«Мягкая мощь» США в сфере образования.
Секция: Политология
XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
«Мягкая мощь» США в сфере образования.
На сегодняшний день насчитывается огромное количество акторов международных отношений. Самые главные из них – государства. Одна страна может быть очень влиятельной на мировой арене: у неё есть определенный инструментарий, которым она руководствуется в зависимости от своих национальных интересов, помимо этого у нее есть поддержка в лице других государств, высокие экономические показатели и многое другое. У других же нет практически ничего, кроме устаревших форм правления, отсталости экономики, поддержки таких же слабых стран и так далее. Естественно, что в данном сравнении оба актора по-разному будут влиять: кто-то на определенный регион, или же вообще практически ничего не сможет изменить, а кто-то – на весь мир. Как пример, можно привести африканскую страну Лесото, которая, возможно, и не сможет кардинально каким-то образом повлиять на ход международных отношений, а точнее на действия стран значительно развитее ее самой, но зато сможет внести какой-то вклад в развитие организации Африканский Союз. С другой стороны мы видим США, которые не просто влиятельны, а еще и «строят» тем или иным образом международные отношения: они состоят в крупнейших организациях, со многими странами их скрепляют военные союзы, доллар – одна из важнейших международных валют, английский язык – один из самых распространенных на земле. В этой стране располагаются штаб-квартиры многих мощных транснациональных корпораций, и в доказательство можно приводить еще множество примеров.
Государства всегда стремятся использовать максимальный набор средств, чтобы достигать свои внешнеполитические цели, тем самым подкреплять свои позиции на международной арене и создавать позитивный образ за рубежом. В конце XX века Джозеф Най, американский политолог, совершил разделение возможностей государств на «жесткую» и «мягкую» силу (hard and soft power). Понятие «жесткой силы» заключает в себе понимание, что государство может обеспечивать свои внешнеполитические интересы за счет своей военной или экономической мощи, а «мягкой силы», в свою очередь, – за счет культуры и общественных ценностей, которыми они привлекают общества других стран.
История показывает, что применяя «жесткую политику» в своей внешней деятельности, то или иное государство мало считается с мнением других стран, особенно близко воспринимают это его партнеры.[1] Например, политика США в Иракской войне 2003 года, война в Афганистане.
В целом, понятие «силы» всегда было присуще американскому мышлению: в этом слове – влияние и мощь. Но именно понятие «мягкая сила» носит более положительный характер. Если в условиях биполярного мира соблюдалась концепция «жесткой силы»: гонка вооружений, наращивание военных и экономических ресурсов, то в мир глобализации, в условиях так называемого формируемого «полицентризма» все больше внимания уделяется факторам «мягкой силы». Сам Джозеф Най предложил теорию по более точному определению этого термина: “soft power” – это способность убедить других хотеть того же, чего хочешь ты или как непрямой/вовлекающий (co-optive) метод осуществления власти (способность получать желаемое, привлекая, а не заставляя). Соответственно, ресурсами этой политики являются все вдохновляющие и привлекающие методы. По концепции Дж. Ная американская ресурсная база «мягкой мощи» – привлекательность образа жизни и культуры. Это можно понять по объемам выпускаемых американских фильмов, численность эмигрантов, популярность музыки, и многого другого.
Среди всего прочего именно образование является важным инструментом ведения политики данного типа. Джозеф Най также считает, что именно образование наряду с голливудскими работами делает США привлекательными в глазах гражданского общества других стран. Одним из ключевых трендов нового тысячелетия – конкуренция моделей государственного, общественного и социально-экономического развития. Она невозможна без постоянного совершенствования человеческого капитала, поэтому многие страны, в том числе развивающиеся с переходной экономикой, уделяют большое внимание модернизации, интернационализации национальных систем образования.
