Статья:

Коллективное мышление – основа успеха компании

Конференция: XLVI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Жиляева К.С. Коллективное мышление – основа успеха компании // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(46). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/6(46).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Коллективное мышление – основа успеха компании

Жиляева Кристина Сергеевна
студент, 4 курс, факультет корпоративной экономики и предпринимательства Новосибирский Государственный Университет экономики и предпринимательства, РФ, г. Новосибирск
Лапшова Людмила Николаевна
научный руководитель, канд. техн. наук, Московский технологический институт легкой промышленности, РФ, г. Москва

 

К сожалению, на сегодняшний день эффективность российских предприятий составляет лишь четверть от производительности зарубежных конкурентов. Возможно, проблема низкой эффективности заключается в менталитете: русские люди не склонны упорно трудиться, не нацелены на результат. Решить проблему возможно путем построения в организации эффективного коллективного мышления.

К сожалению, на сегодняшний день качество многих российских товаров сильно уступает качеству зарубежных аналогов. Российские предприятия сильно отстают от американских, японских или европейских конкурентов по уровню производительности и эффективности производства. По словам президента России В.В. Путина, Россия уступает развитым экономикам по производительности труда в три-четыре раза. На сайте компании АМИ-Систем представлено наглядное доказательство этого факта: «Многие российские руководители сомневаются в том, что мы в 4 раза отстаем от развитых стран по уровню производительности труда. Но, к сожалению, это так. Приведем простое доказательство. Российская экономика интегрирована в мировой рынок. Средняя з/плата в России - $500, в развитых странах (США, Германии, Японии и пр.) - $4000, т.е. у них зарплата в восемь раз выше российской. Если на любом российском предприятии при существующей производительности повысить ФОТ в 8 раз (до их уровня), то через один, два, максимум 3 месяца подавляющее большинство предприятий обанкротится. Это очевидно. То есть наши предприятия, при прочих равных условиях, абсолютно неконкурентоспособны. Это прямо указывает на низкую производительность труда».

Этот факт не является тайной и для российских предпринимателей. Пытаясь улучшить показатели, предприятия обновляли производственные фонды, внедряли прогрессивные иностранные новации в управлении: Бережливое производство, ISO, ERP, KPI и др. Однако и они не дали ожидаемого результата. В чем же причина такого отставания?

Повсеместно в теории менеджмента выделяют японскую, американскую и европейскую модели менеджмента. Все они различны и основываются на особенностях менталитета и традициях каждой страны. Например, всем известен японский традиционализм или немецкая исполнительность. Как известно, в этих странах не распространена система премирования, а заработная плата состоит только из оклада. Премии здесь выплачиваются редко, однако производительность труда рабочих находится на самом высоком уровне. То есть люди здесь изначально нацелены на результаты.

 Система менеджмента, используемая в России, основывается на интеграции уже известных методик и практически не учитывают особенности русского человека. А особенностей у русского человека много. По словам Главы Общественного объединения по повышению производительности труда Владимира Бовыкина, «Эффективность организаций в каждой стране напрямую зависит от особенностей национального менталитета, под влиянием которого на предприятиях формируется организационная культура и коллективное мышление. Именно менталитет и коллективное мышление заставляют человека вести себя определенным образом». Бовыкин отметил: «Уникальность российской экономики состоит в том, что она не имеет внутренних стимулов к повышению производительности труда». Действительно, россияне не склоны выполнять приказы, проявлять инициативу; мы не относимся серьезно к трудовой дисциплине и корпоративной ответственности. Зачастую, у людей нет внутренней мотивации к труду, а главная цель работника – отработать положенное время и наконец-то покинуть рабочее место. В связи с этим, высшее руководство тратит большое количество времени на организационные вопросы, вместо того, чтобы заниматься стратегическим планированием.

Во многом, секрет успеха представительств зарубежных компаний в России заключается в том, что их сотрудники имеют возможность проходить стажировку за границей, чтобы ощутить и понять корпоративный дух компании, внедриться в систему эффективного коллективного мышления, но главное – принять новую модель поведения. Однако российские компании не используют метод стажировок в силу его высокой стоимости; да и не каждая компания согласится воспитывать работников для компании-конкурента. Но это не значит, что выхода из ситуации нет, ведь создание эффективного коллективного мышления – задача, посильная и для Российских организаций, так как не требует высоких капитальных вложений, в отличие от внедрения системы материального стимулирования, которая, кстати, не приносит желаемого результата.

Эта мысль вложена в основу научной теории об «Искусственном управленческом интеллекте». Опираясь на высказывания авторов идеи, Искусственный Управленческий Интеллект – это система управления, базирующаяся на правилах эффективной и слаженной коллективной работы и специальном механизме мотивации, стимулирующем персонал к их выполнению. Благодаря данной системе организационная культура на российских предприятиях становится подобной культуре ведущих зарубежных компаний. Реализация этой идеи предполагает два основных этапа: создание авторской системы управления персоналом, так называемой «Рациональной модели трудовых отношений», и построения новой организационной системы управления. Как указано на сайте разработчика, «после внедрения Системы на предприятии формируется новая организационная культура – подобная организационной культуре ведущих мировых компаний. В результате повышается трудовая дисциплина и исполнительность персонала, предприятия начинают слаженно работать, растет производительность труда. Новая организационная культура создается искусственно. Именно поэтому она получила название «Искусственный Управленческий Интеллект»». По статистике, уровень исполнимости приказов на отечественных предприятиях составляет в среднем 20–30%. После внедрения описанной системы, этот показатель возрастает до 100%. Руководителю становится комфортно управлять, повышается эффективность его деятельности. У сотрудников появляется более высокий уровень ответственности, а у руководства – понимание, что за это надо платить.

Казалось бы, описанная система не является новым словом в менеджменте, ведь все изложенные инструменты становятся известны студенту-менеджеру уже на третьем курсе университета. Но в том то и отличие российского менталитета, что мы не принимаем правил и не руководствуемся теорией. Поэтому, возможно, внедрение системы «Искусственного управленческого интеллекта» станет настоящей панацеей для российского бизнеса. Еще раз хочется подчеркнуть, что основная причина отставания российских компаний от зарубежных кроется в восприятии. До тех пор, пока работники не выйдут за пределы формальности, не почувствуют корпоративный дух, не начнут по-настоящему переживать за успех своей компании, их производительность не повысится, а значит, компания так и не выйдет на уровень максимальной эффективности. И под созданием корпоративного духа вовсе не подразумевается регулярное проведение корпоративов. Самое главное – это выстраивание эффективной системы коммуникаций в организации, как на горизонтальном, так и на вертикальном уровне: важно, чтобы люди могли выразить свое мнение и, что не менее важно, получить обратную связь. Так же важна единая для всей организации система целей и целевых приоритетов, которая бы способствовала координации труда каждого работника и всей организации в целом.

Все эти правила крайне просты, а теоретические основы доступны. Но самый главный ингредиент успеха – эффективное коллективное мышление, ведь это, своего рода, менталитет организации. Остается только надеяться, что осознание этого простого факта станет неотъемлемой частью российской системы менеджмента.