Статья:

Престиж профессии учителя

Конференция: XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: технические и математические науки»

Секция: Физико-математические науки

Выходные данные
Артамонова М.С., Мищенкова У.А. Престиж профессии учителя // Молодежный научный форум: Технические и математические науки: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_tech/11(40).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Престиж профессии учителя

Артамонова Марина Сергеевна
студент, Забайкальский государственный университет, РФ, г. Чита
Мищенкова Ульяна Анатольевна
студент, Забайкальский государственный университет, РФ, г. Чита

 

В современных условиях престиж и статус профессии оказывает влияние на ее привлекательность для молодежи [1; 3, с. 94]. Да, действительно выбор предстоит не лёгкий. Как выбрать профессию по душе? Как не ошибиться с таким важным выбором? А какая профессия самая важная?

По мнению И.В. Воробьевой социально-экономические и политические трансформации, проис­ходящие последние 30 лет в России, способствовали серьезным измене­ниям в социальной структуре общества. В последние десятилетия по­являются новые социальные и профессиональные группы, изменяются положение и сущностные характеристики имеющихся групп [2].

Одной из системообразующих фигур образовательного про­странства является учитель. Именно он участвует в разработке и реализации процесса трансляции знаний, он главный фактор пер­вой ступени образовательного процесса, который готовит человека к дальнейшему повышению образования [6, с. 41]. Между тем современное учительство испытывает на себе все сложности и противоречия общесистемной трансформации общества и процессов, происходя­щих именно в сфере образования. Наблюдаются такие негативные тенденции, как снижение престижа учительской профессии, отсутствие интереса со стороны молодежи, старение педагогических кадров, отток профессиональных специалистов в другие сферы.

По мнению Филиппова А.А. «за последние годы социальный статус учителей в сознании россиян резко снизился. Как показывают различные исследования, профессия учитель в современной России стала весьма не престижной. По данным общероссийских исследователей, молодёжь не стремится выбрать профессию учителя» [4, с. 164]. Большинство опрошенных автором респондентов главными причинами отсутствия престижа профессии «учитель» считают: слишком завышенные требования государства, нулевые условия работы и низкую заработную плату.

В связи с актуальностью проблемы престижности профессии педагог нами было проведено анкетирование учащихся ЧОУ СОШ №49 ОАО «РЖД» ст. Адриановка (Забайкальский край) восьмого, девятого, десятого, одиннадцатого классов. В анкетировании принимали участие 60 человек. Старшеклассникам было предложено ответить на 5 вопросов, касающихся профессии «учитель», с целью выявления их отношения к этой профессии и определения актуальности этой профессии в наше время. Анализ анкетирования показал следующие результаты.

Большинство школьников считают, что педагог должен быть добрым, уважительно относиться к ученикам, он должен быть стрессоустойчивым, культурно образованным, общительным, внимательным.

На вопрос анкеты «Как вы относитесь к профессии «учитель»», 42℅ учащихся дали положительный ответ, они относятся к этой профессии с уважением. 42℅ опрошенных ответили, что относятся к профессии нейтрально и 16℅ ответили отрицательно. Мы наблюдаем преимущественно нейтральный и отрицательный уровень отношений. М.Б. это связано со спецификой учреждения (это частное образовательное учреждение при ОАО «РЖД»), большинство учащихся после окончания пойдут учиться в железнодорожную сферу, и профессия учителя для них ценностью не является. Однако, они не отрицают ее актуальности для сегодняшнего времени, что подтверждают результаты анализа следующего вопроса анкеты. На счет актуальности профессии учителя результаты выглядят так: 65℅ респондентов считают профессию актуальной. Ответ мотивирован тем, что образование играет важную роль в жизни каждого человека. Многие задумываются над тем, кто будет давать знания будущим поколениям. 35℅ старшеклассников ответили, что профессия «учитель» неактуальна в связи с низкой заработной платой. Связываем это с тем, что школа, как база исследования, является железнодорожной и большинство участников анкетирования считают актуальными железнодорожные профессии.

В результате анкетирования мы выяснили, что ни один из участников не хотел бы в будущем стать педагогом. Мотивируют они свой ответ тем, что профессия сложная и малооплачиваемая.

Наши данные подтверждаются исследованием И.В. Воробьевой [2], которая изучала учителей общеобразовательных школ города Москвы. В ходе анализа результатов автор выяснила, что большинство учителей, принявших участие в исследовании, сами бы не хотели, чтобы их дети выбрали профессию учителя, объясняя это низкой социальной привлекательностью этой профессии.