Набор иностранных абитуриентов и предоставление им образовательных услуг – один из важнейших инструментов «мягкой силы», потому что именно в студенческом возрасте у человека формируется определенное мнение, ценности, взгляды. Особенно это актуально для студентов западных стран, для которых образование чаще всего является непрерывным. Чаще всего их образование не заканчивается бакалавром и магистратурой, они идут на смежные специальности, порой учась и на двух направлениях одновременно, и постоянно повышают квалификацию, это заложено их менталитетом и определяет человека в обществе как успешного. Конечно, это касается не всех, но все же именно из таких людей формируется элита, средний класс, и политические круги.
Студенты, возвращаясь на родину после обучения на протяжении нескольких лет за границей, являются своеобразными проводниками языка, культуры и традиций обучающей его страны. После того, как правительства стран начали понимать ценность высшего образования, обострилась гонка за абитуриентами, причем как между университетами разных стран, так и внутри государства. С другой стороны мы можем увидеть также и кооперацию ВУЗов нескольких стран: создание и развитие сетевых университетов, развитие программ обмена с ВУЗами партнерами, обмен преподавателями, публикации работ, выполненных совместно с иностранными учеными и многое другое.
По официальным данным ЮНЕСКО, в период с 1975 по 2009 гг., количество студентов, обучающихся за пределами своей страны возросло более чем в четыре раза, наблюдая три подъема: с 1975–1980 гг. на 30%, с 1989 по 1994 гг. на 34% и с 1999 по 2004 г. на 41%.
Осознав положительные черты влияния на мир через систему высшего образования, многие страны Европы и Северной Америки стали ведущими по привлечению иностранных студентов. Согласно данным ЮНЕСКО, на 2007 год более 60 000 человек обучалось в Канаде, ЮАР и России, более 200 000 человек – во Франции, Австралии, Германии, 350 000 – в Великобритании и почти 600 000 – в США. Таким образом, именно Соединенные Штаты стали лидерами в данной сфере.
По официальным данным одного из самого влиятельного глобального исследования британской консалтинговой компании Quacquarelli Symonds (QS), британской консалтинговой компании, и её рейтинга лучших университетов мира (QS World University Rankings) можно увидеть, какие места занимают американские ВУЗы. [2]
QS был разработан в 2004 году, и 6 лет назывался The World University Rankings, после 2010 года проищошло разделение на два издания: Times Higher Education и QS World University Rankings. Для занесения университетов в рейтинг, и их оценивнаия берутся показатели, которые охватывают ключевые стратегические миссии университетов, за которые они отвечают не только перед академическим сообществом, но и перед работодателями, учащимися и их родителями: активность студентов, качество преподавания, индекс репутации ВУЗа среди работодателей, интернационализация, карьерный потенциал, доля иностранных студентов по отношению к общей численности обучающихся в ВУЗе.
Ежегодно оцениваются более 2,5 тысяч ВУЗов всего мира. И по его итогам составляется рейтинг 500 лучших. В данном рейтинге присутствуют более 100 американских ВУЗов, следовательно, они составляют 1/5 лучших ВУЗов мира.
Одни из знаменитейших ВУЗов США[3]:
1) Массачусетский технический университет (Кембридж);
2) Стэндфордский университет (Стэндфорд);
3) Гарвардский университет (Кембридж);
4) Калифорнийский технологический институт (Беркли);
5) Университет Чикаго (Чикаго).
Выше перечисленные университеты входят в первую 10 рейтинга 500 лучших ВУЗов, помимо них знамениты: Принстонский, Йельский, Корнельский, Колумбийский университеты и многие другие.
Таким образом, сложно оспорить факт, что американские университеты являются одними из ведущих в мире и очень привлекательны для иностранных студентов. И это, безусловно, один из удобных способов своеобразно влиять «на умы» иностранных студентов и своей деятельностью распространять свои ценности, а также погружать студентов в американскую культуру.
Также, многие студенты, приехав с Америки, в определенной степени «несут» культуру США в свои общества. Это отвечает долгосрочным целям американского правительства: нести определенные ценности. И пока внимание государства будет уделяться такому рычагу «косвенного влияния» как образование, и если это будет нравиться иностранным гражданам, это будет являться одной из важнейших причин привлекательности американского общества.