ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ОБЪЕКТОВ
Секция: Технические науки
LX Студенческая международная научно-практическая конференция «Технические и математические науки. Студенческий научный форум»
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ОБЪЕКТОВ
Проблемой охраны станций Московской Железной Дороги является наличие путей обхода гражданами традиционных пропускных пунктов на платформу или с нее. Как правило, эти пути используются пассажирами, осуществляющими безбилетный проезд на пригородных электропоездах. Своими действиями они рискуют как собственной жизнью, так и стабильной работой железнодорожного транспорта. Если установить надежные ограждения на каждом остановочном пункте для компаний-перевозчиков видится нецелесообразным, предлагается анализировать, какие платформы пользуются популярностью среди безбилетников, а также узнать описание путей обхода. На основе анализа этих данных предлагается усиливать меры по охране на конкретных местах.
Вместо изучения каждой станции предлагается воспользоваться накопленными знаниями людей, практикующих безбилетный проезд. Под аналогичными решениями, в таком случае, далее понимаются ресурсы, которыми пользуются эти граждане. Критерием поиска аналогичных решений для выявления уязвимостей охраны станций МЖД является наличие хотя бы одного из следующих признаков:
-Наличие информации по охране станций с помощью турникетов;
-Наличие информации по альтернативным обходам охраняемых станций;
-Наличие карты с помеченными на ней станциями, содержащими вышеупомянутую информацию.
В ходе анализа открытых источников сети Интернет, а также магазинов мобильных приложений, таких как AppStore (магазин для устройств компании Apple), RuStore и GooglePlay (По требованию Роскомнадзора информируем, что иностранное лицо, владеющее информационными ресурсами Google является нарушителем законодательства Российской Федерации – прим. ред.) (магазины для устройств под операционной системой Андроид) были найдены несколько аналогичных решений для выявления уязвимостей охраны станций Московской Железной Дороги. Наиболее подходящими по информационной составляющей являются онлайн-сообщества людей, намеренно отказывающихся от оплаты проезда в пригородных электропоездах, то есть последователи так называемого движения «электричкинг». Они сами это движение описывают как «комплекс околоспортивных дисциплин, связанных с безбилетным проездом, преимущественно в пригородных поездах» [1]. Ценностью для данной работы является накопленная с годами существования движения информационная база, в которой содержатся описания различных путей обхода станций.
В открытом доступе сети Интернет отсутствуют официальные отчеты перевозчиков о методах охраны станций. Анализ различных ресурсов подводит к выводу, что обеспечением безопасности железной дороги занимаются частные охранные предприятия. Так, например, частное охранное предприятие «Легис» [2] при охране железнодорожных станций ставит перед собой, среди прочих, задачи патрулирования станции, платформ и прилегающей к вокзалу территории, защиту здоровья, жизни и имущества пассажиров и персонала ЖД станции и предотвращение правонарушений.
В действительности же, при существовании альтернативного пути обхода охраны станции действия граждан попадают под статью 267.1 Уголовного кодекса Российской Федерации «Действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств», и, соответственно, штраф могут выписывать лишь представители правоохранительных органов. Исходя из анализа различных источников, можно сделать вывод, что транспортные компании не в полной мере занимаются охраной станций.
Благодаря анализу предметной области разрабатываемого мобильного приложения для выявления уязвимостей охраны станций МЖД был определен базовый функционал программного продукта. Приложение должно обладать возможностью получать информацию от пользователей о настоящем положении охраны платформы, которая включает в себя наличие турникетов и альтернативных путей обхода. Серверная часть должна обладать возможностью анализа пользовательской активности, для этого можно воспользоваться функционалом Firebase. В базе данных должны храниться наименования станций, их координаты, а также информация об активности пользователей в численном виде, т.е. количество голосов за наличие того или иного элемента охраны. Данный способ задает свободу выбора и отвязывает владельца продукта от необходимости ввода собственных данных, которые могут устареть или попросту не соответствовать действительности. Также необходимо хранить описание путей обхода, которые также будут поступать от пользователей.
Для удобства конечных пользователей приложение должно представлять собой карту с целью упрощения поиска конкретных станций и ориентирования. Чтобы предотвратить множественный ввод данных с одного и того же устройства, но при этом сохранить анонимность, данные от конкретного пользователя будут храниться по номеру установки, также предоставляемым Firebase. В будущем также возможно введение авторизации по другим параметрам.