Статья:

Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие

Конференция: XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Голохвастова А.И., Куваева Е.Н. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(39). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/10(39).pdf (дата обращения: 19.04.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие

Голохвастова Анастасия Игоревна
студент, Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики, РФ, г.Самара
Куваева Евгения Николаевна
научный руководитель, старший преподаватель, Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики, РФ, г.Самара

 

В данной работе приводится анализ того, как взаимодействуют спрос и предложение, как устанавливается рыночное равновесие. Для этого необходимо узнать, что такое рыночная экономика, что представляет собой рынок, что такое спрос и предложение, после чего уже сможем понять, как они взаимодействуют и как устанавливается рыночное равновесие.

Рыночная экономика – это взаимодействие спроса и предложения. Участниками рынка являются потребители и производители. Потребителями и производителями могут быть как отдельные люди, так и целые предприятия.

В общем виде рынок – это система экономических отношений, возникающих в процессе производства, обращения и распределения товаров. Более конкретно рынок представляет сферу обмена, в которой осуществляется связь в форме производства и потребления. Объектами рынка являются товары и деньги. Для того чтобы понять, как устанавливаются рыночная цена и количество покупаемого товара, нужно рассмотреть взаимодействие спроса и предложения.

В основе спроса лежат естественные человеческие потребности в одежде, продуктах питания и различных услугах. Потребности человека весьма объемистые, и они имеют тенденцию увеличиваться. Предложение же выступает, как ответная реакция на потребности человека. Ведущая роль взаимодействия спроса и предложения, принадлежит спросу. В то время, как задача предложения удовлетворить спрос.

Спрос – это количество товара, которое потребители хотят и могут приобрести за определенный промежуток времени. Главными характеристиками спроса относительно конкретного товара –это объем спроса и цена спроса. На рынке действует закон спроса, изложить его можно следующим образом. Величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена товара, и наоборот, чем выше цена, тем ниже спрос на данный товар. Но так же есть ограничение закона в определенных случаях:

·     при большом спросе, вызванном ожиданием повышения цен;

·     для некоторых дорогих и редких товаров, покупка которых является средством накопления;

·     при переходе спроса на более новые и качественные товары.

Предложение – это количество товара, которое могут предложить на рынок продавцы за определенный промежуток времени. Связь между уровнем цен и предложением отражает закон предложения, согласно которому изменение цены влечет за собой однонаправленное изменение предложения. Иными словами, с увеличением цены предложение растет, и наоборот. Как и в случае спроса, существует ряд неценовых факторов, влияющих на объем предложения:

·     величина издержек производства товара;

·     налог и субсидии;

·     наличие взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров;

·     ожидание производителей в отношении изменении цен.

Спрос может моментально нарастать и мгновенно падать. Предложение же менее динамично, так как оно напрямую связано с производством. А производство моментально изменить нельзя, требуется некоторое время.

Взаимодействие спроса и предложения приведет к установлению рыночной цене.

Когда предложение превышает спрос, возникает излишек. Для покупателя это выгодное положение. Такая позиция называется рынок покупателя. Когда спрос превосходит положение, такое положение выгодно для продавца – это рынок продавца.

Равновесие – ситуация, в которой уравновешивается спрос и предложение. Данное определение описывает и рыночное равновесие. Рыночное равновесие – это соотношение спроса и предложения, когда количество товара, которое потребитель хочет приобрести, равно тому количеству товара, которое производитель готов произвести по данной цене и в данный момент времени.

Равновесная цена – это цена, когда величина спроса со стороны потребителя, совпадает с величиной предложения со стороны производителя.

Рыночный механизм действует так, что нарушение равновесия ведёт за собой его автоматическое восстановление. Иногда нарушение может быть вызвано искусственно либо в результате вмешательства государства, деятельности монополий, которые заинтересованы в монопольно завышенных ценах.

«Цена пола» – минимальная цена, ограничивающая ее снижение.

«Цена потолка» – максимальная цена, ограничивающая ее повышение.

Цены пола и потолка могут быть заданы государством, которое регулирует ценообразование на рынке. Государство может задавать максимальные цены на отдельные виды продуктов питания, выше которых продавец не может устанавливать свои цены. С ценами потолка, регулируемыми государством, мы сталкиваемся чаще. К примеру, в России в качестве цен потолка можно рассматривать устанавливаемые ограничения на железнодорожные тарифы, стоимость топлива и электроэнергии и т.п.

Многие экономисты, сторонники свободы рыночных отношений, возражают против цен пола и потолка, аргументируя это нарушением рыночного механизма. Они считают, что рыночное ценообразование автоматически исключает излишки и дефицит. Пока цены могут свободно достигать уровня равновесия, объем спроса и предложения нельзя отменить.

Одни считают, что нужно регулировать спрос с помощью кредитов, денежной массой, другие предлагают с помощью инвестиций и изменениями в налоговой политике.

Вывод:

Важными категориями микроэкономического анализа является спрос и предложение, которые подчиняются определенным законам. Согласно закону спроса: покупатель готов приобрести большее количество товара по низкой цене, при высокой же наоборот. В свою очередь закон предложения: производитель готов производить по высокой цене, продавать большее количество товара, чем по низкой.

Рынок объединяет производителя и потребителя; в точке, где стремления продавца и покупателя совпадает, устанавливается равновесная цена и объем продаж. Изменения в спросе и предложении, происходят из-за неценовых факторов, приводит в действие рыночные силы, вследствие которого равновесие устанавливается в новой точке.

Рыночная цена каждого товара – гарантия равновесия спроса и предложения. Рыночная цена приводит к тому, что на рынке нет ни излишка продукта, ни его нехватки. Если цена выше равновесной, то производитель начинает производить большее количество товара. Цены будут расти и падать, пока производителям и потребителям не удастся добиться уровня цены, при которой объем спроса и предложения на продукт не совпадут.

 

Список литературы:
1. Герасимов Б.И., Иода Ю.В. Введение вэкономику: Основы экономического анализа: учеб. пособие. – Тамбов: Изд-во ТГТУ,2004. – [Электронный доступ] – Режим доступа. – URL: http://www.aup.ru/files/m895/m895.pdf (Дата обращения 9.11.2016).
2. Ивашковский С.Н. Микроэкономика: Учеб. – 2-е изд.,испр. и доп. – [Электронный доступ] – Режим доступа. – URL: http://www.studfiles.ru/preview/1720094/ (Дата обращения 9.11.2016).
3. Сергеев И.В. Экономика предприятия: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Финансы и статистика, 2000 – [Электронный доступ] – Режим доступа. – URL: http://bibliotekar.ru/economika-predpriyatiya-5/index.htm (Дата обращения (7.11.2016).