Статья:

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ РЕМОНТНЫХ КОНСТРУКЦИЙ В СИСТЕМЕ МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОВОДОВ

Конференция: LXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Технические и математические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Харисов Р.Р. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ РЕМОНТНЫХ КОНСТРУКЦИЙ В СИСТЕМЕ МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОВОДОВ // Технические и математические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(65). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_tech/9(65).pdf (дата обращения: 24.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ РЕМОНТНЫХ КОНСТРУКЦИЙ В СИСТЕМЕ МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОВОДОВ

Харисов Рустам Рамилевич
студент, ФГБОУ ВО Самарский государственный технический университет РФ, г. Самара

 

Аннотация. В статье рассмотрена эффективность применения стеклопластиковых и приварных муфт, определена наиболее оптимальная ремонтная конструкция.

 

Ключевые слова: стеклопластиковая муфта, приварная муфта, выборочный ремонт дефектов

 

Трубопроводный транспорт углеводородного сырья – одна из основных составляющих промышленного комплекса России. Магистральные нефтепроводы (МН) имеют большую разветвленную сеть на территории нашей страны.

На сегодняшний день 70% всех существующих МН построены в 60 г.г. прошлого столетия. Ввиду большого срока эксплуатации в различных природно-климатических, гидрогеологических условиях, смены режимов перекачки, влияния физических факторов в теле трубопроводов возникают дефекты различного рода.

Так при изменении технологического режима нефтепровода, пусках и остановка изменяется рабочее давление внутри трубопровода, что приводит к возникновению малоцикловых нагрузок на металл, и, как следствие, развитию скрытых дефектов и потере герметичности МН. Еще одной из причин появления дефектов являются коррозионные процессы, предупреждение которых практически невозможно.

Возможные отказы несут колоссальные экономические потери для предприятий трубопроводного транспорта и экологический ущерб окружающей среде.

Наиболее эффективным методом предупреждения отказов является выявление возникающих дефектов посредством диагностического обследования с последующим проведением работ по устранению выявленных дефектов. Подобный подход позволяет увеличить надежность трубопровода в целом, а также избежать риска отказов.

Практика отечественных и зарубежных нефтетранпортирующих предприятий дает понять, что своевременное эффективное техническое обслуживание ремонт нефтепроводов позволяют поддерживать работоспособное состояние существующих магистралей. Учитывая большую протяженность существующих МН, а также высокую стоимость их полной реконструкции или замены, наиболее оптимальным является проведение выборочного ремонта.

Выборочный ремонт поврежденных секций трубопровода проводится различными методами в зависимости от степени разрушения металла в теле трубы, расположения и способа укладки ремонтируемого участка. На сегодняшний день устранение дефектов осуществляется, как правило, методом «вырезки катушки» или установкой муфт. В рамках подготовительных работ требуется смена режима перекачки, вывод ремонтируемого участка из эксплуатации, откачка перекачиваемого продукта, разработка ремонтного котлована. Также вышеназванные методы реализуются с помощью сварных работ, а именно приваркой ремонтных конструкций к телу трубы, что влечет риски возникновения травмоопасных инцидентов. Все это приводит к дополнительным экономическим затратам предприятий.

В рамках оптимизации процесса производства ремонтных работ, а также сокращения временных затрат необходимо применять современные безгневные методы, не требующие проведения сварочно-монтажных работ.

На основании вышеизложенного исследование эффективности применения современных ремонтных конструкций при производстве ремонтных работ на МН является актуальным и практически значимым.

Современным и эффективным методом выборочного ремонта является применение стеклопластиковых муфт. Главным элементом данной ремонтной конструкции является технология однонаправленной намотки стеклоровинга (высокопрочного и высокомодульного стекловолокна), например на стальные нержавеющие фланцы с применением специального оборудования [2]. Монтаж осуществляется путем стягивания стеклопластиковой муфты на теле трубопровода с помощью болтовых и/или шарнирных соединений. Стеклопластиковые муфты являются схожими с композитными и могут применяться как их альтернатива или в комбинации, например усиливающая композитная муфта трубопровода (УКМТ) производства ООО «ПСО «Нефтегаздиагностика» [3]. При этом стоит отметить, что ремонтные конструкции со стеклопластиковыми муфтами отвечают всем требованиям промышленной безопасности и могут применяться для осуществления постоянного ремонта МН.

Приварные муфты изготавливают из листовых материалов или из бесшовных или прямошовных труб, применяемых при строительстве магистральных нефтепроводов. Монтаж приварной муфты включает: определение дефекта на местности, вскрытие и очистку трубопровода, приготовление и нанесение ремонтного состава, монтаж ремонтной конструкции, сварку полуоболочек, приготовление и закачку композита, изоляционные работы [1].

Анализ экономической эффективности стеклопластиковых (РСМ) и приварных муфт (П1) приведен в таблице 1.

Таблица 1.

Анализ экономической эффективности стеклопластиковых (РСМ) и приварных муфт (П1)

 

Стеклопластиковые муфты

Приварные муфты

Время производства работ, час

8

32

Количество задействованного персонала, чел.

9

15

Количество задействованной техники и оборудования, ед.

10

14

Стоимость ремонтной конструкции, руб.

60 000

80 000

Стоимость производства ремонтных работ, руб.

110 000

160 000

 

Стоит также отметить, что предел прочности стеклопластиковых муфт выше предела прочности стали практически в два раза (предел прочности стеклопластиковой муфты ГАРС – 950 МПа, предел прочности стали – 570 МПа).

Таким образом, в результате анализа можно сделать вывод, что применение стеклопластиковых муфт при выборочном ремонте более выгодно с точки зрения экономических и временных затрат, а также отремонтированный участок после установки муфт на основе стеклопластика будет иметь более высокие прочностные характеристики в сравнении со стальными приварными муфтами, что в целом увеличивает эксплуатационную надежность магистрального нефтепровода.

 

Список литературы:
1. Гвоздырев Е. Ю Исследование эффективности применения современных ремонтных конструкций в системе магистральных нефтепроводов. Магистерская диссертация // ТПУ, 2017 г.
2. Композиционные муфты (РСМ) // https://zaont.ru/category/122?ysclid=lmd0zekdzg622181270
3. Муфта УКМТ. Ремонтная муфта // https://pso-ngd.com/mufty-ukmt/article_post/mufta-ukmt?ysclid=lmed7yv7n7903677494