Статья:

Влияние политических факторов на формирование молодежных субкультур в России

Конференция: LXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Политология

Выходные данные
Симонова Т.С. Влияние политических факторов на формирование молодежных субкультур в России // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(75). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/6(75).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Влияние политических факторов на формирование молодежных субкультур в России

Симонова Татьяна Сергеевна
студент, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, РФ, г. Саратов
Казаков Александр Александрович
научный руководитель, канд. полит. наук, доцент, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, РФ, г. Саратов

 

Современное состояние России характеризуется динамичным взаимодействием государственных структур, граждан, коммерческих и некоммерческих организаций. Для решения стоящих перед государством задач необходима консолидация общества и построение взаимодоверительных отношений между субъектами разного уровня. Этот процесс до конца еще не сформировался, оценивается противоречиво и сопровождается рядом социально-экономических трудностей, преодоление которых для большинства населения страны требует значительных усилий или не представляется возможным. К наименее защищенным с этой точки зрения социальным группам относится молодежь. Молодые люди встречаются с большим количеством проблем, связанных с получением образования, устройством на работу, приобретением жилья и др. На этом фоне осложняется не только процесс социализации молодежи, но и формирование всесторонне развитой, самостоятельной, ответственной личности. В этой связи снижается доверие к государству, возникает отрицательный образ власти в целом. Молодые люди, таким образом, интегрируются и образуют молодежные субкультуры [1, с. 36].

По мнению Мастеровой Ю.И. «основной формой существования молодежных субкультур являются неформальные группы и объединения молодежи» [2]. Отличительной чертой неформальных молодежных групп является установка на необычное, выбивающееся из общего фона норм поведения, принятых в обществе. Такого рода группировки молодых людей также разрабатывают свою символику, вербальные и невербальные коды, с помощью которых могут обмениваться значимой информацией в рамках своего субкультурного поля. Это связано с тем, что молодежное сознание формируется в условиях постреформирования, сопровождающимся переходом от мобилизационных форм к индивидуальному выбору. Такое решение заключается в отождествлении себя с теми девиантными нормами и теневыми механизмами, происходящими в обществе, которые смогли бы их выделить из социума. Таким образом, зачастую, большинство молодежных контркультур носят криминогенный характер и их действия направлены на изменение существующих морально-этических норм и общественных ценностей, утверждение своих правил и «верных», по их определению, принципов.

Вследствие этого в официальной классификации очень часто акцентируется опасность, антисоциальность молодежных движений и практически игнорируется их роль в процессе молодежной социализации.

Так, Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями г. Санкт-Петербурга предлагает следующую классификацию неформальных молодежных движений:

- радикалы – националисты (скинхеды, фашисты);

- культурно-экологические радикалы («зеленые» радикалы), вандалы;

- радикальные неоконсерваторы («неосталинисты, люберы»);

- религиозные экстремисты («ваххабиты, православные экстремисты»);

- радикальные мимикранты;

- агрессивные – «панки, анархо-алисоманы, киноманы»;

- «социально-опасные и криминальные формирования»;

- деструктивные мимикранты, бэггеры, незаконные околорелигиозные формирования»;

- неагрессивные – «хиппи, индеанисты, хип-хопперы» [2].

Исходя из данной классификации, следует отметить, что присутствует выделение субкультурной молодежной группы на основании политической идеологии, разделяемой и активно продвигаемой в своем творчестве и основной деятельности.

На наш взгляд, политическая идеология является одним из определяющих факторов, который влияет на поведение молодежи и объединение ее в неформальные группировки. Как правило, идеология укореняется глубоко в сознании, не подвержена изменению. Однако, учитывая тот факт, что молодежное сознание легко поддается внешнему влиянию и довольно восприимчиво, политическая идеология может легко принять более радикальный, противообщественный и антигосударственный характер.

Под воздействием распространенных оппозиционных идей в обществе, а также политических событий, происходящих в стране, формируются неформальные молодежные организации. Политизированные НОМы - это та среда, из которой может начать формироваться то или иное новое радикально-политическое движение, с которого начинаются многие политические движения. В зависимости от ситуации, эпохи и предрасположенности его потенциальных организаторов, они могут развиваться как в направлении жесткой структуры в будущем, а также вызревать в том числе в террористическую группу, так и формироваться в умеренную общественную организацию или группу, отходящую от политики [3].

Например, панки отличаются умеренностью своих политических взглядов. Представители данной субкультуры выражают свою идеологическую предрасположенность в творчестве, через музыку. Как правило, у панков превалирует анархизм, антивоенные, политические и социальные темы в песнях.

Другая субкультура – хиппи – больше расположена к идеям пацифизма, любви и свободы. Однако и политическим взглядам они отводили место в своем мировоззрении, но, как правило, их взгляды на политическую власть имели оппозиционный характер. Так, в 70-е гг. в советской Москве прошел «Марш любви». Советские хиппи были культурно связаны с диссидентской средой. Многие были недовольны коммунистическим режимом и его идеологией, другие хотели просто жить вне политизированного строя [4].

Таким образом, формирование молодежных субкультур происходит под воздействием ряда психологических, социальных, экономических и политических факторов.

Деятельность таких объединений, зачастую, носит антиобщественный характер. Акцентируя внимание на влиянии политической обстановки в России на молодежное сознание в таких группировках, следует отметить неоднозначный характер деятельности.

С одной стороны, активная позиция по тому или иному вопросу показывает, что молодое поколение заинтересовано общественно-политической жизнью страны, пытается обратить внимание на себя путем освещения позиции в творчестве или через митинги, марши. С другой стороны, важно, чтобы присутствовала грань между общественно одобряемыми действиями и противозаконной деятельностью.

 

Список литературы:
1. Медведева Л.М., Ползов М.И. Государственная молодежная политика: приоритеты и инструменты реализации // Известия Восточного института. 2014. С. 36.
2. Мастерова Ю.И. Молодежные субкультуры как средство политической социализации // URL: http://www.jurnal.org/articles/2009/polit5.html (дата обращения: 12.02.2020)
3. Политизированные неформальные объединения молодежи: особенности и этапы развития // URL: http://kazreferat.info/read/politizirovannye-neformalnye-obedineniya-molodezhi-osobennosti-i-etapy-razvitiya-MjQzNQ== (дата обращения: 12.02.2020)
4. Звезда по прозвищу Солнце: кто был "отцом хиппи" в СССР // URL: https://www.m24.ru/articles/sovetskij-soyuz/04062014/46485 (дата обращения: 12.02.2020)