Осознавая данную проблему, кафедра педагогики психолого-педагогического факультета Забайкальского государственного университета проводит активную политику популяризации профессии педагога в Забайкальском крае. В рамках профориентационной работы на кафедре создан сетевой пред профильный педагогический класс, в котором обучаются дети из Газзаводской общеобразовательной школы Забайкальского края и нескольких школ г. Читы. В ходе слаженной работы коллектива кафедры (выездные семинары, недели педагогики, дистанционные олимпиады, виртуальные флэшмобы и др.) меняется представление учеников о профессии педагога, что подтверждается их сочинениями.

Школьники пишут: «Работая учителем, человек должен понимать и быть готовым к тому, что чаще придется отдавать, жертвовать... Здесь невозможно оставаться черствым. Помимо этого, ты должен быть лучшим» Бардахаева Дарья (Забайкальский край, с. Газимурский Завод). «Учитель (наставник, мастер, педагог) – личность, организующая учебный план и поводящая систематизацию обучения детей. Учитель должен обладать красноречием, крепкими нервами, авторитетом среди учеников, и, разумеется, любовью к детям. Умение любить передавать знания, увлекаться самим процессом обучения детей. Можно сказать, учитель формирует будущее ученика, а может и всего государства. Учителя Цезаря, Наполеона, Петра Первого и даже Ленина, так или иначе, влияли на их мышление, мировоззрение, и наконец, на их личность. Что, несомненно, сыграло свою роль в истории. Как первая упавшая кость домино по цепи обваливает остальные, учителя запускают цепную реакцию событий меняющих судьбу не только ученика, но и страны в целом. Многое зависит от коммуникативных способностей учителя, силы воли, и, в некотором смысле, мужества. Поэтому учитель одна из самых трудных и в тоже время интересных профессий из всех. Функции учителя сохраняются всегда, меняются только их содержание. Как меняется жизнь и условия, так меняются и требования к учителю, рождается новое содержание образования, воспитания, обучения, и новые учителя» Рязанов Иван (Забайкальский край, с. Газимурский Завод). « Я считаю, что учитель будущего не обязательно должен быть ярким внешне, ибо он только передаёт через себя послание ученику. И послание это не только сумма знаний, но в первую очередь отношение к миру, к людям, к стране, к жизни в коллективе. Итак, вот качества, которыми на наш взгляд, должен обладать идеальный учитель будущего: понимать ученика, уважать его мнение, уметь слушать и слышать, «доходить» до каждого ученика; заинтересовывать своим предметом, хорошо его знать и преподавать; любить детей, быть добрым, доброжелательным, гуманным, общительным, хорошим другом, открытым, искренним; быть изобретательным, творческим, находчивым, сообразительным; применять психологические знания, приёмы для решения трудных ситуаций; владеть собой, уметь сдерживать эмоции; быть всесторонне развитым, умным, уметь говорить; обладать чувством юмора, незлой иронией, артистизмом» Наймайрова Алёна (Забайкальский край, с. Газимурский Завод)..

Да, может быть, в наше сложное время профессия педагога не ценится и не считается престижной и актуальной, но не может не радовать тот факт, что дети понимают бесконечную важность и исключительность данной профессии. И пока в школах будут звенеть звонки, и слышаться детский смех на переменах, одна из самых благородных профессий не исчезнет, а будет и дальше зажигать огонь знаний в глазах учеников. Это доказывает, что планомерная, целенаправленная систематическая работа с подрастающим поколением способна изменить плачевное положение профессии «учитель» и привлечь учеников старших классов в ряды молодых педагогов.

 

Список литературы:
1. Белова О. В. Социально-психологические особенности профессионального самоопределения студентов педагогических вузов: Автор. дис. канд. псих. наук, 2013. – [Электронный ресурс] // РГБ http://dlib.rsl.ru/viewer/01005052209#?page.
2. Воробьева И. В. Престиж профессии учителя // Вестник РГГУ. 2014. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/prestizh-professii-uchitelya.
3. Попова Н.Н. Этнопсихологические особенности ценностных ориентаций и креативности студентов к творчеству Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. 2013. № 3-4. С. 94–98.
4. Попова Н.Н. Ценностные ориентации в структуре личности современного старшеклассника // Человек и его ценности в современном мире VI Международная научно-практическая конференция. под редакцией К.Г. Эрдынеевой. 2015. С. 164–170.
5. Филиппов А. А. Социально-профессиональный статус школьного учителя в современной России: Автор. дис. канд. псих. наук, 2014. – [Электронный ресурс] // РГБ http://dlib.rsl.ru/viewer/01005014521#?page.
6. Erdyneeva K.G., Popova N.N. Comparative analysis of cross-cultural creativity research factorization results Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 2. С. 41.