ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ В АВИАЦИИ: ОТ БЕСПИЛОТНЫХ АППАРАТОВ ДО ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Секция: Технические науки
лауреатов
участников
лауреатов
участников
LXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Технические и математические науки. Студенческий научный форум»
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ В АВИАЦИИ: ОТ БЕСПИЛОТНЫХ АППАРАТОВ ДО ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Авиация, как и многие другие отрасли, развивается семимильными шагами. Это происходит благодаря автоматизированным системам управления, которые не только повышают безопасность полетов, но и расширяют возможности производства и эксплуатации воздушных судов в мире. Мы рассмотрим новейшие авиационные технологии, основанные на автоматизированных системах управления - от беспилотных аппаратов до применения искусственного интеллекта в авиации.
1. Беспилотные аппараты (БПА) в авиации
Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) в авиации – это технологии, благодаря которым выполнение авиационных задач выполняется путем замены человека автоматизированными системами в кабине. Эта тема очень активно обсуждается и продвигается не только в авиации, но и в мире из-за своих потенциальных преимуществ. Ниже приведены несколько ключевых аспектов, которые следует рассмотреть:
- Преимущества БПА в авиации:
- Безопасность: работа в опасных условиях, где жизни человека может что-то угрожать.
- Эффективность: выполнение задачи без остановки на отдых.
- Снижение затрат: возникают ситуации, когда экономически выгодно использовать БПА вместо человека.
- Точность и надежность: АСУ несвойственен человеческий фактор.
- Применение БПА в авиации:
- Беспилотные боевые летательные аппараты (ББЛА)
- Беспилотные пассажирские самолеты: Это может изменить воздушный транспорт, снизив затраты и сделав путешествия более доступными для большего числа людей.
- Проблемы и вызовы:
- Безопасность: хакерские атаки наиболее важные проблемы при введении АСУ.
- Регулирование и законодательство: следует создать новые законы учитывающие это.
- Этика: выносимые решения в критических ситуациях.
- Тенденции развития: Технологии в области беспилотных систем продолжают совершенствоваться, включая искусственный интеллект, автономные системы и датчики.
Тема БПА в авиации представляет значительное поле для размышления и воплощения в реальность для инженеров, исследователей, правительств и общества в целом, потому что она меняет авиацию и вносит новые возможности, связанные с автоматизацией и роботизацией воздушных перевозок.
2. Автоматизированные системы управления(АСУ).
Системы автоматического управления воздушными судами (АСУ) - важнейший компонент авиатехники, без которого современная авиация невообразима. Рассмотрим ключевые аспекты систем АСУ:
- Автопилот: Автопилот - центральная часть системы АСУ. Он управляет всеми параметрами самолёта, таким как угловая скорость, скорость, тангаж, в соответствии с указаниями пилота. Автопилот уменьшает нагрузку на пилота.
- Инерциальные навигационные системы (ИНС): ИНС включают в себя гироскопы и акселерометры, которые измеряют изменения положения и скорость воздушного судна.
- Системы GPS: Глобальные системы позиционирования (GPS) точно определяют местоположение воздушного судна. GPS также используется для навигации.
- Системы управления двигателями: АСУ также контролирует работу двигателей и в случае чего предупреждает пилота об опасности.
- Системы аварийного управления и безопасности: MSAW, TCAS, APW которые уведомляют пилота о столкновении или влёте воздушного судна в запретную зону.
- Системы связи:их задача обеспечение связи между пилотами, диспетчерами, механиками и др.
- Автоматическая посадка и взлет: некоторые автопилоты позволяют производить взлёт и посадку, но пока что на более плохом уровне чем человек.
АСУ увеличивают точность и исключают человеческий фактор. Также увеличивают предсказуемость поведения самолёта. Но пока в основном они помогают пилоту в работе, уменьшая нагрузку на пилота.
3.Искусственный интеллект в авиации.
Искусственный интеллект привносит современные решения и технологии, повышая безопасность и эффективность полётов. Приведу примеры области использования ИИ:
- Автопилоты и автоматические системы управления: с развитием ИИ автопилоты стали более умными, гибкими и адаптивными к разным условиям и ситуациям в полёте. Современные системы анализируют данные с огромного количества датчиков по всему самолёту, прогнозируют этапы полёта и поведение самолёта в них. ИИ даже реагирует на опасные случаи в полёте.
- Анализ данных и прогнозирование: использование данных с внешних и внутренних датчиков позволяет прогнозировать и выявлять тенденции в полёте.
- Симуляторы и обучение пилотов: симуляторы с ИИ максимально близко создают упражнения для отработки конкретных навыков у пилотов, в том числе непредвиденные обстоятельства.
4. Безопасность и этические вопросы в автоматизированных системах управления.
Параллельно развитие автоматизированных систем управления, также растут и угрозы безопасности и этике. Приведу примеры:
- Безопасность автоматизированных систем:
АСУ включают в себя технологии, такие как ИИ, датчики и робототехнику Обеспечение безопасности таких систем имеет приоритетный статус, особенно в таких критических отраслях как авиация, медицина, автомобили.
- Кибербезопасность: необходимо защищать АСУ от кибератак и несанкционированного доступа.
- Безопасность роботов и машин: необходимо убедится в безопасности во взаимодействии роботизированных систем и окружающей среды и человека.
- Этические вопросы:
Также возникают этические вопросы:
- Прозрачность и объяснимость: насколько системы понятны для людей и из чего исходят при принятии решения?
- Бездействие и вмешательство: когда система должна вмешиваться, а когда должна быть в пассивном режиме, чтобы не причинить вред или наоборот помочь.
- Проектирование с учетом разнообразия: как не дискриминировать людей и учитывать разнообразие.
- Ответственность: на ком лежит ответственность за действия АСУ? Какие меры принимаются в случае ошибки?
- Регулирование и законодательство.
Решение этих проблем поможет разобраться с безопасностью и этичностью автоматизированных систем управления.
Подводя итог, новейшие технологии в автоматизированных системах управления в авиации позволяют усовершенствовать эту отрасль, чтобы она стала ещё более безопасной, надёжной и комфортной для пассажиров авиатранспорта. Помимо этого облегчить нагрузку на персонал: пилотов, диспетчеров, стюардесс и механиков и другой обслуживающий персонал самолёта.