Статья:

Современное состояние и основные проблемы государственно-частного партнерства в Российской Федерации

Конференция: V Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Толстова М.В. Современное состояние и основные проблемы государственно-частного партнерства в Российской Федерации // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. V междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(5). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/5(5).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Современное состояние и основные проблемы государственно-частного партнерства в Российской Федерации

Толстова Маргарита Викторовна
студент, Воронежский государственный университет, РФ, г. Воронеж
Котов Андрей Анатольевич
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Воронежский государственный университет, РФ, г. Воронеж

 

Накопленный за последние 30 лет опыт в мировой и отечественной практике свидетельствует о том, что одним из инструментов экономического развития, повышения эффективности управления государственной и муниципальной собственностью, улучшения благосостояния общества является государственно-частное партнерство (ГЧП). Такое партнерство государства и бизнеса является относительно новым явлением в мировой практике и отражает процесс расширения форм взаимодействия государства и бизнеса.

В Российской Федерации, согласно Федеральному закону от 13 июля 2015 года №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под государственно-частным партнерством понимается «юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества» [1, ст. 3 п. 1].

В Российской Федерации реализация проектов государственно-частного партнерства происходит в двух формах:

- соглашения о государственно-частном партнерстве;

- концессионные соглашения.

Из имеющегося опыта применения механизма государственно-частного партнерства мы можем сделать вывод о том, что одним из главных факторов развития партнерских отношений между бизнесом и государством является стабильная политическая и институциональная основа, а именно оптимальная структура властных органов, включенных в систему ГЧП, развитый частный сектор и благоприятный инвестиционный климат.

В отличие от зарубежных экономически развитых стран, в которых формирование и развитие механизмов взаимодействия государства и частного бизнеса началось еще в конце прошлого века, Российская Федерация относительно недавно вступила на этот путь.

На данный момент времени, государственно-частное партнерство в Российской Федерации бурно развивается, что подтверждается ежегодно растущим количеством инфраструктурных проектов, предусматривающих привлечение частного капитала.

Согласно данным Центра развития государственно-частного партнерства, по состоянию на начало 2017 года в Российской Федерации 2446 инфраструктурных проекта прошли стадию принятия решения о реализации, из них 17 проектов федерального уровня, 238 проектов регионального уровня и 2191 проект муниципального уровня [2, с. 2].

Основной формой реализации проектов является концессия. По состоянию на 2017 год 2200 проектов реализуются или будут реализованы в форме концессионного соглашения. Такая форма реализации проектов как соглашения о ГЧП используется в основном для проектов в социальной сфере. По состоянию на 2017 год в данной форме реализуются или будут реализованы 70 проектов [2, с. 2].

Лидером рейтинга по уровню развития ГЧП в России в 2017 году стал город Москва. Согласно данным инвестиционного портала города Москвы, в период с 2013 по 2017 года объем заключенных Москвой контрактов по проектам ГЧП составляют порядка 700 млрд рублей. Уполномоченным органом в сфере государственно-частного партнерства в городе Москве является Департамент экономической политики и развития города Москвы. Принятие решений о заключении концессионных соглашений и подготовка концессионных соглашений в Москве осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 4 августа 2009 г. № 720-ПП «О порядке подготовки концессионных соглашений, реализуемых на территории города Москвы». Проекты государственно-частного партнерства в Москве реализуются в сферах транспорта, медицины, образования и реставрации объектов культурного наследия.

Второе место в рейтинге по уровню развития ГЧП занимает Московская область.

Однако, несмотря на достигнутые результаты, в России все еще существует множество барьеров, препятствующих развитию государственно-частного партнерства.

В России отсутствует системность в развитии ГЧП. На практике, к формированию проектов применяется устаревший подход, смысл которого заключается в том, что бы  найти проект под имеющиеся бюджетные средства, а не привлекать частных партнеров к инвестированию какого-либо конкретного проекта. Это приводит к тому, что не претворяются в жизнь действительно важные, но дорогостоящие проекты, реализация которых могла бы положительно влиять на повышение уровня и качества жизни в России. В результате мы имеем совокупность не связанных между собой инвестиционных проектов и отсутствие стратегии развития экономики как единого целого.

Следующим препятствием в развитии ГЧП является краткосрочный подход к планированию экономического развития, а именно бюджет Российской Федерации, основной финансовый документ, принимается сроком на 3 года. Вследствие этого органы государственного, муниципального управления не могут брать на себя обязательства в рамках контракта, срок исполнения которого выходит за рамки бюджетного периода.

Проекты ГЧП могут выступать в качестве инструмента реализации государственных программ, однако их горизонт планирования составляет 8-10 лет, что, в основном, недостаточно для реализации крупных проектов государственно-частного партнерства. Соответственно «для реализации ГЧП нужна перестройка всей системы бюджетного планирования и финансирования (долгосрочность финансового планирования, разработка системы гарантирования окупаемости инвестиций частного сектора, вложенных в объекты государственной собственности, мониторинг проектов ГЧП, оценка финансового эффекта)» [3].

Препятствия развитию государственно-частного партнерства в Российской Федерации существуют, так же, и в нормативной сфере.

Во-первых, одним из принципов ГЧП является «справедливое распределение рисков и обязательств между сторонами соглашения» [1, ст. 4 п. 5]. Соответственно публичный партнер должен брать на себя хотя бы часть рисков, гарантируя частному партнеру частичную компенсацию убытков от реализации проекта. Однако, к сожалению, механизм компенсации потерь государством частному партнеру в Российской Федерации отсутствует.

Во-вторых, согласно Федеральному Закону №224-ФЗ, нерезиденты не допускаются к участию в проектах на основе ГЧП, что отрицательно влияет на инвестиционную привлекательность страны среди иностранных контрагентов.

Немаловажной проблемой развития ГЧП в России является то, что власти на муниципальном уровне, как правило, не могут в полной мере оценить перспективы использования государственно-частного партнерства, также как и использовать его на практике, прежде всего из-за недостатка знаний о государственно-частном партнерстве и нехватки специалистов, имеющих опыт работы по реализации партнерских проектов. Отсюда следует, что необходима новая система подготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных чиновников по проблемам государственно-частного и муниципально-частного партнерства, а также обучение и выпуск молодых специалистов в данной области.

Вопреки трудностям реализации, государственно-частное партнерство позволяет достигать оптимальных результатов высокого качества. Успех реализации во многом зависит от проработанной законодательной базы, упорядоченной институциональной среды, экономических и организационных решений всех аспектов существующих проблем. Государственно-частное партнерство способствует диверсификации экономики в соответствии со стратегическими целями власти, результатом чего служит высокий уровень жизни потребителей услуг, а именно общества в целом.

 

Список литературы:
1. О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации: федеральный закон от 13.07.2015 г. №224-ФЗ // КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/ 4f41fe599ce341751e4e34dc50a4b676674c1416/ (дата обращения: 04.06.2018).
2. Исследование «Государственно-частное партнерство в России 2016–2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов» / Ассоциация «Центр развития ГЧП». – М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2016. [Электронный ресурс].  – Режим доступа: http://pppcenter.ru/assets/docs/ raytingREG2017_B5_Block_31-03-2017-web.pdf (дата обращения: 04.06.2018).
3. Айрапетян М. С. Зарубежный опыт государственно-частного партнерства / Аналитическая записка Правового управления Аппарата Государственной Думы РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://duma.gov.ru (дата обращения: 04.06.2018).