Статья:

Возможности использования Интернет-ресурсов на уроках истории

Конференция: XXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Технические и математические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Бут Е.А., Котенёва Д.С. Возможности использования Интернет-ресурсов на уроках истории // Технические и математические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(23). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_tech/12(23).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Возможности использования Интернет-ресурсов на уроках истории

Бут Елена Александровна
студент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Котенёва Дарья Сергеевна
студент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Гурова Евгения Александровна
научный руководитель, старший преподаватель Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир

 

Ценность исследовательских и проектных технологий в преподавании истории подразумевает внедрение широкой базы исторических источников, которая не всякий раз присутствует в школьных библиотеках. Возможности информационно-коммуникативных технологий (электронных учебных пособий и массовой сети Интернет) по хранению и передаче информации дают возможность решить такие задачи: увеличить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить их содержание.

Современный образовательный процесс подразумевает становление у обучаемых креативных возможностей. Аналогичное заявление устанавливает необходимость работы школьников с информацией. Итогом  представленной задачи является становление проектных технологий в исследовании истории. В представленном случае информационно-коммуникативные технологии, предназначенные для создания информационных текстов, демонстраций, web-страниц и т.п.

Информационные технологии расширяют возможности диагностики значения усвоения исторической информации. Различные тестовые системы и оболочки дают возможность индивидуализировать процесс оценки познаний обучающихся{3}.

Огромные возможности для детей открывает Интернет, глобальная сеть которого включает электронную почту, доступ к графическому и мультимедийному содержанию Web. В понятие «мультимедиа» входит  многокомпактная информационная среда, совокупность которой - текстовая информация (тексты, числовые данные), аудиоряд (речь, музыка, звуковые эффекты), видеоряд (анимация, видео, графические изображения), а также поисковые системы, каналы для общения и обсуждений в режиме реального времени.

Не выходя из дома и не посещая библиотек, возможно найти информацию, потому что в Интернете содержится большой объём информации.  При поддержке Интернета возможно получить доступ к почти всем заочным курсам, принять участие в обсуждениях, найти сведения о любой научной, творческой, исследовательской работе человека.

Интернет содержит примерно такое же количество информации, сколько библиотеки с десятками миллионов единиц книжных изданий, в нем миллионы вебсайтов и миллиарды страничек. Интернет имеет как электронные сборники, разработанные по классическому принципу, более действенные и имеющие интернет-библиографию, так и автоматические поисковые системы, последним присуща оперативность и высочайшая скорость работы при широком охвате материалов. Как правило, используется тот или иной вид поисковых систем.

Поисковые инструменты Интернета в кое-чем напоминают сборники библиотеки, с книжными стеллажами тут работают поисковые серверы, а каталожными карточками - ссылки на ресурсы, выдаваемые в качестве итогов поиска на данных стеллажах-серверах.

В глобальной сети документы представлены с поддержкой гипертекстовой разметки документов и создания программ-браузеров, важных для того, чтобы на персональных компьютерах переводить бумажные носители в электронные. Способности программного обеспечения браузеров, к примеру, InternetExplorer дают возможность доводить информацию до детей, делать с неё копии. Поиск информации выполняется при поддержке систем Rambler, Yandex, Aport, где есть возможность находить по разделам каталога и текстам, введенным в окошко запроса. Множество вебсайтов по истории есть в Рамблере и в Yandex.

Из имеющейся базы данных наставник имеет возможность выбрать к разным типам и формам уроков текстовое содержание, документы, советы по их применению в учебном процессе. Здесь представлены разработки уроков, познавательные задачи, игры, слайд-фильмы - "Александр и Наполеон", "От Кремля до рейхстага" и др. Интернет дает возможность осуществлять совместные проекты с учащимися других школ и других регионов и стран, получении образования экстерном на расстоянии{1}.

Обучающийся имеет также возможность обращения к базам данных исторических источников, однако их надо отобрать с учетом целей и задач обучения истории и психолого-педагогических особенностей учащихся.

