Возможности использования Интернет-ресурсов на уроках истории
Секция: Технические науки
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Технические и математические науки. Студенческий научный форум»
Возможности использования Интернет-ресурсов на уроках истории
Ценность исследовательских и проектных технологий в преподавании истории подразумевает внедрение широкой базы исторических источников, которая не всякий раз присутствует в школьных библиотеках. Возможности информационно-коммуникативных технологий (электронных учебных пособий и массовой сети Интернет) по хранению и передаче информации дают возможность решить такие задачи: увеличить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить их содержание.
Современный образовательный процесс подразумевает становление у обучаемых креативных возможностей. Аналогичное заявление устанавливает необходимость работы школьников с информацией. Итогом представленной задачи является становление проектных технологий в исследовании истории. В представленном случае информационно-коммуникативные технологии, предназначенные для создания информационных текстов, демонстраций, web-страниц и т.п.
Информационные технологии расширяют возможности диагностики значения усвоения исторической информации. Различные тестовые системы и оболочки дают возможность индивидуализировать процесс оценки познаний обучающихся{3}.
Огромные возможности для детей открывает Интернет, глобальная сеть которого включает электронную почту, доступ к графическому и мультимедийному содержанию Web. В понятие «мультимедиа» входит многокомпактная информационная среда, совокупность которой - текстовая информация (тексты, числовые данные), аудиоряд (речь, музыка, звуковые эффекты), видеоряд (анимация, видео, графические изображения), а также поисковые системы, каналы для общения и обсуждений в режиме реального времени.
Не выходя из дома и не посещая библиотек, возможно найти информацию, потому что в Интернете содержится большой объём информации. При поддержке Интернета возможно получить доступ к почти всем заочным курсам, принять участие в обсуждениях, найти сведения о любой научной, творческой, исследовательской работе человека.
Интернет содержит примерно такое же количество информации, сколько библиотеки с десятками миллионов единиц книжных изданий, в нем миллионы вебсайтов и миллиарды страничек. Интернет имеет как электронные сборники, разработанные по классическому принципу, более действенные и имеющие интернет-библиографию, так и автоматические поисковые системы, последним присуща оперативность и высочайшая скорость работы при широком охвате материалов. Как правило, используется тот или иной вид поисковых систем.
Поисковые инструменты Интернета в кое-чем напоминают сборники библиотеки, с книжными стеллажами тут работают поисковые серверы, а каталожными карточками - ссылки на ресурсы, выдаваемые в качестве итогов поиска на данных стеллажах-серверах.
В глобальной сети документы представлены с поддержкой гипертекстовой разметки документов и создания программ-браузеров, важных для того, чтобы на персональных компьютерах переводить бумажные носители в электронные. Способности программного обеспечения браузеров, к примеру, InternetExplorer дают возможность доводить информацию до детей, делать с неё копии. Поиск информации выполняется при поддержке систем Rambler, Yandex, Aport, где есть возможность находить по разделам каталога и текстам, введенным в окошко запроса. Множество вебсайтов по истории есть в Рамблере и в Yandex.
Из имеющейся базы данных наставник имеет возможность выбрать к разным типам и формам уроков текстовое содержание, документы, советы по их применению в учебном процессе. Здесь представлены разработки уроков, познавательные задачи, игры, слайд-фильмы - "Александр и Наполеон", "От Кремля до рейхстага" и др. Интернет дает возможность осуществлять совместные проекты с учащимися других школ и других регионов и стран, получении образования экстерном на расстоянии{1}.
Обучающийся имеет также возможность обращения к базам данных исторических источников, однако их надо отобрать с учетом целей и задач обучения истории и психолого-педагогических особенностей учащихся.
Старшеклассники не только используют содержащуюся в Интернете информацию, но и читают публикации новых данных в режиме реального времени. Они становятся активными пользователями компьютерной техники: конструируют модели концепций, оценивают свою подготовленность и качество работы. В процессе выполнения задания обучающийся может видоизменить текст, полученный из Сети, подобрать иллюстрации и выдвинуть свои аргументы, выстраивая логику на доказательствах.
Web-среда, хорошо приспособлена к публикациям: в документ можно встроить звук, менять цвет фона или основного текста, вводить графику. В этом случае мультимедийный компьютер должен быть оснащен CD-ROM - дисководом, звуковой платой, видеоплатой. Графические изображения вводят при помощи графического редактора Paint или же используют сканер, цифровую камеру, видеокамеру, если компьютер, оборудованный специальным вводом. Или же используют комплекты изображений из ClipArt-ов, имеющихся на самых разных CD-ROM-ax - компакт-дисках, распространяющих мультимедийный продукт. ReadOnlyMemory - постоянное запоминающее устройство. CD-ROM содержит текстовые документы, звуки, иллюстрации, фильмы.
При помощи Интернет возможна дистанционная форма представления элективных курсов, организация сетевых факультативных занятий. Старшеклассники изучают историю на основе дистанционного мультимедийного учебно-методического комплекса - "История Отечества 1882-1917 гг.". Электронная почта позволяет проводить консультирование обучащихся и редактирование их материалов, давать ответы в рамках форума. В свою очередь ученики принимают участие в дистанционных конкурсах команд и олимпиадах, создают новый продукт совместно с другими командами.
Уроки в компьютерном классе, подключенном к сети, дают возможность проводить тестирование, обзорные лекции с использованием Интернет-ресурсов. Ученики становятся участниками виртуальной экскурсии по музею, телеконференции, образовательной игре.
Работа учащихся с сетевой версией программ позволяет индивидуализировать процесс обучения, рассчитав подачу объема информации с учетом темпов деятельности конкретного ученика. Оценивание уровня знаний может быть выполнено при помощи контроля программы. В частности, контроль уровня усвоения содержания осуществляется с помощью мультимедийной программы "Репетитор". В качестве домашнего задания наиболее сильные учащиеся получают систему дифференцированных заданий по поиску, анализу и обобщению учебной информации темы урока. Это может быть поиск и анализ статистических данных, исторических карт, иллюстраций, документов{2}.
Возможно предварительное задание к уроку по поиску и выявлению соответствующих ресурсов Интернета и подготовке кратких сообщений, разработке фрагментов слайд-фильма при помощи графического материала, расположенного на сайтах. Со временем ученики начинают создавать собственные презентации по изучаемому материалу.
Таким образом, взаимодействие с информацией, полученной из Сети, требует овладения определенными приемами работы. Ученик должен уметь выделить из огромного объема информации ту, которая может быть использована для решения поставленной задачи, отделяя ненужную и негативную. В Интернете ученик попадает под активное и незаметное, на первый взгляд, влияние информационных технологий так же, как и в рекламе, когда осуществляется воздействие на подсознание человека в результате многократного повторения одного и того же ролика или сюжета, сопровождаемое определенным текстом, цветом, звуком, музыкой. Обучающимся необходимо постоянно помнить о таких ценностных свойствах информации, как достоверность, истинность, ясность, понятность, ценность, актуальность.