Сравнительный анализ исчисления налога на имущество физических лиц в Белгородской и Тульской областей и перспективы его развития
Секция: Экономика
XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Сравнительный анализ исчисления налога на имущество физических лиц в Белгородской и Тульской областей и перспективы его развития
В статье рассмотрены актуальные вопросы формирования налоговой базы налога на имущество физических лиц. Проведен сравнительный анализ механизма исчисления налога на имущество физических лиц в Белгородской и Тульской областях. Исследование проводилось на основе сравнительного и монографического анализа и научных методов.
С 1 января 2015 года закон РФ «О налогах на имущество физических лиц» утратил свою силу, а в действие вступила глава 32 НК «Налог на имущество физических лиц».
Всё больше регионов переходят на оценку налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости недвижимости. Законопроект о переходе на исчисление налога на имущество физических лиц на основе кадастровой стоимости был принят в 2014 году. Ранее за основу бралась не кадастровая, а инвентаризационная стоимость. Принятые законом поправки в Налоговый кодекс вступили в силу 1 января 2015 года, однако кадастровая стоимость как основа расчёта налога пока что используется не во всех регионах [1]. У субъектов федерации есть возможность переходить на новый порядок расчёта вплоть до 2020 года. В 2015 году это сделали 28 субъектов: В 2016 – ещё 49. С 2016 года на территории данных областей налоговой базой по налогу на имущество физических лиц является кадастровая стоимость объекта. Проведем сравнительных анализ исчисления налога на имущество физических лиц Белгородской и Тульской областей, которые представим в таблицах 1 и 2.
Таблица 1.
Ставки по налогу на имущество физических лиц
Объект |
Белгородская область |
Тульская область |
Жилые помещения с кадастровой стоимостью до 4 млн. руб. |
0,1% |
0,1% |
Жилые помещения с кадастровой стоимостью свыше 4 млн. руб. |
0,15% |
0,1% |
Жилые дома |
0,3% |
0,1% |
Объекты незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом |
0,3% |
0,1% |
Единые недвижимые комплексы, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом) |
0,15% |
0,1% |
Гаражи и машино-места |
0,1% |
0,1% |
Хозяйственных строений или сооружений, с площадью менее 50 квадратных метров |
0,1% |
0,1% |
Объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии со ст. 378, а также объекты налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей |
2% |
2% |
Прочие объекты налогообложения |
0,5% |
0,5% |
Как видно из таблицы 1 не все налоговые ставки в Белгородской и Тульской области совпадают. Ставка на жилые помещения с кадастровой стоимостью свыше 4 млн. руб. в Белгородской области составляет 0,15%, а в Тульской области она такая же, как и на жилые помещения с кадастровой стоимостью до 4 млн. руб. 0,1% [4]. Так же различается ставка на единые недвижимые комплексы, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом) в Белгородской области-0,15%, в Тульской-0,1%. Не существенно различается ставка на объекты не завершенного строительства [2].
Рассмотрим льготы по налогу на имущество физических лиц (таблица 2).
Таблица 2.
Льготы по налогу на имущество физических лиц
Белгородская область |
Тульская область |
Инвалиды III группы |
Физические лица, являющиеся членами многодетной семьи |
Лица, удостоенные звания "Почетный гражданин города Белгорода" и "Почетный гражданин Белгородской области |
Физические лица, являющиеся одинокими родителями, имеющими несовершеннолетних детей, зарегистрированные на территории сельских округов. |
Дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей |
Физические лица, являющиеся опекунами (попечителями) несовершеннолетних детей, зарегистрированные на территории сельских округов |
Лица, имеющие на своем иждивении трех и более несовершеннолетних детей и имеющие среднегодовой доход ниже установленного законодательством Белгородской области прожиточного минимума |
|
Как видно из таблицы 2 местные льготы на территории Белгородской и Тульской области совершенно разные. Федеральные льготы регулируются ст. 407 Налогового кодекса Российской Федерации.
Далее приведена схема расчета налога, которая зависит от кадастровой стоимости объекта налогообложения:
Н = (Кадастровая стоимость – Налоговый вычет) * Размер доли * Налоговая ставка * К.
«К» в формуле – понижающий коэффициент. Специалисты утвердили его, чтобы уменьшить налоговую нагрузку. Ежегодно налоговая ставка будет расти на 20%. В следующие 4 года коэффициент будет равен: 2015 год – 0,2, 2016 – 0,4, 2017 – 0,6, 2018 – 0,8
Пример расчета налога по объектам капитального строительства, исходя из кадастровой стоимости.
Жилой дом.
Площадь – 260,2 кв.м
Кадастровая стоимость – 2 356 155 руб.
Налоговый вычет: 2 356 155/260,2*50=452 758 руб.
Рассчитаем налог по ставкам Белгородской и Тульской области – 0,3% и 0,1%.
Тульская область. Н=(2 356 155-452 758)*1*0,1*0,4=761р.
Белгородская область. Н=(2 356 155-452 758)*1*0,3*0,4=2 284р.
Можно сделать вывод, что субъекты Российской Федерации имеют право самостоятельно устанавливать льготы по налогу на имущество физических лиц и ставки. На территории Тульской области установлены ставки в соответствии с п. 2 ст. 406 [4]. В Белгородской области некоторые ставки увеличены, но не более чем в три раза.
Таким образом, для населения не зависимо от области или региона на размер уплаты налога будет влиять кадастровая стоимость имущества, поэтому исполнительным органам власти необходимо обратить внимание на налоговые льготы, налоговые ставки, что позволит облегчить налоговое бремя физического лица. В перспективах совершенствования можно порекомендовать, так например: обратить на принцип справедливости, так как налог должен рассчитываться из уровня доходов граждан того региона, и особенно обращать внимание на малообеспеченных граждан. Так же необходимо уделить большое внимание налоговому администрированию налога и налоговой культуре налогоплательщиков и профессиональному обучению оценщиков.
Подводя итоги, можно сказать, что единый налог на недвижимость повлияет на уровень жизни населения, благоустройство социально значимой недвижимости, однако для реализации поставленных целей нужно учитывать «комфортное» для населения введение налога [3, с. 112–115].