РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ УСТОЙЧИВОГО ПРОЦВЕТАНИЯ РЕГИОНА
Конференция: CCII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
CCII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ УСТОЙЧИВОГО ПРОЦВЕТАНИЯ РЕГИОНА
Аннотация. Региональная экономическая конкурентоспособность относится к способности региона эффективно конкурировать и процветать в мировой экономике. Конкурентоспособность региона будет повышаться за счет отдельных сообществ, которые используют региональную информацию для планирования и предоставления конкурентоспособных площадок для экономического роста, инфраструктуры и удобств, необходимых для привлечения, удержания и развития бизнеса и талантливой рабочей силы. Учитывая это, цель данной статьи – изучение и анализ всех путей и методов конкурентоспособности региональной экономической системы, а также ее интеграция в комплексный план развития региона. Эта информация раскрывает сильные стороны экономики региона и может помочь сфокусировать стратегию региона на продвижении экономического процветания.
Ключевые слова: региональная экономическая конкурентоспособность, комплексное планирование, стратегический план, занятость, уровень безработицы.
Как признано в Thrive MSP 2040, региональная экономическая конкурентоспособность является ключевым элементом устойчивого процветания региона. В совокупности регион должен предоставить отличные места для бизнеса, чтобы добиться успеха, особенно в тех отраслях, которые экспортируют товары или услуги за пределы мегаполиса и приносят доход и рабочие места в регион [1].
Экономическая конкурентоспособность в контексте комплексного планирования относится к изучению и укреплению способности региона эффективно конкурировать и процветать в мировой экономике. Экономическое развитие обычно относится к деятельности, которая непосредственно направлена на сохранение, привлечение и развитие предприятий, приносящих богатство сообществу или региону.
Ресурсы экономической конкурентоспособности, предлагаемые в Справочнике по местному планированию, представлены для поддержки сообществ, которые решили развивать элемент экономического развития или иным образом интегрировать экономическую конкурентоспособность в свой комплексный план:
1. Ключевые индустрии и центр трудоустройства. Занятость является основой здоровой и функционирующей экономики, поэтому понимание динамики существующей и будущей базы занятости в нашем сообществе, а также того, где и почему работодатели размещаются там, где они находятся, имеет важное значение для поддержания и (при необходимости) улучшения местной экономической жизнеспособности и региональной экономической конкурентоспособности. Поэтому, следующие шаги помогут хорошо спланировать экономическую конкурентоспособность отрасли:
- анализ количества и характера рабочих мест и отраслей в сообществе: это полезный инструмент для изучения кластеров торгуемой и местной промышленности вплоть до уровня области;
- прогнозы занятости общества, чтобы охарактеризовать и направить будущее развитие областей занятости;
- местные планы могут определить, где, когда и как будут направляться новые области занятости, чтобы наиболее эффективно оставаться доступными для региональной рабочей силы и использовать государственные и частные инвестиции в инфраструктуру;
- многие сообщества используют комплексный план, чтобы определить долю жилья, доступного для сотрудников в каждом районе, используя соотношение рабочих мест и жилья [2].
2. Редевелопмент малоиспользуемой или выведенной из инвестиций собственности и районов представляет собой сложную, но критически важную возможность, влияющую на местную и региональную экономическую конкурентоспособность. Данная информация может дополнять требуемые цели, политику, стандарты и программы плана, направленные на реконструкцию:
- определение наличия проблем, связанных с заброшенными предприятиями, сопоставив и охарактеризовав эти проблемы, а также установив цели и политику, которые позиционируют заброшенные объекты как экономические возможности;
- изучение наличия в сообществе любых крупных коммерческих районов, находящихся в упадке, и разработка стратегии и рамочной политики для устранения «серых полей», которые стали пустующими или устаревшими;
- оценка традиционного центра города: существующие условия, определение программы капиталовложений и других инициатив для поддержания жизнеспособности экономики в центре города, а также определение, как и какие виды бизнеса выиграют от расположения в центре города;
- разработка программ и стратегий, направленных на реконструкцию приходящей в упадок собственности и районов, и во всем регионе есть примеры специальных органов власти, областей и финансовых инструментов, которые были созданы именно для этого [2].
