Статья:

“Боко Харам” как угроза региональной и международной безопасности

Конференция: XLII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Политология

Выходные данные
Зверева Е.Г. “Боко Харам” как угроза региональной и международной безопасности // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(42). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/2(42).pdf (дата обращения: 19.08.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 21 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

“Боко Харам” как угроза региональной и международной безопасности

Зверева Елена Георгиевна
студент 2 курса кафедры мировой политики, Санкт-Петербургский государственный университет, СПБГУ, РФ, г. Санкт-Петербург
Нестерова Ирина Евгеньевна
научный руководитель, старший преподаватель кафедры мировой политики, Санкт-Петербургский государственный университет, СПБГУ, РФ, г. Санкт-Петербург

 

На сегодняшний день террористическая группировка «Боко Харам» является актуальной проблемой современности, это вызвано тем, что вопрос терроризма все чаще и чаще всплывает в дискуссиях, касающихся международной безопасности. Целью данной работы является выявление основных причин появления боевиков в Нигерии, а также анализ их целей и задач. Рассматриваются основные факты появления группировки, территория деятельности боевиков и причины присоединения к ним людей.

Нигерию часто называют «гигантом Африки». Её население составляет примерно 170 млн. человек. Это государство имеет самую большую численность на континенте. В ней проживают более 500 этни­ческих групп, крупнейшими из которых являются хауса, ибо (также известно, как игбо) и йоруба. Территория страны разделена при­мерно пополам между мусульманским севером и юго-западом и христианским югом и цен­тром. Стоит обратить внимание на то, что там все еще имеют большую силу традиционные анимистические верования. Сюда же входят перемешенные синкретические ритуалы с эле­ментами монотеистических религий. Все это приводит к хаосу в головах людей, верующих в это.

Террористическая группировка «Боко Харам» хотя и имеет локальный характер, однако к ней приковано внимание всей мировой общественности. Данное движение может выстраивать связи с другими подобными организациями, которые разделяют их взгляды. Это происходит, как и на территории, подвластной террористам, так и за ее пределами. Таким образом, уже в марте 2015 года данное объединение вошло в состав так называемого «Исламского государства» и присягнула им на верность. Сейчас Боко Харам именуют как «Западноафриканская провинция Исламского государства» (“Wilayahad – Dawlahal – Islāmiyahfi GharbiIfriqia”). Идеологией является исламский фундаментализм. Участники террористической группировки «Боко Харам» относятся по своим взглядам в исламе к салафитам. Салафизм – это направление мусульманской мысли, которое призывает ориентироваться на пример пророка, его сподвижников и праведных предков (ас-салаф ас-салихин) [1]. Представители данного течения основываются на точных доводах Корана и не применяют для их объяснения логику и разум. Таким образом, они отмечают, что истинный ислам подвергся изменениям и неверно трактуется, что он сильно подвержен нововведениям. Именно поэтому мусульмане всего мир должны опомниться и объединиться для исповедования «подлинного» ислама.

По мнению мусульманского ученого и профессора социологии в Университете Майдугури Абдула Мумена, группировка «Боко Харам» начала жизнь как вполне мирная организация, и ее внимание было сосредоточено на изучении Корана. ««Идея заключалась в том, что есть много греха в обществе в целом и их родители накопили много добытых нечестным путем богатства» – говорит Саад, который преподавал некоторым из боевиков. «Широко распространена безнравственность, и поэтому лучше всего будет удалить себя и лагерь в место, где можно сосредоточиться на своей религии, быть посредником, протянуть руку и начать формировать общение» – Саад утверждает, что группа вылились в насилие, когда власти преследовали его» [4].

Сегодняшние события также связывают с британским колониальным наследи­ем. Ради административно­го удобства были проведены непродуманные границы, что привело к тому, что племена не однородны и с трудом могут ужиться вместе. Например, на территории Нигерии располагаются сотни этнических групп, имеющие долгие политические и религиозные противоречия.

Появление ислама данного толка в странах, подвергшихся влиянию «Боко Харам» произошло во второй половине 70-х годах XX века. Изначально была создана группировка «Азаля аль-бад’аваигама ас-суна», что в переводе означает «Отмена новаторства и восстановление учения пророка», руководителем был Исмаил Идрис. Затем в 1995 году появилась группа под названием «молодые мусульмане» или же «последователи учения пророка и мигранты» в городе Майдгури, что находится на северо-востоке Нигерии. До 2002 года она носила чисто пропагандистский характер, но с приходом Мохаммеда Юсуфа (будущий лидер группировки) ситуация изменилась. Хотя сейчас его уже нет в живых, его указания выполняют последователи. Он был рожден в Нигерии, штате Йобе, в деревне под названием Гиргир. Огромное влияние на него оказал Ибн Таймия. Этот человек был правоведом в XIV веке. Он проповедовал исламский фундаментализм и считался «крупнейшим теоретиком» экстремистских группировок на Ближнем Востоке. Теперь вернемся непосредственно к «Боко Харам». Группировка не раз меняла свое название. Например, «Движение нигерийских студентов», «Мигранты» или «Аль-Юсефия», в конечном итоге она получила название «Обществом приверженцев распространения учения пророка и джихада» (“Jama’atu Ahlis Sunna Lidda’awatiwal-Jihad”), в народе же ее знают, как «Боко Харам».

Также катализатором активизации деятельности этого движения считаются со­бытия 1999 г., когда в Нигерии началось исла­мистское восстание («шариат­ский конфликт»). Действия этого года связаны с введением шариата в нескольких северных штатах страны, населен­ных преимущественно мусульманами. Все это было сделано вопреки согласию христианского меньшинства и конституции Нигерии.

