Статья:

Авто и гетеростереотипы в этническом сознании татарской и казахской молодежи

Конференция: XLVI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Социология

Выходные данные
Гиносян Л.А., Коченкова А.О. Авто и гетеростереотипы в этническом сознании татарской и казахской молодежи // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(46). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/6(46).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Авто и гетеростереотипы в этническом сознании татарской и казахской молодежи

Гиносян Лилит Арменовна
студент магистратуры «Межэтнические отношения в современной России» Самарского университета, специалист нотариальной конторы, нотариальная контора Питекьян И.А., РФ, г. Самара
Коченкова Анастасия Олеговна
студент магистратуры «Межэтнические отношения в современной России» Самарского университета, специалист нотариальной конторы, нотариальная контора Питекьян И.А., РФ, г. Самара
Федоров Михаил Глебович
научный руководитель, канд. филос. наук, доц., Самарский национально-исследовательский университет им. С.П. Королева, РФ, г. Самара

 

В современном полиэтничном мире вопрос межкультурной коммуникации является одним из важнейших, поскольку в культуре каждого народа имеются представления о своем этносе и о других этносах. Эти представления, во многом детерминирующие межкультурное общение, принято обозначать понятием «этнические стереотипы».

В понятийно-терминологическом словаре «Экология человека» «этно-стереотипами» называют устойчивые представления о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей, которые сложились на уровне обыденного сознания и передавались от поколения к поколению. Нередко они представлялись в виде однозначных суждений: «хитрые», «коварные», «хозяйственные». Этнические стереотипы представляют собой некий обобщенный образ инокультурных групп или их отдельных представителей. Cвоим появлением стереотипы обязаны межкультурным или межэтническим контактам, когда выявляются наиболее типичные черты, характерные для того или иного народа или культуры [5; 74].

При этом, как отмечают исследователи, для данной группы стереотипов характерна «неточная субъективная генерализация», то есть неосознанное приписывание какого-либо свойства всем объектам группы или каждому представителю одного народа.

Отличительной особенностью этнических стереотипов является их устойчивость, поскольку такие стереотипы формируются под влиянием исторических факторов, мифов, национальных традиций и, как правило, передаются от поколения к поколению [2; 46]. В обыденном сознании очень распространено мнение об этностереотипах как об исключительно отрицательном феномене. Поэтому, важно отметить, что этностереотипы бывают как положительными, так и отрицательными. Здесь возникает необходимость отличать стереотипы от предрассудков, которые имеют сугубо отрицательный характер.

Этнические стереотипы подразделяются на автостереотипы (представление народа о самом себе) и гетеростереотипы (представления о других «чужих» народах). Если автостереотипы, как правило, представляют комплекс положительных оценок, то гетеростереотипы бывают как положительными, так и отрицательными – во многом это зависит от опыта общения между двумя народами. Для автостереотипов характерно стремление внести в их содержание идеалы собственного этноса, поддержание наиболее самобытных качеств национального характера [3; 62]. Автостереотип и гетеростереотип – не автономные единицы, а структурные взаимозависимые компоненты единого целостного образования личностного или группового самосознания [4,47]. На основе стереотипов формируется этнический образ – «форма описания этноса, в которой выделяются наиболее значимые и типичные свойства, и которые основываются на чувственном восприятии своего или чужого этноса. Этнический образ служит эталоном, в соответствии с которым человек мотивирует свое собственное поведение и ожидание его от других людей» [5; 113].

Магистранты Самарского национального исследовательского университета, обучающиеся по направлению «Межэтнические отношения в современной России», провели небольшой опрос.

Целью этого опроса являлось определение характера межэтнической коммуникации на основании анализа авто- и гетеростереотипов представителей различных народов, проживающих на территории Самарской области.

В качестве опрошенных (или респондентов) выступили молодые представители русских, армян, мордвы, казахов, татар. Анкета, предложенная респондентам, являлась анонимной, и все полученные данные были использованы исключительно в обобщенном виде.

В рамках этого опроса молодым людям было предложено несколько суждений о качествах, чертах, которые участники опроса считали связанными или не связанными, во-первых, со своим этносом, а во-вторых, с русскими, которые составляют относительное этническое большинство как в большинстве регионов Российской Федерации, так и в Самарской области.

В качестве критериев оценки для выявления стереотипности мышления были предложены следующие качества и суждения: «гостеприимство», «открытость/простота», «властолюбие», «надежность/верность», «миролюбивость», «хитрость», «свободолюбие», «наличие чувства собственного достоинства», «навязывание своих обычаев и традиций», «культурность».

В опросе участвовало 500 респондентов, по 100 представителей каждой этнической группы. Были проанализированы все полученные результаты, однако, в рамках данной публикации особый интерес представляют данные, полученные в результате опроса представителей татарской и казахской молодежи. Ниже представлены результаты в относительном выражении, в процентах от общего числа опрошенных.

Первым предложенным качеством в анкете было «гостеприимство». Абсолютное большинство респондентов среди татарской молодежи (96% от общего числа опрошенных) и 87% среди казахской молодежи считают свой народ гостеприимным, в то время как с русскими «гостеприимство» ассоциируют чуть более двух третьих татар (72%) и почти такой же процент казахов (70%).

