Применение холода в строительной технике: анализ особенностей и перспектив развития
Секция: Технические науки
XXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Технические и математические науки. Студенческий научный форум»
Применение холода в строительной технике: анализ особенностей и перспектив развития
Процессы охлаждения и замораживания различных продуктов и веществ имеют широкую область применения.
В зависимости от типа конкретной решаемой прикладной задачи вопрос применения холода будет иметь свою специфику, свою технологию и методику реализации.
В рамках настоящей работы рассматривается вопрос исследования современного состояния применения холода в строительной технике.
Целью работы является анализ особенностей применения холода в данной области техники, определение практических примеров, анализ перспектив развития холодильных технологий в строительстве.
Применение холода в строительной технике зародилось за рубежом. Первоначально его использовали при постройке крупных плотин, а также успешно применяли для возведения различных железобетонных конструкций. Постепенно применение холода получило свое развитие в двух направлениях - для обеспечения высокого качества бетонов и для замораживания грунтов при строительстве [1].
Специфика применения холода для обеспечения качества бетонов определяется следующим.
Для производства новых образцов сборных железобетонных конструкций (плит перекрытий, панелей стен, конструкций с предварительно напряженной арматурой) необходим крайне плотный и высокопрочный бетон с малой усадкой.
Известно, что бетон во время процесса схватывания выделяет тепло, и в результате этого повышается его температура.
Происходит это из-за наличия экзотермических химических реакций в процессе гидратации бетона.
Повышение температуры бетона вызывает возникновение термических деформаций. Последнее влечет за собой появление в толще бетона высоких напряжений, которые впоследствии могут привести к появлению трещин.
В связи с этим охлаждение бетона является очень важным процессом, от которого в конечном итоге зависит прочность и долговечность бетонной конструкции.
При этом необходимо использовать искусственное охлаждение, независимо от того, изготавливали ли конструкции на строительной площадке или на самом заводе железобетонных изделий.
Свои лучшие качества и долговечность службы бетон достигает тогда, когда его перед укладкой в соответствующие сооружения охлаждают до температуры примерно 15 °С.
Рассмотрим способы отвода тепла из бетона:
1) Охлаждение с помощью проточной холодной воды. Вода в этом случае циркулирует в трубах, которые заложены в массив сооружения или арматуру бетона. Вода при этом может браться из близлежащего водоема. Циркуляцию воды обеспечивает насосная система.
2) Охлаждение с помощью холодной воды и льда при подготовке бетона необходимого состава (перед укладкой). В этом случае возможно достичь температуры укладки 5 °С, однако возникает проблема поиска источника льда.
3) Предварительное охлаждение водой или воздухом инертных материалов, которые входят в состав бетона.
В данном случае отсутствует необходимость возведения охлаждающих устройств на месте строительства, однако возникает проблема транспортировки охлажденных компонентов смеси.
Также необходимо проводить мероприятия по снижению притока тепла к бетону или его составляющим – таких, как укрытие инертных материалов от воздействия солнечной радиации, тепловая изоляция барабанов бетономешалок или укрытие их мокрым брезентом и т. д.
Особо важное значение охлаждение бетона имеет для гидротехнических сооружений - плотин, доков, так как сопротивляемость бетона просачиванию воды повышается при снижении его температуры.
Еще одним направлением является применение холода для замораживания грунтов в районе строительства при возведении подземных сооружений (канализационные системы, ветки метро) [2].
Целью замораживания является повышение прочностных свойств и степени гидроизоляции грунта. Метод замораживания грунтов в настоящее время широко распространен в строительной технике при строительстве вертикальных и горизонтальных шахт и тоннелей.
Физически метод замораживания грунта основан на механизме отвода тепла и кристаллизации водоносных пластов грунта. Для этого в грунте бурятся скважины, в которые далее с помощью насосов закачивается охлаждающая жидкость.
При отъеме тепла водоносные пласты превращаются лед, скрепляя при этом частицы грунта, в результате чего образуется так называемый ледопородный массив, который отличается высокой прочностью и полной водонепроницаемостью.
В качестве охлаждающей жидкости может быть использован рассол или жидкий азот. При рассольном охлаждении используют раствор хлористого кальция с температурой – 25 °С.
Сам рассол при этом охлаждается аммиачной или фреоновой холодильной машиной, расположенной в непосредственной близости от скважин.
Несмотря на низкую температуру, при рассольном охлаждении грунт промораживается очень медленно (несколько сантиметров в час), кроме того вода из рассола попадает в грунт, что приводит к его вспучиванию.
С этой точки зрения рассольное охлаждение грунта не является оптимальным.
При использовании для замораживания жидкого азота с температурой -196 °С (77 К) вышеописанных трудностей удается избежать. Скорость промораживания грунта достигает 20 см в час.
Попадая в скважину, жидкий азот испаряется, отнимая при этом тепло у грунта.
Пары азота отводятся в атмосферу. Единственный недостаток данного способа – его дороговизна. Жидкий азот приходится отдельно закупать у производителя (на заводах по разделению воздуха методом глубокого охлаждения) и транспортировать к району строительства в авто- или железнодорожных цистернах.
Замороженный грунт сохраняет свое состояние довольно продолжительное время (до года).
Однако для повышения качества строительного сооружения грунт необходимо периодически подмораживать.
Таким образом, применение холода в настоящее время является неотъемлемым этапом строительных технологий возведения бетонных блоков, а также подземных сооружений.
При этом могут применяться различные технологии охлаждения (охлаждение водой, льдом, рассолом, жидким азотом). Развитие технологий применения холода в строительстве является перспективным и актуальным направлением.