Композиционные материалы в строительстве
Секция: Технические науки
XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: технические и математические науки»
Композиционные материалы в строительстве
В данной статье рассказывается о композиционных материалах (композитах). Также рассматриваются применение алюминиевых композитных панелей в строительстве, их свойства.
Композиционный материал – это материал, созданный главным образом искусственно, который состоит из нескольких компонентов остающихся раздельными на макроскопическом уровне в финишной структуре с хорошо наблюдаемой границей между ними.
Как правило, композиционный материал (композит) состоит из двух категорий элементов: армирующее вещество и матрица. Армирующее вещество придает материалу физические и механические свойства, такие как прочность и упругость. Матрица же окружает данное вещество своим материалом, придавая форму изделию.
Рисунок 1. Наглядное представление композиционного материала
Механические свойства композиционного материала определяются соотношениями свойств армирующего вещества и матрицы. Эффективная эксплуатация достигается лишь при правильном выборе исходных составляющих. Объединяя материалы с разными свойствами, получают другой материал, наиболее универсальный, включающий в себя сразу несколько хороших качеств, и который превосходит свои компоненты по различным свойствам. Однако, соединив несколько элементов воедино, можно получить композиты или сплавы легче по массе, чем их предшественники. Применение композиционных материалов позволяет строителям и архитекторам уменьшить массу конструкции, при этом сохранив, или даже улучшив её механические характеристики, например:
1) высокая удельная прочность (прочность 3600 МПа);
2) высокая жёсткость (модуль упругости 120–250 ГПа);
3) высокая износостойкость;
4) высокая усталостная прочность;
5) возможно изготовить размеростабильные конструкции.
Одним из самых простейших композитов является кирпич, состоящий из глины и соломы, который применяли ещё в древнем Египте. Наиболее эффективные композитные материалы нашли своё применение в космическом строении кораблей, так как они способны выдерживать нагрузки в агрессивных средах. А самым распространенным композитом является железобетон, который очень широко применяют в строительстве.
Таблица 1.
Характеристики композитной арматуры из стекла и углепластика
Характеристики |
Из стеклопластика |
Из углепластика |
||
ТУ 2296-001-20994511–2006 |
ТУ 5714-007-13101102–2009 |
ТУ 5769-001-09102892–2012 |
ТУ 1916-001-60513556–2010 |
|
Предел прочности при растяжении |
1100 Мпа |
1000 МПа |
1200 МПа |
1600 Мпа |
Модуль упругости при растяжении |
50 Гпа |
45 ГПа |
55 ГПа |
130 Гпа |
Классификация композитов
Как правило, композиционные материалы различают по виду армирующего элемента:
· скелетные (их начальные структуры наполнены связующим);
· наполненные пластики (армирующим материалом являются частицы);
· слоистые;
· волокнистые (армирующий материалом являются волокнистые структуры);
· насыпные (гомогенные).
Современное строительство требует использования наиболее усовершенствованных материалов, поэтому композиты всё более активно входят в данную сферу, которым находят широчайшее применение. Это легко объяснить:
1) Во-первых, материалы из композитов имеют такую же прочность, как и металлы. А стеклопластиковые изделия вообще в строительстве уникальны, так как обладают высокой прочностью на сжатие, на срез, на скручивание, а также на разрыв.
2) Во-вторых, композиты (учитывая достойную прочность) гораздо легче в сравнение с металлом, что сильно увеличивает их область использования.
3) В-третьих, композиты очень хорошо переносят агрессивные среды. Солнечные лучи и осадки никак не сказываются негативно на конструкциях композитных материалов. То есть, например, стекловолокнистые балки можно использовать как при внутренней эксплуатации, так и внешней.
4) Также композиты не теряют своих свойств в реакциях с самыми активными химическими реагентами.
5) Еще одним важным преимуществом композитов является присутствие в них стекловолокна, эпоксидных или полиэфирных смол, которые не дают пламени распространяться при пожаре. Бесспорным преимуществом также является то, что они не дымят и не выделяют опасный диоксид.
В современном строительстве широкое применение нашли алюминиевые композитные панели. Они имеют довольно красивый внешний вид для облагораживания фасадов здания. Строительные организации, в последнее время, предпочитают использовать именно их в облицовочных работах. Композитные панели являются материалом, который обладает уникальными свойствами. Во-первых, панели – гибкий но очень прочный материал, который с легкостью выдерживает воздействие внешних факторов. Материал поддается различным видам механической обработки, таким как: гибка, резка, сверление, сварка, фрезеровка. А также, их монтаж позволяет обеспечить звукоизоляцию и виброизоляцию.
Алюминий не подвержен коррозии, поэтому материал устойчив к выпадению осадков, а также не боится резких перепадов температуры. Данный композит сочетает в себе многие свойства отдельно взятых элементов, из которых он создан – легкость, долговечность и пластичность алюминия, противопожарные свойства и шумоизоляция полиэтилена высокого давления.
Основные преимущества:
· Хорошо подавляет шумы, доносящиеся с улицы. Виброизоляция.
· Алюминиевые композиты долговечны (срок эксплуатации более пятидесяти лет!!!), а так же обладает высокой износостойкостью.
· Многослойность композиционной алюминиевой панели не дает ей деформироваться при температурных изменениях.
· Данный материал не подвержен горению и обладает очень высокой огнестойкостью.
· Материал не окисляется, не подвержен коррозии. Является качественным отделочным материалом.
Итак, подведя итог всему сказанному, можно сделать вывод о том, полимерные композиты, изделия и конструкции давно нашли в мировой строительной индустрии достаточно широкое применение.
Более 30% от всего мирового объема выпускаемых полимерных композиционных материалов используется именно в стройиндустрии, а это около 4 миллионов тонн. А наибольшее применение они находят при строительстве транспортной инфраструктуры, в жилищно-коммунальном хозяйстве, при возведении промышленных и жилых зданий.