Статья:

Применение ABC- и XYZ-анализов в работе предприятия оптово-розничной торговли продуктами питания

Конференция: X Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Серекбаев Н.К. Применение ABC- и XYZ-анализов в работе предприятия оптово-розничной торговли продуктами питания // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. X междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(10). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/9(10).pdf (дата обращения: 24.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Применение ABC- и XYZ-анализов в работе предприятия оптово-розничной торговли продуктами питания

Серекбаев Нуржан Кебекович
магистрант, Северо-Казахстанский государственный университет им. М.Козыбаева, Республика Казахстан, г. Петропавловск
Шевчук Елена Владимировна
научный руководитель, кан. техн. наук, доцент, Северо-Казахстанский государственный университет им. М.Козыбаева, Республика Казахстан, г. Петропавловск

 

Задача анализа товарного запаса на предприятии является одним из основных шагов по разработке системы эффективного управления запасами. При наличии широкого ассортимента товаров требуется определить, какие товары необходимы для удовлетворения потребностей покупателей, какие товары обеспечат максимальную отдачу вложенных в них средств. В связи с этими причинами следует внимательно следить за ассортиментом товаров, не допуская накопления ненужных позиций.

Для того, что бы любой анализ был эффективен необходимо, чтобы данные, лежащие в его основе, были точны и доступны для структурирования. Ассортимент должен иметь понятную структуру, информационная база данных должна позволять получать данные согласно необходимым запросам.   

Основным инструментом анализа товарного запаса широкой номенклатуры являются методы ABC и XYZ. С помощью АВС-анализа можно анализировать вклад товара в результат работы предприятия, а XYZ-анализ дает информацию о стабильности продаж определенного товара.

АВС-анализ применительно к управлению запасами дает возможность

целесообразного и обоснованного распределения управленческих усилий. После разделения на группы для каждой из них определяется своя политика управления запасами, которая включает сервисные нормативы, методы прогнозирования, технику управления, периодичность контроля [3].

В рамках общего рейтингового списка выделяют три группы объектов – А, В и С, которые отличаются по своей значимости и вкладу в оборот или прибыль предприятия, в зависимости от выбранного результата. Под словом «результат» подразумевается или прибыль, или оборот:

· Товары группы А – самые важные товары, приносящие первые 50% результата. Это особая группа с точки зрения определения величины заказа по каждой позиции номенклатуры, контроля текущего запаса, затрат на доставку и хранение. На эту группу товаров приходится преобладающая часть денежных средств, вложенных в запасы.

· Товары группы В – «средние» по важности, приносящие следующие 30% результата. По сравнению с позициями номенклатуры группы «А» они требуют меньшего внимания – производится обычный контроль текущего запаса на складе и своевременности заказа.

· Товары группы С – «отстающие» товары, приносящие остальные 20% результата.

Такое соотношение процентов как раз и обусловлено принципом Парето – в первых двух группах выделяются главные 80% результата и оставшиеся 20% относятся к группе C.

Согласно классическому подходу к ABC-анализу для ранжирования товаров по группам необходимо провести ряд задач:

· произвести выбор критерия классификации;

· рассчитать нарастающий итог значения критерия классификации;

· выделить классификационные группы (A, B и C).

Современный подход к ABC-анализу претерпел некоторые изменения: в связи с развитием бизнес-процессов во всех сферах деятельности, современная бизнес-ситуация не может быть описана лишь одним критерием. Поэтому для получения более детальных результатов ABC-анализа следует проводить ранжирование по нескольким критериям [2, c. 356]. Поэтому считается целесообразным использовать экспертный или эмпирический подход для определения границ групп, в которых значения качественных границ групп будут определяться в зависимости от особенности сферы бизнеса и групп номенклатуры.

Наибольший эффект АВС-анализ дает в комбинации с XYZ-анализом. При XYZ-анализе та же совокупность объектов разбивается на основе их ранжирования в зависимости от характера потребления. Группа Х включает ресурсы, которые имеют стабильное потребление, и, следовательно, прогноз их потребления можно сделать с высокой точностью; группа Y – ресурсы, потребность в которых изменяется в соответствии с известными факторами (например, сезонность), со средними возможностями их прогнозирования; группа Z – ресурсы, потребляемые нерегулярно, точность их прогнозирования невелика.

