Статья:

К вопросу проектирования среды университетского кампуса

Конференция: XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: технические и математические науки»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Красильникова А.Д., Кулагина А.А. К вопросу проектирования среды университетского кампуса // Молодежный научный форум: Технические и математические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(39). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_tech/10(39).pdf (дата обращения: 22.04.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

К вопросу проектирования среды университетского кампуса

Красильникова Алёна Дмитриевна
магистрант , Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, РФ, г. Нижний Новгород
Кулагина Александра Александровна
научный руководитель, доц., Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, РФ, г. Нижний Новгород

 

Проектирование образовательной среды вузов – одна из актуальных проблем, которые стоят перед российской системой высшего образования. Особо остро этот вопрос встает в рамках процесса адаптации к постоянно меняющимся условиям и развития многоуровневого обучения студентов.

Университеты представляют собой центры по подготовке высококвалифицированных специалистов, в наличии которых заинтересована российская экономика. В то же время в образовательной среде российских вузов существует противоречие между потребностью в современных кадрах и отсутствием надлежащей материально-технической базы для их подготовки, а также несоответствие имеющейся архитектурной среды большинства отечественных учреждений высшего профессионального образования современным функциональным и технологическим требованиям.

Одним из способов разрешения сложившихся противоречий является проектирование развитой инфраструктуры кампусов для крупных университетов.

Как правило, под кампусом в нашей стране принято понимать, комплекс зданий, расположенных на одной территории и закрепленных за вузом, или университетский (студенческий или институтский) городок, по-другому. Со времен СССР на территории большинства российских студенческих городков размещается лишь стандартный набор зданий: учебные корпуса, общежития, спорткомплекс, столовая и зона отдыха. Однако эта формулировка является не совсем верной, и интересовать нас будет несколько другая.

Понятие кампуса сформировалось в США, слово “campus” имеет латинское происхождение (обозначало «поле», «открытое пространство»). Впервые кампусом назвали территорию, закрепленную за Принстонским университетом, это произошло еще в XVIII веке [1]. Студенческие кампусы в зарубежных странах имеют очень развитую сложную инфраструктуру. Кроме университетских, кампусы могут быть научно-исследовательскими и корпоративными. По сути, это кластерные комплексы, расположенные на обособленной территории, которая принадлежит одной организации, либо вузу, передвижение по территории таких комплексов преимущественно пешеходное.

Кампусы могут включать в себя следующие функциональные зоны:

·     помещения основных учебных институтов, высших колледжей, факультетов и их инфраструктура (в том числе учебные аудитории);

·     научно-исследовательские институты, лаборатории и исследовательские центры;

·     научная библиотека;

·     структуры научно-технологического парка — бизнес-инкубатор, офис коммерциализации НИОКР, инженерный центр;

·     подразделения последипломного образования;

·     жилые помещения для студентов и преподавателей;

·     спортивно-учебный комплекс, бассейн, стадион;

·     конгресс-центр и концертный зал;

·     столовые и иные объекты общественного питания;

·     университетский или отраслевой музей;

·     и т.д.

Таким образом, кампус – это обособленная территория, принадлежащая университету, колледжу или средней школе, располагающаяся в лесопарковой или рекреационной зоне и включающая в себя учебные корпуса, гостиницу, коттеджный городок для преподавателей, научно-исследовательские институты, студенческие общежития, лаборатории, библиотеки, столовые, спортивные сооружения, структуры научно-технологического парка, подразделения последипломного образования, университетский или отраслевой музей, лаборатории и исследовательские центры, а также магазины, бары, кафе[2].

Исходя из вышесказанного, следует сделать вывод, что кампус представляет собой многофункциональный комплекс, который может стать центром научного и культурного притяжения.

Как следствие, возникает экономический и социальный интерес к изучению общественных зданий и сооружений данного вида [3]. На данный момент должного внимания этой теме не уделяется, нормативная база по проектированию такого рода сооружений давно не перерабатывалась и устарела. Пособие к СНиП 2.08.02-89 «Проектирование учебных комплексов и центров» содержит рекомендации и нормы, устаревшие и неактуальные на данный момент [4].

Следует отметить, что в России идея строительства университетских городков становится актуальной и популярной. Например, построенный недавно в Москве кампус школы управления «Сколково» представляет собой редкое сооружение, соединяющее несколько корпусов. Благодаря нестандартной планировке, между ними можно передвигаться, не выходя на улицу. Здесь есть лекционные залы, аудитории, несколько кафе и ресторанов, библиотека, большой спортивный комплекс, гостиница, коттеджный городок для преподавателей [5].

Как правило, кампус имеет прямоугольную планировку, его территория отделена от территории города, принято размещать кампусы в рекреационной или лесопарковой зоне. Однако, университетские комплексы, как объекты градостроительной структуры, могут иметь и другие принципы расположения кампусов в городской планировке. В общей сложности мы можем выделить три основных типа университетских комплексов:

·     городские комплексы распределенного типа;

·     городские локальные комплексы интегрированного (кампусного) типа;

·     загородные (пригородные) университетские кампусы.