В Западной Африке распространен и широко используется язык хаус. На нем говорят в Нигерии, Нигере, Камеруне. Так, если перевести «Боко харам» с хауса на русский, то получится «западное образование запрещено». Действия группировки оправдывают название. «Например, в начале 2014 года лидер «Боко Харам» после похищения почти 300 учениц из нигерийских школ заявил, что девочкам категорически запрещено учиться» [3]. Лидер объединения в одной из социальных сетей опубликовал обращение, где написал: «Вместо того, чтобы учиться, лучше бы они вышли замуж». Исходя из этого, не сложно догадаться, что представители данной группировки резко негативно относятся ко всему западному и не намерены останавливаться.

Мохаммед Юсуф во время образования группировки построил религиозный комплекс, который включал в себя школу и мечеть. «Несмотря на то, что заявленной целью постройки было обучение детей религии, комплекс использовался для найма и вербования сторонников» [5]. «Создатели этой группы заявляли, что берут на себя обязанность распространять учение пророка ислама и выполнять мусульманские законы в Нигерии, половину жителей которой составляют христиане» [3]. По их словам, террористические атаки они совершают исключительно из-за идеологических соображений. Они осуществляли свою пропаганду среди неграмотного населения Сахеля, занимались грабежом на нефтепроводах и даже пытались осуществлять теракты. Стоит отметить, что полиция все еще с успехом справлялась в пресечении активности «Боко Харам».

Спустя 2 года Мохаммед Юсуф и его последователи перебрались в другой район, который находится близ города Каннама, в штате Йобе. Не теряя времени, они создали базу под названием «Афганистан». Начались первые нападения на полицейских. С 14.05.2013 г. действует чрезвычайное положение на территории 3 нигерийских штатов. В этом же году началось признание «Боко Харам» в качестве террористической организации. 26.04.2015 «Боко Харам» вошла в состав так называемого «Исламского государства», оно же ИГИЛ, оно же Даиш.

Декларируемыми целями террористов являются:

1.  Распространение идеологии вооруженного джихада.

2.  Введение в республике законов шариата.

3.  Объединение экстремистских группировок.

4.  Насильственный захват власти.

5.  Включение территории региона в состав «Великого халифата».

Основная цель группировки – создание настоящего полноценного исламского государства, где на всей территории будут действовать головные суды шариата, запрещено западное образование, введен запрет на принцип разделения властей и на демократию западного вида, отказ от ношения западной одежды и любых других элементов, пришедших с Запада. «По замыслу исламистских лидеров, теракты и диверсии должны привести к формированию среди населения атмосферы хаоса, снижению объемов инвестиций ведущих мировых держав, росту недоверия к власти, что спровоцирует смену правящих режимов» [2].

В Нигерии существует проблема богатого Севера и бедного Юга. Тот, кто хоть немного обеспечен, мигрирует в развитые страны, а кто этого не может сделать остается и пытается выжить. В связи с этим происходит рост национализма и появляется ненависть ко всему западному, прикрытая религией. В Нигерии царит безработица, недостаток электроэнергии, жестокость служб безопасности, постоянные беспорядки в регионе, коррупция, внесудебные расправы, нефтяное богатство сосредоточе­но в дельте Нигера и на юге страны, что обуславливает внутренний социальный разрыв страны. Все это подрывает и без того низкую стабильность и уровень жизни в государстве. Большую часть группировки составляют люди, проживающие в Нигерии, которым не удалось реализовать себя в жизни, и они потеряли всякую надежду. Ко всему этому мы прибавляем жителей с такими же проблемами, которые проживают в близлежащих регионах: Чад, Нигер и Камерун. Молодые сторонники данного движения вербуются в ряды экстремистов привлекающими речами. Преимущественно они направ­лены против коррупционных политиков и по­лиции. После университетов молодые люди не находят себе место в жизни, потому что государство не планирует предоставление им работы, развитие индустрии, и потому не с большой сложностью подвергаются вербовке. В данном случае боевики используют выпускников в качестве специалистов. Например, собиратели взрывных устройств.

Итак, подводя итог, видно, что «Боко Харам» эволюционировала за все свое существование. Сначала она напоминала религиозную общину, которая имела вполне мирные и локально ограниченные цели. Сейчас же это вооруженная группировка, наполненная боевиками. Экстремистская организация пытается развернуть войну против политиков и самой страны в целом. Так, по их мнению, будет «чистое» исламское го­сударство, под управлением шариата.

 

Список литературы: 
1. Али-заде А., Исламский Энциклопедический словарь изд-во – Ансар – [Электронный ресурс] – 2007 г. // URL: http://dic.academic.ru (Дата обращения 25.01.17).
2. Сумейко В. – полковник, Роль вооруженных сил Нигерии в нейтрализации деятельности экстремистской группировки «Боко Харам» – [Электронный ресурс] – зарубежное военное обозрение Fact Military: сайт. – URL: http://factmil.com (дата обращения 26.01.17) 
3. Юсефи Асгар (اصغریوسفی), ИГИЛ и «Боко Харам»: сходство идей, целей и стратегий, Интернет портал – ИноСМИ.ру. 11.09.2014 // URL: http://inosmi.ru/world/20140911/222924979.html (дата обращения 10.01.17).
4. Segun Otokiti, BOKO HARAM MAY BOMB RCCG CAMP- PASTORLADI, африканский новостной портал, 18.06.2011 г. // URL: http://www.gbooza.com (дата обращения 14.01.17).
5. Boko Haram: Has Northern leaders found their voice? 10.12.2011 г., Vanguard - a daily magazine in Nigeria // URL: http://www.vanguardngr.com (дата обращения 25.12.16).