Статья:

Принципы арктического туризма как средство установления международного сотрудничества

Конференция: XLVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Демеш О.А. Принципы арктического туризма как средство установления международного сотрудничества // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(47). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/7(47).pdf (дата обращения: 23.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Принципы арктического туризма как средство установления международного сотрудничества

Демеш Олеся Александровна
магистрант САФУ им. М.В. Ломоносова, РФ, г. Архангельск
Савельев Иван Вячеславович
научный руководитель, канд. ист. наук, САФУ им. М.В. Ломоносова, РФ, г. Архангельск

 

Для стран циркумполярного мира в правовой, социальной, экономической и политической сферах перспективное значение имеет развитие арктического туризма, то есть туризма, локализованного территориальными пределами Арктики, которая, в свою очередь, признается северной областью Земли, включающей Северный Ледовитый океан, его моря, заливы, проливы, архипелаги, отдельные острова, северные побережья материков Евразии и Северной Америки [2]. Следовательно, организация арктического туризма осуществляется на территории восьми государств – России, США, Канады, Норвегии, Швеции, Финляндии, Дании (Гренландия), Исландии.

На национальном уровне каждое из указанных государств регулирует вопросы развития арктического региона в пределах государственных границ посредством принятия органами власти арктических стратегий. В частности, приняты: 1) в 2008 году - Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу [8], Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечение национальной безопасности на период до 2020 г. [10]. Из содержания данных нормативных правовых актов следует, что в России формируется национальная арктическая политика, основанная на принципах открытости, сотрудничества и информированности о результатах освоения Арктической зоны [1, с. 23], что способствует укреплению позитивного имиджа России и, как следствие, развитию арктического туризма; 2) в 2009 году - Директива США в области национальной безопасности («Арктическая региональная политика») [11]; 3) в 2009 году - Канадская северная стратегия «Наш Север, наше наследие, наше будущее» [12; 17]; 4) в 2006 году – Норвежская арктическая стратегия [16; 20]; 5) в 2011 году - Шведская арктическая стратегия [18]; 6) в 2013 году – Финская арктическая стратегия [14]; 7) в 2011 году – Арктическая стратегия Королевства Дания на 2011–2020 гг. [19]; 8) в 2011 году – Концепция «Исландия 2020. Знание, устойчивость, благосостояние» [13]. Из содержания стратегий следует то, что туризм выделяется в качестве одного из перспективных направлений национальной политики. При этом учитывая, что Арктика, разделенная между государствами, тем не менее характеризуется в качестве единого природного объекта, то организация арктического туризма на территории любого из государств будет иметь сходных характер.

Таким образом, общность взглядов в отношении значимости туризма, единые климатические, биологические и иные особенности арктических регионов, находящихся под юрисдикцией конкретного государства, позволяют сказать, что развитие арктического туризма – это не только сугубо национальный интерес. Вопросы развития Арктики – это вопросы международного уровня, и политика одного государства не должна противоречить политике другого. Так, в целях упорядочения туристских отношений в Арктике в рамках деятельности Всемирного фонда дикой природы предложены десять основных принципов арктического туризма [15].

Выработанные принципы арктического туризма, сформулированные в качестве предписаний, можно объединить в определенные блоки.

Первый блок содержит положения по сохранению окружающей среды: 1.1) совмещайте туризм с охраной окружающей среды; 1.2) поддерживайте сохранение девственной природы и биоразнообразия; 1.3) рационально используйте природные ресурсы; 1.4) предельно понижайте уровень потребления, отходов и загрязнения. Так, деятельность туристских компаний, туристов должна осуществляться таким образом, чтобы не оказывать негативное воздействие на окружающую среду независимо от того, где осуществляется реализация арктического туристского продукта – на территории городов или за их пределами. Учитывая, что туризм организуется в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания [6], то это так или иначе предполагает использование соответствующих ресурсов. В связи с этим заостряется внимание на реализации мер защиты арктических малонаселенных просторов, где туристские ресурсы (природные объекты) сохранились в неизменном виде.

Следующий блок принципов предполагает уважительное отношение со стороны туристов к местным традициям: 2.1) уважайте местную культуру и быт; 2.2) уважайте исторические и важные с научной точки зрения места. Важно понимать, что данные принципы необходимо учитывать не только при международном туризме, то есть в процессе посещения иностранного государства, но и при путешествии внутри своего государства. Например, реализация туристского продукта в России [3, ст. 69], Норвегии [4, ст. 111а], Финляндии [5, ст. 17] предписывает учитывать интересы коренных малочисленных народов.

Третий блок выражает рекомендации по выработке положительных последствий в отношении принимающей стороны и туристов при организации туризма: 3.1) местные сообщества должны получать выгоду от туризма; 3.2) квалифицированный персонал – это ключ к ответственному ведению туризма.

Четвертый блок отражает принципы, выполнение которых позволяет туристам избежать экстренных, непредвиденных ситуаций: 4.1) туризм должен носить познавательный характер; 4.2) соблюдайте правила безопасности.