Основная идея XYZ-анализа состоит в группировке объектов по однородности анализируемых параметров, иначе – по коэффициенту вариации. XYZ-анализ – математически-статистический метод, позволяющий анализировать и прогнозировать стабильность продаж отдельных видов товаров и колебания уровня потребления ресурсов. Этот метод обычно применяется для ранжирования и группирования ассортиментных позиций по степени прогнозируемости объема спроса или оборачиваемости товара.

Метод XYZ-анализа сходен с АВС-анализом и основывается на том же принципе – товары подразделяются на три группы X,Y,Z , исходя из значения коэффициента вариации за определенный период времени. Этот анализ делит объекты по степени отклонения от среднего показателя, высчитываемого за несколько периодов. АВС-анализ позволяет рассчитать вклад товара или товарной группы в результат, а XYZ анализ показывает стабильность или нестабильность спроса. Чем стабильнее спрос на товар, тем легче им управлять, тем ниже потребность в товарных запасах, тем легче планировать движение запаса [3, с. 182]

Итогом проведения XYZ-анализа является ранжирование объектов анализа по трем группам:

· Группа X – коэффициент вариации не превышает 10%. Это товары, которые характеризуются стабильностью продаж и, как следствие, высокими возможностями прогноза продаж. Колебания спроса незначительны, спрос на них устойчив, следовательно, по этим товарам возможно делать оптимальные запасы и использовать математические методы прогноза спроса и оптимального запаса.

· Группа Y – товары, имеющие колебания в спросе и как следствие, средний прогноз продаж. Коэффициент вариации составляет от 10% до 25%. Отклонение от средней величины продаж существует, но оно колеблется в разумных пределах – в пределах 25%.

· Группа Z – товары с нерегулярным потреблением, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогноза продаж невысокая. Коэффициент вариации превышает 25% и может быть более 100%. Это может быть группа товаров, привозимая по заказу клиентов или недавно поступившая в продажу.

Так же, как и в случае в АВС-анализом, это рекомендованные сочетания, но иногда можно делать допуск коэффициента вариации по группе Х – 0-15%, группе Y – 15-40%, группе Z – от 40%.

Для проведения анализа товарных запасов будут использоваться методы ABC- и XYZ-анализа. Эти методы позволят провести анализ ассортимента и стабильности продаж различных групп товаров и помогут принять решение об использовании тех или иных стратегий пополнения запасов для отдельных групп товаров.

Первым параметром для проведения ABC-анализа был выбран объем продаж (оборот) за 2017 год. Для получения данных был использован отчет по реализации в «1С:Предприятии» за 2017 год по каждой товарной группе. В соответствии с таблицей 1, после того как получены данные по объемам продаж по каждой товарной группе, высчитывается доля каждой товарной группы в обороте, а также проводится сортировка по убыванию доли в обороте. Также рассчитывается доля в обороте накопительным итогом и принадлежность товара к определенной группе.

Таблица 1.

Результат ABC-анализа товарных групп по критерию объема продаж

Товарная группа

Оборот (тенге)

Доля в обороте

Доля в обороте с накопительным итогом

Группа

ИТОГО

559 086 222,95

100,00%

 

 

Сахар

381 671 965,57

68,267%

68,267%

A

Подсолнечное масло

76 026 143,00

13,598%

81,865%

B

Крупы

25 111 729,79

4,492%

86,357%

С

Мука

15 775 455,00

2,822%

89,179%

С

Чай, кофе

13 995 660,00

2,503%

91,682%

C

Сыр

12 669 264,27

2,266%

93,948%

C

Колбаса

9 109 091,32

1,629%

95,577%

C

Майонез/кетчуп/томат.паста

9 095 975,00

1,627%

97,204%

C

Макаронные изделия

6 865 086,00

1,228%

98,432%

C

Консервы

4 796 689,00

0,858%

99,290%

C

Хоз.товары

3 969 164,00

0,710%

100,000%

C

 

В результате ABC-анализа по критерию объема продаж было выявлено, что 68,267% от общего объема продаж занимает реализация сахара. Причиной такого результата является специфика работы предприятия, которое специализируется на торговле сахаром. Второй по доле в обороте группой товара является подсолнечное масло. Остальные группы товаров занимают меньше 5 процентов от общей доли в обороте. Очевидно лидерство товарной группы сахара, поэтому для получения более точного ранжирования остальных групп товаров, целесообразно провести ABC-анализ без учета продаж сахара. В соответствии с таблицей 2, в которой представлен ABC-анализ без учета товарной группы «сахар», группы A, B и С распределены более равномерно по сравнению с ABC-анализом, представленным в таблице 1.

