Информационная поддержка испытаний тяговых электродвигателей
Секция: Технические науки
XL Студенческая международная научно-практическая конференция «Технические и математические науки. Студенческий научный форум»
Информационная поддержка испытаний тяговых электродвигателей
Одной из ключевых задач при выпуске в эксплуатацию с производства или после ремонта тягового электродвигателя является соответствие необходимых характеристик и параметров согласно паспортным данным и требованиям ГОСТ, для контроля качества и для согласования технический условий для использования. В настоящее время на предприятиях региона при диагностике тяговых электродвигателей используются ручные инструменты.
Ставится задача автоматизировать процесс.
Необходимо измерять характеристики и параметры в автоматическом режиме для уменьшения времени проверки соответствия и исключения человеческого фактора в процессе создания модели тягового электродвигателя. Выполнение испытаний, направленных на получение данных, по которым можно судить о соответствии электрической машины стандартам и техническим условиям, является заключительным этапом перед выпуском машины в эксплуатацию.
Тяговый электродвигатель после ремонта передают на испытательную станцию. При испытании проводят:
- измерение сопротивления обмоток при постоянном токе;
- определение коэффициента трансформации двигателей с фазным ротором;
- определение тока и потерь холостого хода;
- определение тока и потерь короткого замыкания, начального пускового вращающего момента и начального пускового тока;
- определение рабочих характеристик, коэффициента полезного действия, коэффициента мощности и скольжения;
- определение кривой вращающего момента, значений максимального и минимального вращающих моментов;
- определение частотных характеристик;
- проверку на повышенную частоту вращения;
- испытание на нагревание.
Асинхронный двигатель – электрическая машина, работающая в двигательном режиме, у которой частота вращения ротора не равна частоте вращения магнитного поля статора и зависит также от нагрузки.
Основа работы электродвигателя – преобразование электрической энергии в механическую.
Тяговые двигатели — это машины специального исполнения, предназначенные для работы на тяговом подвижном составе: электровозах, тепловозах, электро- и дизель-поездах различного назначения и разных типов. На электровозах мощность тяговых двигателей достигает 900-1200кВт. [1]
Принцип работы – основан на взаимодействии вращающегося магнитного поля статора с магнитным полем ротора.
При подключении обмотки статора к сети создается синусоидально распределенное вращающееся магнитное поле статора.
Оно образует в обмотках статора и ротора ЭДС, при этом в короткозамкнутой обмотке ротора начинает протекать электрический ток, образуя вокруг ротора своё магнитное поле. Далее при взаимодействии двух магнитных полей статора и ротора образуется электромагнитная сила, которая стремится провернуть ротор.
Необходимым условием для возникновения в асинхронной машине электромагнитного вращающего момента является неравенство частот вращения магнитного поля статора и самого ротора.
Достоинством асинхронного двигателя является простота конструкции, относительно низкая стоимость, высокая эксплуатационная надежность, а также частота вращения таких двигателей не зависит от величины питающего напряжения.
Особенностью асинхронных тяговых двигателей, работающих на современном подвижном составе, является их работа совместно с преобразователями частоты, с помощью которых регулируются режимы работы этих двигателей.
При выполнении испытаний нам необходимо знать характеристики двигателя.
Для этого создадим эталонную модель асинхронного двигателя с необходимыми характеристиками. Реальный двигатель, который испытываем, сравниваем с эталонной моделью.
Для определения, является ли испытуемый двигатель соответствующим параметрам для ввода в эксплуатацию, сформируем своеобразный счётчик. Счётчик получает значения с обоих двигателей, а затем сравнивает значения и определяет является ли реальный двигатель пригодным для эксплуатации.
Эталонная модель — это абстрактное представление понятий и отношений между ними в некоторой проблемной области.
На основе эталонной строятся более конкретные и детально описанные модели, в итоге воплощённые в реально существующие объекты и механизмы.
Для программной реализации эталонной модели была выбрана среда разработки математических моделей, алгоритмов управления, интерфейсов управления и автоматической генерации кода для контроллеров управления и графических дисплеев - SimInTech (Simulation In Technic).
SimInTech предназначен для детального исследования и анализа нестационарных процессов в различных объектах управления.
Разработка математических моделей и алгоритмов управления в SimInTech происходит в виде структурного проектирования логико-динамических систем, описываемых во входо-выходных отношениях, в виде систем обыкновенных дифференциальных уравнений и/или дифференциально-алгебраических уравнений. [2]
В среде SimInTech, используя модель асинхронного двигателя, возможно получать следующие измерения и свойства:
- электромагнитный момент двигателя;
- угловое положение ротора;
- электрический угол поля;
- ток статора по оси в ориентированной по потоку ротора системе координат;
- скорость скольжения поля;
- токи фаз;
- сопротивление статора;
- сопротивление ротора;
- индуктивность намагничивания;
- индуктивность рассеяния ротора;
- индуктивность рассеяния статора;
- число пар полюсов двигателя. [3]
В дальнейшем используя эталонную модель в среде SimInTech возможно проводить исследовательские испытания для понимания физических процессов, протекающих в процессе работы, для оценки новых возможностей ЭД, для оценки эффективности систем защиты и многое другое.