта с обязательным привлечением всех заинтересованных сторон – представителей предпринимательского экспертного, научного сообществ.

Базовые требования «регуляторной гильотины» установлены законом о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации (Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ). Реализация данного закона позволяет пересмотреть всю нормативно-правовую базу и исключить необоснованные, избыточные и устаревшие нормативные требования, тем самым обеспечить перевод контрольно-надзирательной деятельности из карающего режима в упреждающий.

Закон об обязательных требованиях в Российской Федерации (Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 247-ФЗ) запустил процесс непрерывной работы с обязательными требованиями, которые должны соблюдать все подпадающие под государственный и муниципальный контроль и надзор. Вместе с тем, закон позволил запустить механизм исключения изживших себя и избыточных правовых норм и предоставил возможность законодателям определить набор правил, по которым разрабатываются, актуализируются и отбираются обязательные требования, соблюдение которых будет подвергаться проверке в рамках государственного и муниципального контроля и надзора, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации и иных форм оценки и экспертизы.

«Регуляторная гильотина» вступила в полном объеме с 1 января 2021 года. В рамках реализации данного механизма, согласно приказу Министерства труда и социального развития Российской Федерации  от 11 августа 2020 года N 495 «О признании утратившими силу некоторых актов и иных документов Министерства труда Российской Федерации и Министерства труда и социального развития Российской Федерации»  с 1 января 2021 года утратили силу 179 нормативных актов по охране труда, среди которых:

  • 178 типовых инструкций по охране труда, утвержденных Минтрудом в 2000 и 2004 году;
  • «Рекомендации по организации работы уполномоченного лица по охране труда профсоюза или трудового коллектива», утвержденные Минтрудом в 1994 году.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 августа 2020 года № 1181  признаны утратившими силу акты и отдельные положения актов Правительства Российской Федерации, а также отменены акты и отдельные положения актов федеральных органов исполнительной власти.

Согласно Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 02.09.2020 № 566 «О признании не подлежащими применению актов Министерства экономики Российской Федерации» в целях приведения правовых актов в соответствие с законодательством Российской Федерации отменен ряд нормативно-правовых актов Минэкономики РФ в сфере охраны труда, а именно с 1 января 2021 года не подлежат применению:

  • 120 Типовых инструкций по охране труда;
  • Правила по охране труда при производстве котельных работ и металлических конструкций (ПОТ РО-14000-003-98), утвержденные Минэкономики России 30 января 1998 года;
  •  Положение. Работы с повышенной опасностью. Организация проведения (ПОТ РО 14000-005-98), утвержденное Минэкономики России 19 февраля 1998 года;
  • Положение. Охрана труда при складировании материалов (ПОТ РО-14000-007-98), утвержденное Минэкономики России 25 февраля 1998 года;
  • Правила по охране труда на предприятиях и в организациях машиностроения (ПОТ РО 14000-001-98), утвержденные Минэкономики России 12 марта 1998 года.

Трудовое законодательство, включая законодательство по охране труда, образуют федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права.

Раздел Х Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующий ключевые процедуры управления охраной труда в организации, не менялся с момента своего вступления в силу. Поэтому в 2021 году произошел настоящий рывок в развитии охраны труда как системы, изменения коснулись каждого работника и работодателя. Нормативная база, регулирующая отношения в сфере охраны труда, подверглась активной корректировке.

2 июля 2021 года был подписан Федеральный закон № 311-ФЗ о внесении поправок в X раздел Трудового кодекса РФ «Охрана труда». Изменения вступили в силу с 1 марта 2022 года. Обновленная редакция раздела концептуально меняет подходы в области охраны труда. Приоритет направлен, в первую очередь, на внедрение профилактических и предупреждающих мер, обеспечение безопасности на рабочем месте, а также на совершенствование системы управления охраной труда работодателя. Расширена самостоятельность работодателей, а работники плотнее вовлечены в управление охраной труда. Изменения призваны стимулировать работодателей создавать безопасные условия труда для сотрудников. Основной целью изменений раздела Х Трудового кодекса РФ является  персонализация системы управления охраной труда с учетом проведенной оценки профессиональных рисков и специфики производственной деятельности. Это постепенный отказ от формального, списочного подхода в пользу адресной политики.

Суть внесенных поправок заключается в следующем:

1. Уточнены права и обязанности субъектов трудовых отношений (работодателя и работников), а также структурированы основные процедуры управления охраной труда у работодателя (в частности, определен порядок осуществления деятельности созданных у работодателя служб по охране труда).

2. Регламентированы новые права работодателей, а именно:

  • ведение электронного документооборота в области охраны труда;
  • использование в целях контроля за безопасностью работ оборудования для дистанционной видео-, аудио- или иной фиксации;
  • предоставление дистанционного доступа к наблюдению за безопасным производством работ и к базам электронных документов в области охраны труда представителям контрольно-надзорных органов в сфере охраны труда.

