Управленческие решения при разработке системы оценки студентов - активистов ВУЗов
Секция: Экономика

XLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Управленческие решения при разработке системы оценки студентов - активистов ВУЗов
В своей статье автор рассматривает процесс принятия управленческих решений при разработке системы оценки студентов – активистов российских ВУЗов как важнейшей предпосылки обеспечения развития компетенций самих студентов. Автор определяет управленческую проблему, которая возникла в профсоюзной организации студентов Пермского государственного национально исследовательского университета. Так же предлагается инструмент для оценки студентов-активистов, который поможет в принятии управленческих решений и развитию личных качеств студентов.
В услоܙвиях рыноܙчноܙй экоܙноܙмики существует высоܙкая степень неоܙпределенноܙсти экоܙноܙмическоܙго поܙведения субъектоܙв рынка. Поܙэтоܙму здесь боܙльшую роܙль играют метоܙды перспективноܙго анализа, поܙзвоܙляющие принимать управленческие решения на оܙсноܙве оܙценки воܙзмоܙжных в будущем ситуаций и выбоܙра из нескоܙльких альтернативных вариантоܙв решений. Разрабоܙтка и оܙсуществление эффективных управленческих решений является важнейшей предпоܙсылкоܙй оܙбеспечения конкурентоܙспоܙсоܙбноܙсти проܙдукции оܙрганизации и самоܙй оܙрганизации на рынке, а также соܙздания оܙптимальноܙй структуры оܙрганизации, оܙсуществления оܙбоܙсноܙванноܙй кадроܙвоܙй поܙлитики и рациоܙнализации других стоܙроܙн деятельноܙсти оܙрганизации.
Актуальность выбора и принятия управленческих решений по разработке системы оценки студентов – активистов, связана прежде всего с тем, чтобы преобразовать систему оценки для большей эффективности. Это поможет наблюдать не только за прогрессом студентов-активистов, но и находить новые области получения знаний для них.
Управленческоܙе решение – это решение проܙблемноܙй ситуации, связанноܙй с текущими или оܙжидаемым соܙстоܙянием оܙбъекта управления [1, c.6]. Как проܙцесс решение оܙзначает поܙиск, идентификацию и анализ управленческих задач, изучение и проܙгноܙзироܙвание соܙстоܙяния оܙбъекта управления, устаноܙвление (переоܙценку) целей управления, разрабоܙтку плана мероܙприятий, оܙрганизацию их выпоܙлнения и коܙнтроܙль. Оܙбъект управленческоܙго решения – система или оܙперация. Субъектоܙм управленческоܙго решения моܙгут быть как управляющая поܙдсистема оܙрганизациоܙнноܙ-проܙизвоܙдственноܙй системы, так и лицоܙ, принимающее решение [1, c.13].
Техноܙлоܙгия менеджмента рассматривает управленческоܙе решение как проܙцесс, соܙстоܙящий из трех стадий: подготовка решения: принятие решения; реализация решения. На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро и макро уровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения. На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; производится отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения. На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения.
Профсоюзная организация студентов Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ) – это орган студенческого самоуправления, основной задачей которого является социально-экономическая защита прав студентов и представление их интересов перед администрацией вуза. Основные направления деятельности:
· Юридическая, материальная, психологическая помощь членам профсоюза.
· Спортивно-оздоровительная работа со студентами.
· Организация отдыха и досуга студентов.
· Работа по улучшению жилищно-бытовых условий в общежитиях.
· Информационно-методическая работа с членами профсоюза.
· Обеспечение вторичной занятости членов профсоюза.
· Оформление страховых пенсионных свидетельств.
· Оформление и продление медицинских полисов.
· Продажа проездных билетов на городской транспорт.
· Предоставление дисконтных карт.
· Предоставление возможности участия в различных студенческих семинарах, конференциях, симпозиумах регионального, всероссийского и международного уровня;
· Поощрение талантливой молодежи.
Профсоюзный комитет осуществляет в университете контроль за:
· Соблюдением законодательства РФ.
· Использованием бюджетных средств, поступивших на организацию отдыха, спортивно-оздоровительной и культурно-массовой работы.
· Использованием средств стипендиального фонда.
· Поселением студентов в общежитие.
· Организацией питания.
· Организацией учебного процесса [5].
На сегодняшний день первичная профсоюзная организация насчитывает более 5000 студентов и аспирантов университета.
Проанализировав деятельность профсоюзной организации студентов можно выделить важную управленческую проблему- снижение эффективности деятельности команд студенческих проектов из-за отсутствия четкой базы по студентам – активистам и механизма набора студентов для создания и ведения студенческих проектов. Решение этой проблемы невозможно без создания систематизированной базы данных студентов-активистов. А все это прямым образом сказывается на эффективности деятельности профсоюзной студенческой организации. Если изменить механизм, отвечающий за набор студентов – активистов в проекты, то можно получить скачок роста эффективности деятельности команд проектов, следовательно, это является очень актуальной темой на сегодняшний день. Задача – не только создать такую систему, но и изменить технологию по решению данного вопроса в принципе.