В результате повторного ABC-анализа можно сделать вывод, что по критерию объема продаж к группе C относятся такие группы товаров, как «майонез, кетчуп, томатная паста», «макаронные изделия», «консервы» и «хозяйственные товары». К группе B – средних по объему товаров групп – относятся группы «мука», «чай, кофе», «сыр» и «колбаса».

Таблица 2.

Результат ABC-анализа товарных групп по критерию объема продаж (без учета группы «сахар»)

Товарная группа

Оборот  (тенге)

Доля в обороте

Доля в обороте с накопительным итогом

Группа

ИТОГО

177 414 257,38

100,00%

 

 

Подсолнечное масло

76 026 143,00

42,852%

42,852%

A

Крупы

25 111 729,79

14,154%

57,007%

A

Мука

15 775 455,00

8,892%

65,898%

B

Чай, кофе

13 995 660,00

7,889%

73,787%

B

Сыр

12 669 264,27

7,141%

80,928%

B

Колбаса

9 109 091,32

5,134%

86,063%

B

Майонез/кетчуп/томат.паста

9 095 975,00

5,127%

91,190%

C

Макаронные изделия

6 865 086,00

3,870%

95,059%

C

Консервы

4 796 689,00

2,704%

97,763%

C

Хоз.товары

3 969 164,00

2,237%

100,000%

C

   

Вторым критерием для проведения ABC-анализа следует провести по вкладу товарных групп в прибыль компании. В соответствии с таблицей 3, к группе A по критерию объема прибыли также относятся группы «сахар» и «подсолнечное масло».

Таблица 3.

Результат ABC-анализа товарных групп по критерию прибыли

Товарная группа

Прибыль (тенге)

Доля в прибыли

Доля в прибыли с накопительным итогом

Группа

 ИТОГО

29 053 211,59

100,00%

 

 

Сахар

12 991 706,18

44,717%

44,717%

A

Подсолнечное масло

5 104 445,77

17,569%

62,286%

A

Сыр

2 488 559,10

8,566%

70,852%

A

Крупы

2 126 775,97

7,320%

78,172%

B

Чай

1 514 906,41

5,214%

83,386%

B

Колбаса

1 319 644,28

4,542%

87,928%

C

Майонез/кетчуп/томат.паста

819 513,85

2,821%

94,828%

C

Хоз.товары

598 589,13

2,060%

96,889%

C

Макаронные изделия

523 473,43

1,802%

98,690%

C

Консервы

380 490,36

1,310%

100,000%

C

Мука

1 185 107,11

4,079%

92,008%

C

 

С большим отрывом лидирует группа «сахар», но этот отрыв менее значителен, чем при АВС-анализе по обороту. Хотя высокие продажи сахара вызваны малой наценкой и большими объемами реализации на эту категорию, однако группа «сахар» все равно остается лидером по прибыли. Вероятно, что спрос покупателей очень чувствителен к цене – может быть, необходимо скорректировать наценку на другие виды товаров.

При совмещении результатов ABC-анализа по двум критериям получается таблица, позволяющая рассмотреть, какие группы товаров показывают одинаковый результат по двум критериям, а какие – нет (Таблица 4).

Таблица 4.

Совмещение результатов ABC-анализа по двум критериям

Товарная группа

Оборот (тенге)

Доля в обороте

Прибыль (тенге)

Доля в прибыли

Группа по обороту

Группа по прибыли

ИТОГО

559 086 222,95

100%

29 053 211,59

100%

 

 

Сахар

381 671 965,57

68,267%

12 991 706,18

44,717%

A+

A

Подсолнечное масло

76 026 143,00

13,598%

5 104 445,77

17,569%

A

A

Сыр

12 669 264,27

2,266%

2 488 559,10

8,566%

B

A

Крупы

25 111 729,79

4,492%

2 126 775,97

7,320%

A

B

Чай, кофе

13 995 660,00

2,503%

1 514 906,41

5,214%

B

B

Колбаса

9 109 091,32

1,629%

1 319 644,28

4,542%

B

C

Мука

15 775 455,00

2,822%

1 185 107,11

4,079%

B

C

Майонез/кетчуп/

томат.паста

9 095 975,00

1,627%

819 513,85

2,821%

C

C

Хоз.товары

3 969 164,00

0,710%

598 589,13

2,060%

C

C

Макаронные изделия

6 865 086,00

1,228%

523 473,43

1,802%

C

C

Консервы

4 796 689,00

0,858%

380 490,36

1,310%

C

C

 

