К вопросу проектирования среды университетского кампуса
Секция: Технические науки
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: технические и математические науки»
К вопросу проектирования среды университетского кампуса
Проектирование образовательной среды вузов – одна из актуальных проблем, которые стоят перед российской системой высшего образования. Особо остро этот вопрос встает в рамках процесса адаптации к постоянно меняющимся условиям и развития многоуровневого обучения студентов.
Университеты представляют собой центры по подготовке высококвалифицированных специалистов, в наличии которых заинтересована российская экономика. В то же время в образовательной среде российских вузов существует противоречие между потребностью в современных кадрах и отсутствием надлежащей материально-технической базы для их подготовки, а также несоответствие имеющейся архитектурной среды большинства отечественных учреждений высшего профессионального образования современным функциональным и технологическим требованиям.
Одним из способов разрешения сложившихся противоречий является проектирование развитой инфраструктуры кампусов для крупных университетов.
Как правило, под кампусом в нашей стране принято понимать, комплекс зданий, расположенных на одной территории и закрепленных за вузом, или университетский (студенческий или институтский) городок, по-другому. Со времен СССР на территории большинства российских студенческих городков размещается лишь стандартный набор зданий: учебные корпуса, общежития, спорткомплекс, столовая и зона отдыха. Однако эта формулировка является не совсем верной, и интересовать нас будет несколько другая.
Понятие кампуса сформировалось в США, слово “campus” имеет латинское происхождение (обозначало «поле», «открытое пространство»). Впервые кампусом назвали территорию, закрепленную за Принстонским университетом, это произошло еще в XVIII веке [1]. Студенческие кампусы в зарубежных странах имеют очень развитую сложную инфраструктуру. Кроме университетских, кампусы могут быть научно-исследовательскими и корпоративными. По сути, это кластерные комплексы, расположенные на обособленной территории, которая принадлежит одной организации, либо вузу, передвижение по территории таких комплексов преимущественно пешеходное.
Кампусы могут включать в себя следующие функциональные зоны:
· помещения основных учебных институтов, высших колледжей, факультетов и их инфраструктура (в том числе учебные аудитории);
· научно-исследовательские институты, лаборатории и исследовательские центры;
· научная библиотека;
· структуры научно-технологического парка — бизнес-инкубатор, офис коммерциализации НИОКР, инженерный центр;
· подразделения последипломного образования;
· жилые помещения для студентов и преподавателей;
· спортивно-учебный комплекс, бассейн, стадион;
· конгресс-центр и концертный зал;
· столовые и иные объекты общественного питания;
· университетский или отраслевой музей;
· и т.д.
Таким образом, кампус – это обособленная территория, принадлежащая университету, колледжу или средней школе, располагающаяся в лесопарковой или рекреационной зоне и включающая в себя учебные корпуса, гостиницу, коттеджный городок для преподавателей, научно-исследовательские институты, студенческие общежития, лаборатории, библиотеки, столовые, спортивные сооружения, структуры научно-технологического парка, подразделения последипломного образования, университетский или отраслевой музей, лаборатории и исследовательские центры, а также магазины, бары, кафе[2].
Исходя из вышесказанного, следует сделать вывод, что кампус представляет собой многофункциональный комплекс, который может стать центром научного и культурного притяжения.
Как следствие, возникает экономический и социальный интерес к изучению общественных зданий и сооружений данного вида [3]. На данный момент должного внимания этой теме не уделяется, нормативная база по проектированию такого рода сооружений давно не перерабатывалась и устарела. Пособие к СНиП 2.08.02-89 «Проектирование учебных комплексов и центров» содержит рекомендации и нормы, устаревшие и неактуальные на данный момент [4].
Следует отметить, что в России идея строительства университетских городков становится актуальной и популярной. Например, построенный недавно в Москве кампус школы управления «Сколково» представляет собой редкое сооружение, соединяющее несколько корпусов. Благодаря нестандартной планировке, между ними можно передвигаться, не выходя на улицу. Здесь есть лекционные залы, аудитории, несколько кафе и ресторанов, библиотека, большой спортивный комплекс, гостиница, коттеджный городок для преподавателей [5].