Данные принципы носят рекомендательный характер, но их смысл заложен во многих нормативных правовых актах стран циркумполярного мира, особенно в области охраны окружающей среды [7; 9, с. 26-29].

В силу возрастания потребительского интереса к арктическому туристскому продукту, полагаем, что необходимо закрепить предложенные Всемирным фондом дикой природы принципы на уровне обязательных к исполнению предписаний на международном уровне в виде единого перечня, избегая их «разброса» по национальному законодательству. Необходимость такой процедуры видим в том, что арктический туризм представляет собой вполне обширное туристское направление деятельности. В рамках арктического туризма реализуется водный, экологический, этнографический и иные подвиды туризма, и потому можно создать отдельных акт, регламентирующий основы исключительно арктического туризма. Подобный документ отражал бы не только принципы туристской деятельности, но также специфические термины, права и обязанности участников туристских правоотношений и иные положения.

Таким образом, принципы арктического туризма могут выступать в качестве средства установления международного сотрудничества в части регламентации специфического вида туризма, а именно арктического.

 

Список литературы:
1. Вилова Т. В., Чертова Н. А., Вилова М. Г., Пермиловский М. С. Информационно-коммуникативная основа обеспечения экологической безопасности Арктики // Экология человека. 2017. № 5. С. 21–26.
2. Географическая энциклопедия // URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_geo/584/%D0%90%D1%80%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0 (дата обращения: 05.06.2017).
3. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Официальный интернет-портал правовой информации // URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102027595&intelsearch (дата обращения: 05.06.2017).
4. Конституция Норвежского королевства от 17.05.1814 // Конституции государств мира // URL: http://worldconstitutions.ru/?p=142&page=2 (дата обращения: 05.06.2017).
5. Конституция Финляндии от 11.06.1999 // Конституции государств мира // URL: http://worldconstitutions.ru/?p=139 (дата обращения: 05.06.2017).
6. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ / Официальный интернет-портал правовой информации // URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102044374&intelsearch (дата обращения: 05.06.2017).
7. Об охране окружающей среды. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ / Официальный интернет-портал правовой информации // URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102074303&intelsearch (дата обращения: 05.06.2017).
8. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утверждены Президентом Российской Федерации 18.09.2008 №Пр-1969 // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=119442 (дата обращения: 05.06.2017).
9. Политика в области окружающей среды в Швеции. - С. 26-29 // URL: http://www.infoeco.ru/infocosm/dl/legislat_basis_rus.pdf (дата обращения: 05.06.2017).
10. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечение национальной безопасности на период до 2020 г. Утв. Президентом РФ в 2013 // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=142561&fld=134&dst (дата обращения: 05.06.2017). 
11. Arctic Region Policy: National Security Presidential Directive and Homeland Security Presidential Directive, NSPD-66/HSPD-25. January 9, 2009 (retrieved July 9, 2012) // URL: https://fas.org/irp/offdocs/nspd/nspd-66.htm (дата обращения: 05.06.2017).
12. Canada's Northern Strategy: Our North, Our Heritage, Our Future, 2009 // URL: http://www.northernstrategy.gc.ca/cns/cns.pdf (дата обращения: 05.06.2017).
13. Ísland 2020 – sókn fyrir atvinnulíf og samfélag. Þekking, sjálfbærni, velferð. Reykjavík: Forsætisráðuneytið, 2011 // URL: https://www.forsaetisraduneyti.is/media/Skyrslur/island2020.pdf (дата обращения: 05.06.2017).
14. Finland's Strategy for the Arctic Region, August 2013 // URL: http://vnk.fi/documents/10616/334509/Arktinen+strategia+2013+en.pdf/6b6fb723-40ec-4c17-b286-5b5910fbecf4 (дата обращения: 05.06.2017).
15. Linking tourism and conservation in the Arctic // URL: http://d2ouvy59p0dg6k.cloudfront.net/downloads/wwf_tourism_conservation.pdf (дата обращения: 05.06.2017).
16. New Building Blocks in the North, March 2009 // URL: https://www.regjeringen.no/globalassets/upload/ud/vedlegg/nordomradene/new_building_blocks_in_the_north.pdf (дата обращения: 05.06.2017).
17. Statement on Canada's Arctic Foreign Policy (retrieved October 7, 2012) // URL: http://www.international.gc.ca/arctic-arctique/arctic_policy-canada-politique_arctique.aspx?lang=eng (дата обращения: 05.06.2017).
18. Sweden's Arctic strategy, May 2011 // URL: http://www.government.se/country-and-regional-strategies/2011/10/swedens-strategy-for-the-arctic-region (дата обращения: 05.06.2017).
19. The Kingdom of Denmark's Strategy for the Arctic 2011–2020, August 2011 // URL: usa.um.dk/en/~/media/USA/Washington/Arctic_strategy.pdf (дата обращения: 05.06.2017).
20. The Norwegian Government's High North Strategy, December 2006 // URL: https://www.regjeringen.no/globalassets/upload/UD/Vedlegg/strategien.pdf (дата обращения: 05.06.2017).