Для разработки этого управленческого решения, не потребуются материальные ресурсы, зато потребуются другие важнейшие ресурсы, такие как: кадровые, организационные, временные и эмоциональные ресурсы.
Основной путь решения управленческой проблемы – это разработка системы оценки студентов-активистов.
Система оценки представляет собой процесс оценивая студента-активиста по определенным критериям с последующим составлением наглядной диаграммы его компетенций. На этой диаграмме будут представлены возможности, навыки и пути развития студента- активиста.
Оценка будет производиться по следующим группам равнозначных критериев, которые характеризуют качества работы в команде: лидерство, взаимоотношения с другими участниками, мотивация, самостоятельность, коммуникационные навыки. Коллегиально было решено, что каждая группа критериев оценивается максимум в 20 баллов в сумме составляет 100 баллов.
В скобках указано максимальное количество баллов за критерий.
Таблица 1.
Критерии оценки студентов-активистов
| Критерии | Максимальный балл | 
| Лидерство: | |
| Умеет вести подопечных, а не понукать их | 3,6 | 
| Умеет организовывать работу других | 3,6 | 
| Умеет найти путь для решения имеющейся проблемы | 2,4 | 
| Не избегает решений и не колеблется при их принятии | 3,1 | 
| Умеет разбить сложную проблему на сравнительно простые части | 2,0 | 
| Имеет представление о делах в коллективе | 2,9 | 
| Видение перспективы | 2,4 | 
| Взаимоотношения с другими участниками: | |
| Терпелив с теми, кто обладает меньшими знаниями, чем он | 4,5 | 
| Хорошо ладит со всеми в коллективе | 4,4 | 
| Уважает суждения и способности других людей | 3,9 | 
| Готов принять совет | 3,6 | 
| Прислушивается к другой точке зрения | 3,6 | 
| Мотивация: | |
| Готов работать сверх положенного, когда в этом есть необходимость | 4,6 | 
| Отдает все силы и способности решению поставленной перед ним задачи | 3,7 | 
| Если выдается свободное время, активно ищет работу | 3,1 | 
| Часто выполняет работу “сверх нормы” | 3,1 | 
| Не бросает работу пока она не сделана | 2,8 | 
| Стремиться выполнить задание полностью, без недоделок | 2,7 | 
| Самостоятельность: | |
| Не выбивается «из колеи» при неожиданностях в работе | 3,8 | 
| Не выходит из душевного равновесия под влиянием таких факторов, как рабочая перегрузка, жесткие сроки т.д. | 3,8 | 
| Тратит время на чтение специальной литературы | 2,5 | 
| Решает проблемы сам, не просит об этом других | 2,2 | 
| Замечания и несерьезные упреки переносит легко | 2,2 | 
| Не боится задавать вопросы | 2,1 | 
| Опирается на свое собственное суждение там, где это возможно и разумно | 1,9 | 
| Готов признать ошибку, если в самом деле допустил ее | 1,5 | 
| Коммуникационные навыки: | 
 | 
| Пишет и говорит так, что каждый может понять | 3,9 | 
| Написанные им работы редко требуют переделки | 3,6 | 
| Его выступления всегда тщательно обдуманны | 2,8 | 
| Рабочие записи всегда правильны и точны | 2,7 | 
| Умеет всегда подчеркивать основное, не утопает в подробностях | 2,5 | 
| Умеет обсуждать результаты своей работы сжато, ясно, исчерпывающе | 2,3 | 
| Умеет давать объяснения | 2,2 | 
По этим критериям проводит самооценку как сам студент-активист, так и оценивает его куратор или наставник, или руководитель. После получения суммы баллов, результат по каждому критерию делится на 2 и получаем общий результат. Используя диаграмму «Звезда», отражаем значения каждой категории вдоль отдельной оси, которая начинается в центре диаграммы и заканчивается на внешнем кольце и получаем общую картину умение работать студента-активиста в команде, и что самое главное позволяет объективно выбирать студентов для работы в различных проектах. Так же по этой диаграмме можно наглядно посмотреть какое направление деятельности необходимо улучшать для более эффективной работы.
Был рассчитан пример по студенту – активисту (рисунок 1)

Рисунок 1. Результаты самооценки и оценки куратора
Данные наглядно показывают какие качества необходимо студенту для развития: мотивация и самостоятельность.
На рисунке 2 представлены результаты средней оценки студента-активиста.

Рисунок 2. Результаты средней оценки студента-активиста
К ожидаемым результатам управленческого решения можно отнести: разработку методики подбора команд проектов по развитию навыков студентов-активистов, обнаружение и диагностика проблемных зон над которыми студентам необходимо работать.
Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение данной системы оценки повысит эффективность профсоюзной студенческой организации ПГНИУ в области проектов. Использование этого метода, поможет лучше ориентироваться какие навыки и какому студенту-активисту необходимо развивать. И одним из главных достоинств данной методики является отсутствие больших затрат на ее реализацию.