Из данной таблицы видно, что есть явные лидеры и по обороту и по прибыли, это группы «сахар» и «подсолнечное масло». Этот результат закономерен, так как эти группы товаров приобретаются в больших объемах, и предприятие является одним и предприятие является одним из региональных дилеров сахара и подсолнечного масла. Для остальных групп эти результаты позволяют сделать следующие выводы:

· Группа «СС» – это группы, которые вносят меньший вклад и в оборот, и прибыль по сравнению с другими группами. Однако следует заметить, что даже 1% от общей прибыли – это существенная прибыль. Следовательно, от этих групп товаров нельзя отказываться, а наоборот необходимо повышать их показатели путем рекламы и выгодного ценообразования;

· Группа «BC» – в которую входят «колбаса» и «мука», товары, которые имеют средний уровень оборачиваемости, но относительно низкий уровень прибыльности. По группе «мука» такие показатели объясняются высокой конкуренцией, так как в городе много производителей муки. Следовательно, для поддержания конкуренции предприятие вынуждено делать невысокую наценку на муку. Так же, как и в случае с группой «СС» для возможности увеличения наценки товара, необходимо увеличивать узнаваемость торговых точек путем рекламы;

· Группа «BB» – товары, которые имеют средний уровень по обоим критериям. В ходе выполнения ABC-анализа в эту группу попала товарная группа «чай, кофе».  

· Группы «AB» и «BA» – товары, которые имеют высокий показатель по одному критерию и средний – по другому. В этом анализе это группа «крупы», которая входит в группу A по объемам продаж, и в группу B – по прибыли. А также группа «сыр», которая имеют высокие показатели по прибыли, но средние по объему продаж. В случае с группой «сыр» необходимо изучить возможности увеличения объема продаж, так как данная группа товаров с высокой наценкой пользуется спросом, позволяющей ей попасть в группу А по доле прибыли.

Следующим шагом по анализу товарных запасов на предприятии является проведение XYZ-анализа. Для проведения этого анализа необходимы данные по объему продаж в натуральном выражении за длительный период времени; были обработаны данные за 2016 и 2017 годы, которые группировались по 2 месяца (январь-февраль, март-апрель и т.д). Данные за 2017 год представлены в таблице 5.

Таблица 5.

XYZ-анализ по группам товаров за 2017 год

 

январь-февраль

март-апрель

май-июнь

июль-август

сентябрь-октябрь

ноябрь-декабрь

Коэффициент вариации

Сахар (кг)

240 869

362 167

331 266

366 779

298 431

270 681

14,84%

Подсолнечное

Масло (литр)

31 908

32 810

34 466

35 291

41 775

40 796

10,46%

Крупы (кг)

22 547

25 253

25 001

22 408

26 578

28 509

8,56%

Макаронные

Изделия (кг)

6 325

6 921

6 710

6 382

6 537

6 823

3,32%

Мука (кг)

26 462

30 159

26 638

24 235

28 707

29 526

7,39%

Консервы (кг)

744

935

764

773

837

1 211

18,49%

Чай,кофе (кг)

990

1 239

1 030

959

1 090

1 040

8,56%

Майонез/кетчуп/

томат.паста (кг)

1 977

2 121

1 994,49

2 302

2 381

2 403

7,94%

Сыр (кг)

1 357

1 358

1 159,98

1 137

1 360

1 648

12,56%

Колбаса (кг)

1 372

1 680

2 259,69

2 565

2 224

2 095

19,43%

 