3. Установлен запрет на работу в опасных условиях труда. Данный запрет может быть введен по результатам специальной оценки условий труда (если условия труда на рабочих местах будут отнесены к опасному классу). Возобновить деятельность на таких рабочих местах работодатель сможет только по результатам внеплановой специальной оценки условий труда, которая подтвердит снижение класса условий труда. Процедура установления и снятия запрета на работу в опасных условиях труда определена положениями новой ст. 214.1 Трудового кодекса  Российской Федерации.

4. Статьей 218 Трудового кодекса РФ регламентирован механизм управления профессиональными рисками.

5. Модернизирован подход к реализации мер безопасности посредством перехода от предоставления средств индивидуальной защиты в зависимости от наименования профессии (должности) работника, занятого на конкретном рабочем месте, к обеспечению средствами индивидуальной защиты в зависимости от имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов. Эти правила прописаны в новой редакции ст. 221 Трудового кодекса Российской Федерации.

6. В соответствии с новой редакцией статьи 227 Трудового кодекса Российской Федерации усовершенствована процедура расследования и учета несчастных случаев на производстве, в том числе с целью предотвращения сокрытия микроповреждений (микротравм).

Несмотря на кардинальное изменение Х раздела Трудового кодекса Российской Федерации базовые принципы в области охраны труда, которые заложены в предыдущей редакции Трудового кодекса Российской Федерации, остались неизменными. Однако данное изменение влечет за собой масштабную трансформацию в подзаконных нормативных актах.

В рамках «регуляторной гильотины» приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 октября 2021 года № 769н с 01.09.2022 г. утратит силу постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 г. № 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 г. № 2464 с 01.09.2022 г. вступит в силу новый порядок обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда. Новый порядок обучения по охране труда разработан в соответствии со ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации.

На сегодняшний день механизм «регуляторной гильотины» находится в процессе реализации и направлен на то, чтобы перейти от регулирующей системы к риск - ориентированному подходу. С 1 января 2021 года стала действовать фактически новая нормативно-правовая база в сфере охраны труда. В целом, меры направленные на корректировку правил по охране труда, нацелены на повышение самостоятельности работодателей, закрепление приоритета профилактических мер по обеспечению безопасных условий труда и предотвращению производственного травматизма и профзаболеваний, а также на стимулирование работодателей  к реализации этих мер.

Основной задачей работодателей в ходе реализации «регуляторной гильотины» является проведение анализа новых правил по охране труда, актуализация внутренней локальной документации в организации в соответствии с изменениями, проведение внеочередного обучения и внепланового инструктажа в объеме изменений в случае необходимости.

Таким образом, конечным результатом «регуляторной гильотины» является устранение недостатков правового регулирования государственного и муниципального контроля и надзора, преодоление несистемности самого регулирования и отсутствие профилактики в сфере нарушений законодательства в области охраны труда.

 

Список литературы:
1. Карнаух Н.Н. Охрана труда: учебник для вузов. М.: Юрайт, 2021.  380 с. 
2. Конституция Российской Федерации // СЗ РФ, №31, Ст. 1691.
3. Охрана труда: учеб. для ср. проф. образования / О.М. Родионова, Д.А. Семенов. – М.: Издательство Юрайт, 2021. 113 с. 
4. О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации: Федер. закон [принят Гос. Думой 22.07.2020] // Собрание Законодательства РФ. 2020. № 31 (ч. I). ст.5007. С 16368-16437.
5. Об обязательных требованиях в Российской Федерации: Федер. закон [принят Гос. Думой 22.07.2020] // Собрание Законодательства РФ. 2020. № 31 (ч. I). ст.5006. С 16359-16368.
6. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации: Федер. закон [принят Гос. Думой 17.06.2021] // Официальный интернет-портал правовой информации.  2021.  N 0001202107020023.
7. О признании утратившими силу некоторых актов и иных документов Министерства труда Российской Федерации и Министерства труда и социального развития Российской Федерации: приказ Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 августа 2020 года N 495 // Бюллетень трудового и социального законодательства Российской Федерации, N 10.  2020.
8. О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и об отмене актов и отдельных положений актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания: Постановление Правительства Российской Федерации от 04 августа 2020 года N 1181 //   Собрание законодательства РФ, N 33, 17.08.2020, ст.5384.
9. О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда: Постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 г. № 2464 // Официальный интернет-портал правовой информации . 2021.  N 0001202112290004.
10. О признании утратившим силу постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 г. N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" и внесенного в него изменения: приказ Министерства труда и социальной защиты населения 
11. О признании не подлежащими применению актов Министерства экономики Российской Федерации: приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 02.09.2020 № 566.