Показательным, на наш взгляд, является следующее качество – «открытость/простота». В представлении и татарской, и казахской молодежи это качество намного более ярко выражено у представителей русского народа (так считают 72% респондентов среди татар и подавляющее большинство казахов – 86%), лишь 44% татар и 64% казахов считают, что открытость и простота свойственны представителям их народов.

По мнению татарской молодежи, русский народ является чуть более властолюбивым, чем татарский: властолюбивыми русских считают около 70% опрошенных, 66 % респондентов – татар относят это качество к татарам. Казахи же считают, что это качество практически в равной степени присуще и казахскому, и русскому народу (58% и 62% соответственно). Большинство опрошенных среди татарской молодежи считают, что представителям татарского народа в большей степени присущи такие качества, как надежность и верность (78%), нежели русским людям (52% опрошенных). В то время как 74% казахов ассоциирует это качество с собой, а 66% приписывают это «надежность и верность» русским. В представлении абсолютного большинства опрошенных татар (92%) и казахов (88%) их народ является миролюбивым, а с русскими это качество ассоциируют 70% респондентов – татар, и 62% казахов.

 Интересным является тот факт, что респонденты – татары считают представителей своего народа более «хитрыми» (так отметили чуть больше половины – 52% опрошенных), нежели русских (их хитрыми считают всего около трети опрошенных – 32%). Казахи также считают свой народ более хитрым (так считают 58% респондентов среди казахов), чем представителей русской культуры (48% респондентов). Возможно, это обусловлено тем, что разные народы и этносы, исходя из особенностей своего исторического опыта, культурных традиций и ценностей, вкладывают разные смыслы в одни и те же понятия. Например, вполне возможно, что и татары, и казахи считают хитрость положительным качеством, поэтому больше половины опрошенных приписывают это качество представителям своего народа.

Следующим качеством, предложенным отметить респондентам, было «свободолюбие». Абсолютное большинство опрошенных и среди татарской молодежи, и среди казахской, считают свой народ свободолюбивым (72% и 78% опрошенных, соответственно), а с русскими это качество ассоциируется у 76% опрошенных татар и 74% казахов. По мнению татарской молодежи, «чувство собственного достоинства» практически в равной степени присуще как татарскому народу, так и русскому (так считают 98% и 96% опрошенных, соответственно), примерно такая же ситуация наблюдается и у казахов – «чувство собственного достоинства своему народу приписывают 94% опрошенных, а русскому народу – 92% респондентов. Также равенство наблюдается в оценке свойственности тому и другому народу такого критерия как «навязывание своих обычаев». По мнению опрошенных среди татарской молодежи, ни татары, ни русские преимущественно никому не навязывают своих обычаев и традиций: только 12% татар, проживающих на территории Самарской области, чувствуют навязывание, и в то же время 14% отметили, что иногда сами татары навязывают свою культуру. Казахи же считают, что русскому народу более свойственно навязывание своих традиций и обычаев (так считают 22% опрошенных), чем казахам (16%).

Интересным является тот факт, что представители как татарской молодежи, так и казахской считают русских людей более терпеливыми, чем представителей своего народа (78% против 62% у татар и 72% и 65% у казахов). Вполне возможно, что полученные результаты обусловлены темпераментностью, присущей в большей степени тюркским народам. Также абсолютное большинство опрошенных (чуть более 90%) считают, что татары «готовы прийти на помощь», в то время как представителям русского народа это качество приписывают около 70% респондентов. Опрошенные казахи, считают, что «готовность прийти на помощь» характерна в большей степени представителям их народа, чем представителям русского народа (94% опрошенных против 68%). Что же касается такого качества как «культурность», то здесь тоже наблюдается незначительно неравенство в оценках. В представлении опрошенных татар, и русские (так считают 78% респондентов), и татары (88%) являются культурными народами. В сознании казахов наблюдается примерно та же позиция: 86% казахов считают свой народ культурным, а с русскими это качество ассоциируют 76% респондентов. Небольшой перевес в процентах в пользу своего собственного народа и у тех, и у других выглядит вполне естественно, в связи с тем фактом, что автостереотипы почти всегда носят положительных характер, в отличие от гетеростереотипов.

В заключении нам хотелось бы отметить, что выше представлены стереотипы восприятия татарской и казахской молодежью своего народа и представителей русского народа. Стереотипы являются субъективными представлениями в сознании отдельных людей, сформированными в результате индивидуального обыденного опыта общения. Но, вместе с тем, стереотипы зачастую распространяются на всю общность, всю группу или весь народ.

 

Список литературы:
1. Арутунян Ю. В. «Этносоциология» учебное пособие – М.: 2001.
2. Психология и педагогика этноса: Учебное пособие / Р.И. Зинурова; Казан. гос.технол.ун-т. Казань, 2004. 424 с.
3. Садохин А. П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. – М 2005г.
4. Сборник научных трудов «Актуальные проблемы теории коммуникации» СПб.: 2004.
5. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология – М., 2006.