Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие
Секция: Экономика
XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие
В данной работе приводится анализ того, как взаимодействуют спрос и предложение, как устанавливается рыночное равновесие. Для этого необходимо узнать, что такое рыночная экономика, что представляет собой рынок, что такое спрос и предложение, после чего уже сможем понять, как они взаимодействуют и как устанавливается рыночное равновесие.
Рыночная экономика – это взаимодействие спроса и предложения. Участниками рынка являются потребители и производители. Потребителями и производителями могут быть как отдельные люди, так и целые предприятия.
В общем виде рынок – это система экономических отношений, возникающих в процессе производства, обращения и распределения товаров. Более конкретно рынок представляет сферу обмена, в которой осуществляется связь в форме производства и потребления. Объектами рынка являются товары и деньги. Для того чтобы понять, как устанавливаются рыночная цена и количество покупаемого товара, нужно рассмотреть взаимодействие спроса и предложения.
В основе спроса лежат естественные человеческие потребности в одежде, продуктах питания и различных услугах. Потребности человека весьма объемистые, и они имеют тенденцию увеличиваться. Предложение же выступает, как ответная реакция на потребности человека. Ведущая роль взаимодействия спроса и предложения, принадлежит спросу. В то время, как задача предложения удовлетворить спрос.
Спрос – это количество товара, которое потребители хотят и могут приобрести за определенный промежуток времени. Главными характеристиками спроса относительно конкретного товара –это объем спроса и цена спроса. На рынке действует закон спроса, изложить его можно следующим образом. Величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена товара, и наоборот, чем выше цена, тем ниже спрос на данный товар. Но так же есть ограничение закона в определенных случаях:
· при большом спросе, вызванном ожиданием повышения цен;
· для некоторых дорогих и редких товаров, покупка которых является средством накопления;
· при переходе спроса на более новые и качественные товары.
Предложение – это количество товара, которое могут предложить на рынок продавцы за определенный промежуток времени. Связь между уровнем цен и предложением отражает закон предложения, согласно которому изменение цены влечет за собой однонаправленное изменение предложения. Иными словами, с увеличением цены предложение растет, и наоборот. Как и в случае спроса, существует ряд неценовых факторов, влияющих на объем предложения:
· величина издержек производства товара;
· налог и субсидии;
· наличие взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров;
· ожидание производителей в отношении изменении цен.
Спрос может моментально нарастать и мгновенно падать. Предложение же менее динамично, так как оно напрямую связано с производством. А производство моментально изменить нельзя, требуется некоторое время.
Взаимодействие спроса и предложения приведет к установлению рыночной цене.
Когда предложение превышает спрос, возникает излишек. Для покупателя это выгодное положение. Такая позиция называется рынок покупателя. Когда спрос превосходит положение, такое положение выгодно для продавца – это рынок продавца.
Равновесие – ситуация, в которой уравновешивается спрос и предложение. Данное определение описывает и рыночное равновесие. Рыночное равновесие – это соотношение спроса и предложения, когда количество товара, которое потребитель хочет приобрести, равно тому количеству товара, которое производитель готов произвести по данной цене и в данный момент времени.
Равновесная цена – это цена, когда величина спроса со стороны потребителя, совпадает с величиной предложения со стороны производителя.
Рыночный механизм действует так, что нарушение равновесия ведёт за собой его автоматическое восстановление. Иногда нарушение может быть вызвано искусственно либо в результате вмешательства государства, деятельности монополий, которые заинтересованы в монопольно завышенных ценах.
«Цена пола» – минимальная цена, ограничивающая ее снижение.
«Цена потолка» – максимальная цена, ограничивающая ее повышение.
Цены пола и потолка могут быть заданы государством, которое регулирует ценообразование на рынке. Государство может задавать максимальные цены на отдельные виды продуктов питания, выше которых продавец не может устанавливать свои цены. С ценами потолка, регулируемыми государством, мы сталкиваемся чаще. К примеру, в России в качестве цен потолка можно рассматривать устанавливаемые ограничения на железнодорожные тарифы, стоимость топлива и электроэнергии и т.п.
Многие экономисты, сторонники свободы рыночных отношений, возражают против цен пола и потолка, аргументируя это нарушением рыночного механизма. Они считают, что рыночное ценообразование автоматически исключает излишки и дефицит. Пока цены могут свободно достигать уровня равновесия, объем спроса и предложения нельзя отменить.
Одни считают, что нужно регулировать спрос с помощью кредитов, денежной массой, другие предлагают с помощью инвестиций и изменениями в налоговой политике.
Вывод:
Важными категориями микроэкономического анализа является спрос и предложение, которые подчиняются определенным законам. Согласно закону спроса: покупатель готов приобрести большее количество товара по низкой цене, при высокой же наоборот. В свою очередь закон предложения: производитель готов производить по высокой цене, продавать большее количество товара, чем по низкой.
Рынок объединяет производителя и потребителя; в точке, где стремления продавца и покупателя совпадает, устанавливается равновесная цена и объем продаж. Изменения в спросе и предложении, происходят из-за неценовых факторов, приводит в действие рыночные силы, вследствие которого равновесие устанавливается в новой точке.
Рыночная цена каждого товара – гарантия равновесия спроса и предложения. Рыночная цена приводит к тому, что на рынке нет ни излишка продукта, ни его нехватки. Если цена выше равновесной, то производитель начинает производить большее количество товара. Цены будут расти и падать, пока производителям и потребителям не удастся добиться уровня цены, при которой объем спроса и предложения на продукт не совпадут.