Первый тип: городские комплексы распределительного типа. По своей сути это, как правило, не кампус, а комплекс университетских зданий и объектов, которые рассредоточены в среде города. Примеров таких комплексов много на территории США и Европы. Абсолютное большинство российских высших учебных заведений имеют именно такой тип кампусов.

Второй тип: городские локальные комплексы интегрированного типа. Они представляют собой кампусы высокой плотности, расположенные в городской застройке. Обособленность территории такого комплекса, как и в первом случае, создает проблемы с поиском территорий для дальнейшего развития и строительства новых сооружений.

Третий тип: загородные (пригородные) университетские кампусы наиболее перспективны и эффективны. Они, как правило, расположены за чертой города и имеют значительные преимущества по сравнению с первыми двумя типами кампусов.

Размещение учебно-педагогического комплекса в городе на периферии жилой зоны имеет ряд преимуществ и открывает дополнительные возможности для дальнейшего расширения площади. При размещении на периферии в непосредственной близости от парковой зоны наиболее широко раскрываются возможности организации университетского комплекса, так как здесь значительно легче решаются задачи выделения территории для строительства.

Однако, нельзя говорить о том, что первый и второй типы университетских комплексов непригодны для научной деятельности. Бывают случаи, когда типология размещения таких комплексов носит весьма размытый характер. Например, комплекс Йельского университета можно отнести к первому и второму типам, а новые здания для его развития создаются по третьему типу за чертой города [6].

В заключение следует выделить основные особенности проектирования университетских кампусов:

·     кластерная структура при проектировании;

·     организация пешеходной доступности всех сооружений комплекса;

·     наличие территории для возможности последующего развития и расширения;

·     организация гибкого внутреннего пространства, позволяющего перепланировку;

·     нерегулярная расстановка зданий на территории кампуса;

·     выделение рекреационного пространства в центре кампуса;

·     расположение кампуса в живописной ландшафтной среде;

·     использование гибких современных архитектурно-планировочных решений;

·     высокий уровень развития инфраструктуры жилого сектора.

В настоящее время для кампусов университетов за рубежом характерно большое многообразие функционально-планировочных решений, и на уровне генплана, и в рамках отдельной жилой ячейки.

Как правило, все университетские кампусы имеют развитую инфраструктуру и необычный архитектурно-строительный образ. Проектная идея главным образом отражает идею удобного и комфортного жилища для студентов и преподавателей. Основополагающим становится выделение личного пространства для каждого учащегося, которое будет отражать его интересы и способствовать успешному развитию личности.

При выборе композиционного решения кампуса перед проектировщиком встает задача создания целостной объемно-планировочной композиции. Одними из основных композиционных приемов в проектировании кампусов университетов является организация единой композиции комплекса, обобщение формы и пространства. Использование атриумной планировки помещений, горизонтальной композиции, компактного пространства, связи объемов позволяют добиться целостной организации всего комплекса. Он также должен отвечать принципам эстетики. Образ здания должен быть запоминающимся и привлекательным, но в то же время лаконичным и уравновешенным. Современные технологии дают большие возможности для реализации архитектурных замыслов любой сложности. Подходя к выбору цветового решения стоит отказаться от строгости и мрачности, также важно остерегаться избыточной яркости цветов.

Проблема проектирования и развития студенческих кампусов на настоящий момент актуальна ввиду обострения различных архитектурно-градостроительных проблем. Таким образом, в процессе проектирования кампуса необходимо решение ряда важных задач: градостроительных, планировочных, функциональных, композиционных, социальных, экономических, экологических, конструктивных, инженерно-технических и многих других.

 

Список литературы:
1. Принстонский университет – официальный сайт – [Электронный ресурс]. – режим доступа: Интернет: http://www.princeton.edu/main/.
2. Кампус. Журнал «Стрелка» – официальный сайт – [Электронный ресурс]. – режим доступа: Интернет: http://strelka.com/ru/magazine/2015/01/06/vocabulary-campus.
3. Зобова М.Г. Современные аспекты архитектурно-градостроительного проектирования университетских кампусов // Вестник ОГУ. 2015. №3 С.243–248.
4. Строительные нормы и правила: Общественные здания и сооружения: Пособие к СНиП 2.08.02-89 «Проектирование учебных комплексов и центров».
5. «Сколково» Московская школа управления – официальный сайт – [Электронный ресурс]. – режим доступа: Интернет: http://www.skolkovo.ru/public/ru/campuscom-aboutnew//.
6. Йельский университет – официальный сайт – [Электронный ресурс]. – режим доступа: Интернет: http://www.yale.edu/.