3. Образование и рабочая сила. Чтобы оставаться конкурентоспособными в привлечении, удержании и развитии предприятий, которые исторически служили катализаторами экономической жизнеспособности региона, план должен учитывать и соотноситься с существующими программами образования и обучения и ресурсами, доступными для нынешней и будущей рабочей силы, и стремиться к интегрировать политики и программы, направленные на поддержание и рост хорошо оснащенной рабочей силы:
- изучение местных данных, связанные с уровнем образования, и сопоставление сильных и слабых сторон с экономическими целями, политикой, проблемами и возможностями;
- интеграция данных и тенденции в области занятости и безработицы, которые помогут выявить потребность в политике и программах и могут помочь удерживать уровень безработицы на низком уровне;
- усиление плана, включив оценку рабочей силы сообщества, указание возможностей программы и ресурсов для образования и развития рабочей силы, чтобы получить представление о выборе жилья, государственных услуг и других ключевых аспектах;
- производительность рабочей силы может быть красноречивым индикатором силы и качества рабочей силы, поскольку она измеряет результат (например, валовой городской продукт) на конкретный показатель затрат (например, количество отработанных часов);
- понятие уровня вознаграждения местной рабочей силы;
- определение программ, которые в настоящее время действуют и при необходимости, поддержка и укрепление сети развития рабочей силы сообщества с помощью местной политики и постановки целей [2].
4. Развитие бизнеса. Наиболее эффективными комплексными планами являются те, которые определяют достижимое видение устойчивого процветания активов сообщества, включая его бизнес-сообщество. В комплексном плане должны быть определены цели, действия и политики, непосредственно направленные на удержание, привлечение и создание предприятий в сообществе.
- сбор и анализ информации о различных видах бизнеса в сообществе;
- определение и оценка эффективности существующих усилий сообщества по найму, привлечению, удержанию и расширению бизнеса, а также установка целей и приоритетов для дальнейших усилий;
- поддержка стабильности и роста малого бизнеса, определяя ресурсы, партнерские отношения, сети и программы, которые помогают малым предприятиям и предпринимателям решать такие вопросы, как управление, бухгалтерский учет, финансирование, недвижимость и маркетинг, для решения которых у малого бизнеса может не быть опыта или возможностей;
- оценка существующих политик и программ поощрения с учетом текущего характера и будущего роста сообщества, а также определение возможностей для создания, пересмотра или реструктуризации подхода сообщества к стимулированию бизнеса;
- определение подходящих районов, где существуют экономические условия и условия землепользования, которые можно было бы улучшить за счет исследования района специального обслуживания;
- местное производство и продажа продуктов питания могут улучшить активы сообщества и обеспечить свежими продуктами и полезными продуктами близлежащие районы [2].
5. Экономическая информация, мониторинг и стратегические инициативы. Как правило, комплексный план не должен служить стратегией экономического развития сообщества. Тем не менее, комплексный план предоставляет прекрасную возможность определить важные данные, политики и стратегии, которые могут помочь информировать и формировать подход вашего сообщества к экономической конкурентоспособности:
- определение ключевых индикаторов, важные для сообщества, и разработка методологии отслеживания и отчетности по этой информации;
- подготовка стратегического плана экономического развития, который непосредственно касается краткосрочной и долгосрочной повестки дня экономического развития сообщества. Комплексный план может помочь установить основу для таких усилий и позволить стратегическому плану оставаться адаптируемым и достижимым за счет постановки стратегических целей и действий по улучшению местного делового климата [2].
Помимо отслеживания показателей региона по сравнению с другими регионами, отдельные сообщества и регион в целом могут извлечь выгоду из общего понимания основных факторов, влияющих на экономические показатели. высокого уровня конкурентоспособности региона невозможно достигнуть без развития человеческих ресурсов и рационального их использования. В целом, направления региональной политики определяются выбранным сценарием развития. Многие исследователи сходятся во мнении, что в условиях модернизации экономики в качестве эффективного инструмента выступает структурная политика. Последнее необходимо для отстающих регионов, поскольку для них характерен ряд серьезных проблем:
- дисбаланс между предложением и спросом на человеческие ресурсы;
- нехватка финансовой и материальной базы для воплощения стратегий развития человеческих ресурсов;
- отставание развития человеческих ресурсов от требований, предъявляемых инновационной экономикой;
- несоответствие планов по ускорению развития человеческих ресурсов темпам устойчивого развития.
Выводы проведенного исследования подтверждаются тем, что в современных социально-экономических условиях региональная конкуренция приобретает новые черты: помимо традиционных источников преимуществ все большее значение придается источникам экономического роста, характер которых нематериален. Данные источники заложены в таланте, толерантности и технологиях, «укорененных» в регионе и характеризующих ее креативность как меру оценки привлекательности территории для так называемого креативного класса, вклад которых в экономику значителен. Оценка конкурентоспособности таким образом, ведется через призму креативности, которая объединяет в себе три равнозначных фактора: фактора технологий, таланта и толерантности.