Влияние политических факторов на формирование молодежных субкультур в России
Конференция: LXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Политология
LXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Влияние политических факторов на формирование молодежных субкультур в России
Современное состояние России характеризуется динамичным взаимодействием государственных структур, граждан, коммерческих и некоммерческих организаций. Для решения стоящих перед государством задач необходима консолидация общества и построение взаимодоверительных отношений между субъектами разного уровня. Этот процесс до конца еще не сформировался, оценивается противоречиво и сопровождается рядом социально-экономических трудностей, преодоление которых для большинства населения страны требует значительных усилий или не представляется возможным. К наименее защищенным с этой точки зрения социальным группам относится молодежь. Молодые люди встречаются с большим количеством проблем, связанных с получением образования, устройством на работу, приобретением жилья и др. На этом фоне осложняется не только процесс социализации молодежи, но и формирование всесторонне развитой, самостоятельной, ответственной личности. В этой связи снижается доверие к государству, возникает отрицательный образ власти в целом. Молодые люди, таким образом, интегрируются и образуют молодежные субкультуры [1, с. 36].
По мнению Мастеровой Ю.И. «основной формой существования молодежных субкультур являются неформальные группы и объединения молодежи» [2]. Отличительной чертой неформальных молодежных групп является установка на необычное, выбивающееся из общего фона норм поведения, принятых в обществе. Такого рода группировки молодых людей также разрабатывают свою символику, вербальные и невербальные коды, с помощью которых могут обмениваться значимой информацией в рамках своего субкультурного поля. Это связано с тем, что молодежное сознание формируется в условиях постреформирования, сопровождающимся переходом от мобилизационных форм к индивидуальному выбору. Такое решение заключается в отождествлении себя с теми девиантными нормами и теневыми механизмами, происходящими в обществе, которые смогли бы их выделить из социума. Таким образом, зачастую, большинство молодежных контркультур носят криминогенный характер и их действия направлены на изменение существующих морально-этических норм и общественных ценностей, утверждение своих правил и «верных», по их определению, принципов.
Вследствие этого в официальной классификации очень часто акцентируется опасность, антисоциальность молодежных движений и практически игнорируется их роль в процессе молодежной социализации.
Так, Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями г. Санкт-Петербурга предлагает следующую классификацию неформальных молодежных движений:
- радикалы – националисты (скинхеды, фашисты);
- культурно-экологические радикалы («зеленые» радикалы), вандалы;
- радикальные неоконсерваторы («неосталинисты, люберы»);
- религиозные экстремисты («ваххабиты, православные экстремисты»);
- радикальные мимикранты;
- агрессивные – «панки, анархо-алисоманы, киноманы»;
- «социально-опасные и криминальные формирования»;
- деструктивные мимикранты, бэггеры, незаконные околорелигиозные формирования»;
- неагрессивные – «хиппи, индеанисты, хип-хопперы» [2].
Исходя из данной классификации, следует отметить, что присутствует выделение субкультурной молодежной группы на основании политической идеологии, разделяемой и активно продвигаемой в своем творчестве и основной деятельности.
На наш взгляд, политическая идеология является одним из определяющих факторов, который влияет на поведение молодежи и объединение ее в неформальные группировки. Как правило, идеология укореняется глубоко в сознании, не подвержена изменению. Однако, учитывая тот факт, что молодежное сознание легко поддается внешнему влиянию и довольно восприимчиво, политическая идеология может легко принять более радикальный, противообщественный и антигосударственный характер.
Под воздействием распространенных оппозиционных идей в обществе, а также политических событий, происходящих в стране, формируются неформальные молодежные организации. Политизированные НОМы - это та среда, из которой может начать формироваться то или иное новое радикально-политическое движение, с которого начинаются многие политические движения. В зависимости от ситуации, эпохи и предрасположенности его потенциальных организаторов, они могут развиваться как в направлении жесткой структуры в будущем, а также вызревать в том числе в террористическую группу, так и формироваться в умеренную общественную организацию или группу, отходящую от политики [3].
Например, панки отличаются умеренностью своих политических взглядов. Представители данной субкультуры выражают свою идеологическую предрасположенность в творчестве, через музыку. Как правило, у панков превалирует анархизм, антивоенные, политические и социальные темы в песнях.
Другая субкультура – хиппи – больше расположена к идеям пацифизма, любви и свободы. Однако и политическим взглядам они отводили место в своем мировоззрении, но, как правило, их взгляды на политическую власть имели оппозиционный характер. Так, в 70-е гг. в советской Москве прошел «Марш любви». Советские хиппи были культурно связаны с диссидентской средой. Многие были недовольны коммунистическим режимом и его идеологией, другие хотели просто жить вне политизированного строя [4].
Таким образом, формирование молодежных субкультур происходит под воздействием ряда психологических, социальных, экономических и политических факторов.
Деятельность таких объединений, зачастую, носит антиобщественный характер. Акцентируя внимание на влиянии политической обстановки в России на молодежное сознание в таких группировках, следует отметить неоднозначный характер деятельности.
С одной стороны, активная позиция по тому или иному вопросу показывает, что молодое поколение заинтересовано общественно-политической жизнью страны, пытается обратить внимание на себя путем освещения позиции в творчестве или через митинги, марши. С другой стороны, важно, чтобы присутствовала грань между общественно одобряемыми действиями и противозаконной деятельностью.