Согласно данным за 2017 год в группу товаров X со стабильным спросом входят – макаронные изделия, майонез, кетчуп, томатная паста, крупы, мука и чай с кофе. Спрос на эти товары примерно одинаков на протяжении всего года. В группу Y товаров, имеющих сезонные колебания спроса, вошли – сахар, подсолнечное масло и сыр. Для сахара основным сезоном продаж являются летние месяцы, для подсолнечного масла и сыра – конец года, особенно в преддверии новогодних праздников. В группу Z – как товар с резко меняющимся спросом – вошли «консервы» и «колбаса». Попадание колбасных изделий в эту группу объясняется тем, что в начале года предприятие только начало активно заниматься их реализацией, и следовательно, данные по продажам планомерно росли в течение всего года. В связи с этим можно сказать, что точные по XYZ-анализу колбасных изделий можно будет получить уже по итогам 2018 года. Высокое значение коэффициента вариации для группы «консервы» обуславливается сезонным скачком спроса на эту продукцию в декабре, перед новогодними праздниками. Этот скачок повторяется ежегодно, поэтому необходимо создавать запас этой товарной группу уже в начале декабря.

Таблица 6.

XYZ-анализ по группам товаров за 2016 год

 

январь-февраль

март-апрель

май-июнь

июль-август

сентябрь-октябрь

ноябрь-декабрь

Коэффициент вариации

Сахар (кг)

313 791

214 969

489 704

355 409

344 928

232 113

27,88%

Подсолнечное

Масло (литр)

34 015

31 582

29 055

46 305

53 796

51 780

24,10%

Крупы (кг)

46 833

29 987

26 822

19 393

28 533

24 413

29,08%

Макаронные

Изделия (кг)

6 674

5 699

6 266

6 339

7 052

7 332

8,18%

Мука (кг)

19 392

20 311

17 949

21 794

30 869

32 754

24,21%

Консервы (кг)

390

365

376

443

574

1 248

55,28%

Чай (кг)

1 059

908

855

855

1 069

1 038

9,71%

Майонез/кетчуп/

томат.паста (кг)

1 535

1 636

1 645

1 993

2 043

2 069

12,01%

Сыр (кг)

1 101

1 578

1 224

1 272

1 112

1 650

16,27%

Колбаса (кг)

-

-

-

366

1 059

1 466

47,15%

 

XYZ-анализ за 2016 год показал более высокие показатели коэффициента вариации по причине девальвации национальной валюты в начале года, в следствие чего, резко вырос спрос на товары первой необходимости. В целом же, анализ объема реализации в 2016 году подтверждает выводы, сделанные в анализе 2017 года.

В результате проведенного анализа товарных запасов с помощью ABC- и XYZ-анализов можно сделать выводы:

· Товарные группы «сахар» и «подсолнечное масло» являются лидирующими группами товаров, которые приносят большую часть прибыли и обеспечивают значительную часть оборота предприятия. Однако, стабильность спроса на обе товарные группы является непостоянной из-за многих внешних факторов. Поэтому для управления запасами этих товарных позиции нецелесообразно использовать математические модели, для этого необходимы методы экспертных оценок, с еженедельным контролем остатком и спроса на товары этих групп;

· Товарные группы «макаронные изделия», «майонез, кетчуп, томатная паста» имеют относительно маленькую долю в объемах продаж и общей прибыли, и спрос на них возможно спрогнозировать. Поэтому, позиции входящие в эти товарные группы следует заказывать в небольших объемах, на основании данных предыдущих периодов;

· Товарные группы «крупы», «чай», «сыр» и «колбаса» занимают среднюю долю в объемах продаж и прибыли. Поэтому является целесообразным осуществлять их заказ 1-2 раза в неделю с учетом данных предыдущих периодов;

· Товарная группа «консервы» занимает малую долю в объемах продаж в течение года, но имеет выраженный скачок сезонного спроса в декабре, поэтому для этой товарной группы необходимо производить заказ в 1 раз неделю, но с учетом данных, как и предыдущих периодов, так и соответствующих периодов в прошлом году.

 

Список литературы:
1. Бузукова Е.А. Закупки и поставщики. Курс управления ассортиментом в рознице. 2-е изд. – Под ред. С.Сысоевой. – СПб.: Питер, 2015. – 470 с.;
2. Стерлигова А.Н. Управление запасами в цепях поставок: Учебник. – М.: Инфра-М, 2008. – 430 с.;
3. Требинский В.В. Опыт применения ABC- и XYZ-анализов в управлении ассортиментом розничного предприятия на примере книжного магазина. [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: http://vernadsky.tstu.ru/pdf/2008/01t/18t.pdf (Дата обращения: 21.05.2018).