Старшеклассники не только используют содержащуюся в Интернете информацию, но и читают публикации новых данных в режиме реального времени. Они становятся активными пользователями компьютерной техники: конструируют модели концепций, оценивают свою подготовленность и качество работы. В процессе выполнения задания обучающийся может видоизменить текст, полученный из Сети, подобрать иллюстрации и выдвинуть свои аргументы, выстраивая логику на  доказательствах.

Web-среда, хорошо приспособлена к публикациям: в документ можно встроить звук, менять цвет фона или основного текста, вводить графику. В этом случае мультимедийный компьютер должен быть оснащен CD-ROM - дисководом, звуковой платой, видеоплатой. Графические изображения вводят при помощи графического редактора Paint или же используют сканер, цифровую камеру, видеокамеру, если компьютер, оборудованный специальным вводом. Или же используют комплекты изображений из ClipArt-ов, имеющихся на самых разных CD-ROM-ax - компакт-дисках, распространяющих мультимедийный продукт. ReadOnlyMemory - постоянное запоминающее устройство. CD-ROM содержит текстовые документы, звуки, иллюстрации, фильмы.

При помощи Интернет возможна дистанционная форма представления элективных курсов, организация сетевых факультативных занятий. Старшеклассники изучают историю на основе дистанционного мультимедийного учебно-методического комплекса - "История Отечества 1882-1917 гг.". Электронная почта позволяет проводить консультирование обучащихся и редактирование их материалов, давать ответы в рамках форума. В свою очередь ученики принимают участие в дистанционных конкурсах команд и олимпиадах, создают новый продукт совместно с другими командами.

Уроки в компьютерном классе, подключенном к сети, дают возможность проводить тестирование, обзорные лекции с использованием Интернет-ресурсов. Ученики становятся участниками виртуальной экскурсии по музею, телеконференции, образовательной игре.

Работа учащихся с сетевой версией программ позволяет индивидуализировать процесс обучения, рассчитав подачу объема информации с учетом темпов деятельности конкретного ученика. Оценивание уровня знаний может быть выполнено при помощи контроля программы. В частности, контроль уровня усвоения содержания осуществляется с помощью мультимедийной программы "Репетитор". В качестве домашнего задания наиболее сильные учащиеся получают систему дифференцированных заданий по поиску, анализу и обобщению учебной информации темы урока. Это может быть поиск и анализ статистических данных, исторических карт, иллюстраций, документов{2}.

Возможно предварительное задание к уроку по поиску и выявлению соответствующих ресурсов Интернета и подготовке кратких сообщений, разработке фрагментов слайд-фильма при помощи графического материала, расположенного на сайтах. Со временем ученики начинают создавать собственные презентации по изучаемому материалу.

Таким образом, взаимодействие с информацией, полученной из Сети, требует овладения определенными приемами работы. Ученик должен уметь выделить из огромного объема информации ту, которая может быть использована для решения поставленной задачи, отделяя ненужную и негативную. В Интернете ученик попадает под активное и незаметное, на первый взгляд, влияние информационных технологий так же, как и в рекламе, когда осуществляется воздействие на подсознание человека в результате многократного повторения одного и того же ролика или сюжета, сопровождаемое определенным текстом, цветом, звуком, музыкой. Обучающимся необходимо постоянно помнить о таких ценностных свойствах информации, как достоверность, истинность, ясность, понятность, ценность, актуальность.

 

Список литературы:
1. Куркин Е.Б. Технологизация образования - требование времени// Школьные технологии. - 2009. - №1. 
2. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. Москва Агентство Издательский сервис. - 2004.
3. Шарапков А. Н. Педагогические условия гуманизации режима интеллектуального испытания школьников на предметных олимпиадах. – Рязань. -  2003.
4. Шевченко Н. Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника// Учитель права. - 2012. - №5.