Статья:

Удачные и неудачные примеры вмешательства архитектуры в природный ландшафт

Конференция: XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Удачные и неудачные примеры вмешательства архитектуры в природный ландшафт // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XXXIX студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2016 —№ 10(38) / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/10(38).pdf
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников

Удачные и неудачные примеры вмешательства архитектуры в природный ландшафт

Вострикова Дарья Андреевна
студент, Томский государственный архитектурно-строительный университет, РФ, г. Томск

 

Тема связи современного строительства с ландшафтом, их гармоничного сосуществования является одной из самых актуальных в нынешней архитектуре. Рассмотрение примеров удачных и неудачных попыток совместить архитектуру с обликом природной среды и способы сохранения окружающего пространства поможет более детально ознакомиться с данной темой.

Именно в нашу эпоху постмодернизма, архитекторы получили огромное поле для деятельности, получили шанс воплотить буквально все свои фантазии в жизнь.

Эта эпоха отличается архитектурой, учитывающей особенности окружающей природы и рельефа – идеально вписывающейся в природный ландшафт. Именно на такое строительство люди теперь всё чаще обращают своё внимание, оценивая его как с субъективной точки зрения, так и опираясь на мнения специалистов. Также, в качестве пояснений, могут служить яркие примеры проектов талантливых архитекторов (Заха Хадид, Сантьяго Калатрава, Антонио Гауди,), достигшие успеха в гармоничном заполнении природного пространства архитектурой.

 

Рисунок 1. Центр искусств, г. Баку. Архитектор: Заха Хадид, 2012 г.

 

В своих работах, Хадид нередко прибегает к плавным формам, создавая впечатление, будто здание состоит из жидкости, отчего возникает ощущение постепенного изменения, движения (рис.1). К тому же, действие происходит по замкнутой траектории, производя впечатление бесконечности.

 

Рисунок 2. Политехнический университет, Флорида. Архитектор: Сантьяго Калатрава

 

Сантьяго Калатрава, испанский архитектор 21 века, в своих творениях всегда старается подчеркнуть именно их первоначальное происхождение. Он не имитирует окружающий мир, но своими средствами показывает, что его архитектура может подражать константам природы, таким, как материал, цвет, форма (рис.2).

 

Рисунок 3. Парк Гуэль, Барселона. Архитектор: Антонио Гауди

 

Одно из основных направлений творчества Гауди – это использование природных форм, которые он не просто копировал, а изменял, превращая их в составляющие части архитектуры (рис.3). Он нередко использовал видоизменённые природные формы: цветы, стволы деревьев, листья, гроздья винограда, чешую рыб, шляпки грибов, а также применял обширную цветовую палитру, которая делала его творения яркими, незабываемыми, уникальными.

Формирование архитектуры как цельного организма, созданного человеком единении с природой, востребованность сохранения природного облика постепенно становятся у человечества на первый план.

Использование элементов окружающей среды в строительстве, естественных «живых» криволинейных форм, непроизвольно напоминают человеку о его тесной связи с природой (рис.4). Возвращение человека к природным истокам в архитектуре, стало возможным с помощью современных материалов, конструкций, под действием научно- технического прогресса.

 

Рисунок 4. Многофункциональное здание, Проект КЛэб аркитекче (KLab architecture), Греция

Рисунок 5. Сингапурский университет технологии и дизайна, Сингапур, реализация 2010–2015 г. Архитектурное бюро: UNStudio

 

Оберегание культурных и исторических элементов, является нерушимым правилом создания архитектурной среды, комфортной и функциональной для проживающего на территории народа. Достичь этих целей можно созданием антропогенного ландшафта используя городское благоустройство (рис.5). Решение архитектурной и пространственной среды невозможно без учёта климата, экологии местности и месторасположения.

 

Список литературы:
1. Грушевицкая Т.Г. Словарь по мировой художественной культуре. – М.: Академия, 2001.
2. Мардер А.П., Эстетика архитектуры: Теоретические проблемы архитектурного творчества. – М.: Стройиздат. 1988.
3. Краснова О.Б. Энциклопедия искусства XX века. – М: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
4. Красивый дом. Миллион решений для вашего интерьера – Метальникова М.В., Стеценко А.Ю., Богданова С.С. – М.: Эксмо, 2012.
5. Ткалич С.К., Дроздова В.А. Квалификационный модуль «Дизайн-консалтинг объектов социально-культурной сферы»: алгоритм подготовки и форма отчетности. // Международный Форум РАЕ – 2014. Педагогические науки. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: Studforum@rae.ru.(Дата обращения: 07.11.2016).