Современное состояние и основные проблемы государственно-частного партнерства в Российской Федерации
Секция: Экономика
V Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Современное состояние и основные проблемы государственно-частного партнерства в Российской Федерации
Накопленный за последние 30 лет опыт в мировой и отечественной практике свидетельствует о том, что одним из инструментов экономического развития, повышения эффективности управления государственной и муниципальной собственностью, улучшения благосостояния общества является государственно-частное партнерство (ГЧП). Такое партнерство государства и бизнеса является относительно новым явлением в мировой практике и отражает процесс расширения форм взаимодействия государства и бизнеса.
В Российской Федерации, согласно Федеральному закону от 13 июля 2015 года №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под государственно-частным партнерством понимается «юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества» [1, ст. 3 п. 1].
В Российской Федерации реализация проектов государственно-частного партнерства происходит в двух формах:
- соглашения о государственно-частном партнерстве;
- концессионные соглашения.
Из имеющегося опыта применения механизма государственно-частного партнерства мы можем сделать вывод о том, что одним из главных факторов развития партнерских отношений между бизнесом и государством является стабильная политическая и институциональная основа, а именно оптимальная структура властных органов, включенных в систему ГЧП, развитый частный сектор и благоприятный инвестиционный климат.
В отличие от зарубежных экономически развитых стран, в которых формирование и развитие механизмов взаимодействия государства и частного бизнеса началось еще в конце прошлого века, Российская Федерация относительно недавно вступила на этот путь.
На данный момент времени, государственно-частное партнерство в Российской Федерации бурно развивается, что подтверждается ежегодно растущим количеством инфраструктурных проектов, предусматривающих привлечение частного капитала.
Согласно данным Центра развития государственно-частного партнерства, по состоянию на начало 2017 года в Российской Федерации 2446 инфраструктурных проекта прошли стадию принятия решения о реализации, из них 17 проектов федерального уровня, 238 проектов регионального уровня и 2191 проект муниципального уровня [2, с. 2].
Основной формой реализации проектов является концессия. По состоянию на 2017 год 2200 проектов реализуются или будут реализованы в форме концессионного соглашения. Такая форма реализации проектов как соглашения о ГЧП используется в основном для проектов в социальной сфере. По состоянию на 2017 год в данной форме реализуются или будут реализованы 70 проектов [2, с. 2].
Лидером рейтинга по уровню развития ГЧП в России в 2017 году стал город Москва. Согласно данным инвестиционного портала города Москвы, в период с 2013 по 2017 года объем заключенных Москвой контрактов по проектам ГЧП составляют порядка 700 млрд рублей. Уполномоченным органом в сфере государственно-частного партнерства в городе Москве является Департамент экономической политики и развития города Москвы. Принятие решений о заключении концессионных соглашений и подготовка концессионных соглашений в Москве осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 4 августа 2009 г. № 720-ПП «О порядке подготовки концессионных соглашений, реализуемых на территории города Москвы». Проекты государственно-частного партнерства в Москве реализуются в сферах транспорта, медицины, образования и реставрации объектов культурного наследия.
Второе место в рейтинге по уровню развития ГЧП занимает Московская область.
Однако, несмотря на достигнутые результаты, в России все еще существует множество барьеров, препятствующих развитию государственно-частного партнерства.
В России отсутствует системность в развитии ГЧП. На практике, к формированию проектов применяется устаревший подход, смысл которого заключается в том, что бы найти проект под имеющиеся бюджетные средства, а не привлекать частных партнеров к инвестированию какого-либо конкретного проекта. Это приводит к тому, что не претворяются в жизнь действительно важные, но дорогостоящие проекты, реализация которых могла бы положительно влиять на повышение уровня и качества жизни в России. В результате мы имеем совокупность не связанных между собой инвестиционных проектов и отсутствие стратегии развития экономики как единого целого.
Следующим препятствием в развитии ГЧП является краткосрочный подход к планированию экономического развития, а именно бюджет Российской Федерации, основной финансовый документ, принимается сроком на 3 года. Вследствие этого органы государственного, муниципального управления не могут брать на себя обязательства в рамках контракта, срок исполнения которого выходит за рамки бюджетного периода.
Проекты ГЧП могут выступать в качестве инструмента реализации государственных программ, однако их горизонт планирования составляет 8-10 лет, что, в основном, недостаточно для реализации крупных проектов государственно-частного партнерства. Соответственно «для реализации ГЧП нужна перестройка всей системы бюджетного планирования и финансирования (долгосрочность финансового планирования, разработка системы гарантирования окупаемости инвестиций частного сектора, вложенных в объекты государственной собственности, мониторинг проектов ГЧП, оценка финансового эффекта)» [3].
Препятствия развитию государственно-частного партнерства в Российской Федерации существуют, так же, и в нормативной сфере.
Во-первых, одним из принципов ГЧП является «справедливое распределение рисков и обязательств между сторонами соглашения» [1, ст. 4 п. 5]. Соответственно публичный партнер должен брать на себя хотя бы часть рисков, гарантируя частному партнеру частичную компенсацию убытков от реализации проекта. Однако, к сожалению, механизм компенсации потерь государством частному партнеру в Российской Федерации отсутствует.
Во-вторых, согласно Федеральному Закону №224-ФЗ, нерезиденты не допускаются к участию в проектах на основе ГЧП, что отрицательно влияет на инвестиционную привлекательность страны среди иностранных контрагентов.
Немаловажной проблемой развития ГЧП в России является то, что власти на муниципальном уровне, как правило, не могут в полной мере оценить перспективы использования государственно-частного партнерства, также как и использовать его на практике, прежде всего из-за недостатка знаний о государственно-частном партнерстве и нехватки специалистов, имеющих опыт работы по реализации партнерских проектов. Отсюда следует, что необходима новая система подготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных чиновников по проблемам государственно-частного и муниципально-частного партнерства, а также обучение и выпуск молодых специалистов в данной области.
Вопреки трудностям реализации, государственно-частное партнерство позволяет достигать оптимальных результатов высокого качества. Успех реализации во многом зависит от проработанной законодательной базы, упорядоченной институциональной среды, экономических и организационных решений всех аспектов существующих проблем. Государственно-частное партнерство способствует диверсификации экономики в соответствии со стратегическими целями власти, результатом чего служит высокий уровень жизни потребителей услуг, а именно общества в целом.