Как правило, кампус имеет прямоугольную планировку, его территория отделена от территории города, принято размещать кампусы в рекреационной или лесопарковой зоне. Однако, университетские комплексы, как объекты градостроительной структуры, могут иметь и другие принципы расположения кампусов в городской планировке. В общей сложности мы можем выделить три основных типа университетских комплексов:
· городские комплексы распределенного типа;
· городские локальные комплексы интегрированного (кампусного) типа;
· загородные (пригородные) университетские кампусы.
Первый тип: городские комплексы распределительного типа. По своей сути это, как правило, не кампус, а комплекс университетских зданий и объектов, которые рассредоточены в среде города. Примеров таких комплексов много на территории США и Европы. Абсолютное большинство российских высших учебных заведений имеют именно такой тип кампусов.
Второй тип: городские локальные комплексы интегрированного типа. Они представляют собой кампусы высокой плотности, расположенные в городской застройке. Обособленность территории такого комплекса, как и в первом случае, создает проблемы с поиском территорий для дальнейшего развития и строительства новых сооружений.
Третий тип: загородные (пригородные) университетские кампусы наиболее перспективны и эффективны. Они, как правило, расположены за чертой города и имеют значительные преимущества по сравнению с первыми двумя типами кампусов.
Размещение учебно-педагогического комплекса в городе на периферии жилой зоны имеет ряд преимуществ и открывает дополнительные возможности для дальнейшего расширения площади. При размещении на периферии в непосредственной близости от парковой зоны наиболее широко раскрываются возможности организации университетского комплекса, так как здесь значительно легче решаются задачи выделения территории для строительства.
Однако, нельзя говорить о том, что первый и второй типы университетских комплексов непригодны для научной деятельности. Бывают случаи, когда типология размещения таких комплексов носит весьма размытый характер. Например, комплекс Йельского университета можно отнести к первому и второму типам, а новые здания для его развития создаются по третьему типу за чертой города [6].
В заключение следует выделить основные особенности проектирования университетских кампусов:
· кластерная структура при проектировании;
· организация пешеходной доступности всех сооружений комплекса;
· наличие территории для возможности последующего развития и расширения;
· организация гибкого внутреннего пространства, позволяющего перепланировку;
· нерегулярная расстановка зданий на территории кампуса;
· выделение рекреационного пространства в центре кампуса;
· расположение кампуса в живописной ландшафтной среде;
· использование гибких современных архитектурно-планировочных решений;
· высокий уровень развития инфраструктуры жилого сектора.
В настоящее время для кампусов университетов за рубежом характерно большое многообразие функционально-планировочных решений, и на уровне генплана, и в рамках отдельной жилой ячейки.
Как правило, все университетские кампусы имеют развитую инфраструктуру и необычный архитектурно-строительный образ. Проектная идея главным образом отражает идею удобного и комфортного жилища для студентов и преподавателей. Основополагающим становится выделение личного пространства для каждого учащегося, которое будет отражать его интересы и способствовать успешному развитию личности.
При выборе композиционного решения кампуса перед проектировщиком встает задача создания целостной объемно-планировочной композиции. Одними из основных композиционных приемов в проектировании кампусов университетов является организация единой композиции комплекса, обобщение формы и пространства. Использование атриумной планировки помещений, горизонтальной композиции, компактного пространства, связи объемов позволяют добиться целостной организации всего комплекса. Он также должен отвечать принципам эстетики. Образ здания должен быть запоминающимся и привлекательным, но в то же время лаконичным и уравновешенным. Современные технологии дают большие возможности для реализации архитектурных замыслов любой сложности. Подходя к выбору цветового решения стоит отказаться от строгости и мрачности, также важно остерегаться избыточной яркости цветов.
Проблема проектирования и развития студенческих кампусов на настоящий момент актуальна ввиду обострения различных архитектурно-градостроительных проблем. Таким образом, в процессе проектирования кампуса необходимо решение ряда важных задач: градостроительных, планировочных, функциональных, композиционных, социальных, экономических, экологических, конструктивных, инженерно-технических и многих других.