Статья:

Государственное регулирование дистанционной торговли

Конференция: I Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Экономика и управление народным хозяйством

Выходные данные
Дыганова Р.Р. Государственное регулирование дистанционной торговли // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам I междунар. науч.-практ. конф. — № 1(1). — М., Изд. «МЦНО», 2016. — С. 67-71.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Государственное регулирование дистанционной торговли

Дыганова Рената Рафаилевна
преподаватель, Казанский Государственный Энергетический университет, РФ, г. Казань

 

State regulation of remote trade

 

Dyganova Renata

Teacher, the Kazan State Power University, Russia, Kazan

 

Аннотация: В статье приведена классификация нормативно-правовых документов, регулирующих специфику дистанционных способов продаж. Выявлены основные недостатки государственного регулирования данной сферы распределения. Выделены основные направления совершенствования российского законодательства в области регулирования дистанционной торговли с учетом зарубежного опыта.

Abstract: Classification of the standard legal documents regulating specifics of remote methods of sales is given in article. The main shortcomings of state regulation of this distribution sphere are revealed. The main directions of enhancement of the Russian legislation in the field of regulation of a distance selling taking into account foreign experience are allocated.

 

Ключевые слова: государственное регулирование, дистанционная торговля, нормативно-правовые акты.

Keywords: state regulation, distance selling, regulatory legal acts.

Высокая скорость развития торговых отношений в сфере информационно-коммуникационных технологий, в частности, в рамках дистанционной торговли, вызывает потребность в развитом нормативно-правовом обеспечении данной сферы хозяйственной деятельности. В связи с тем, что дистанционная торговля взаимосвязана с традиционной розничной торговлей, это обусловливает необходимость применения законодательства о торговле непосредственно к рассматриваемым торговым отношениям дистанционным способом. Всю совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих сферу дистанционной торговли, можно условно систематизировать следующим образом: (рис.1)

 

 

Рис. 1 Нормативно - правовые акты, регулирующие сферу дистанционной торговли.

 

Дистанционная торговля как самостоятельная форма розничной торговли нуждается в обеспечении полноценной системы нормативно-правового регулирования. В Постановлении правительства РФ от 27 сентября 2009 года №612 «Об утверждении правил продажи дистанционным способом» указано, что дистанционная продажа – продажа по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.[1]

Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» признает электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью.[3]

Федеральный закон «О связи» № 126-ФЗ от 7 июля 2003 года установил правовые основы деятельности в области связи на территории РФ. В статье 44 ФЗ «О связи» указывается, что услуги связи предоставляются на основании договора об оказании услуг связи между операторами связи и пользователями услуг связи.[4]

Федеральный закон от 06.04.2011 363-ФЗ «Об электронной подписи» признает электронной подписью информацию в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме и используется для определения лица, подписывающего информацию.[2]

Безусловно, Федерального закона «Об электронной подписи» для качественного урегулирования гражданско-правовых отношений, возникающих в сфере электронного документооборота, недостаточно. В связи с этим, возникает необходимость в принятии Федерального Закона «Об электронном документе», поскольку электронная подпись является лишь частью электронного документа и заменить его не может.

Специфика дистанционных торговых отношений вызывает необходимость в создании и утверждении основополагающего нормативно-правового акта, регулирующего сферу дистанционных торговых отношений, а именно Федерального Закона «О дистанционной торговле». Данный закон должен содержать комплексный подход нормативно- правового регулирования дистанционной торговли. Однако для создания подобного документа отечественного опыта недостаточно. В связи с этим, в целях совершенствования российского законодательства следует учитывать положения законов, принятых международными организациями, а также целесообразно рассмотреть принятую нормативно-правовую документацию, регулирующую сферу дистанционных (в том числе электронных) торговых отношений, в зарубежных странах. К международным организациям, регулирующим сферу дистанционной торговли, относят:  Всемирную торговую организацию (WTO);  Международная торговая палата (ICC);  Организация экономического сотрудничества и развития (OECD); Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO).Европейская Ассоциация дистанционной торговли (EMOTA)  

В целом, для совершенствования российского законодательства о дистанционной торговли необходимо обратиться к следующим подходам:

1) Рекомендуемым в Окинавской Хартии глобального информационного общества от 22 июля 2000 года:

 Содействие развитию трансграничной электронной коммерции путем дальнейшей либерализации сетей, услуг и процедур в контексте строгих рамок ВТО;

 Совместные подходы к налогообложению электронной коммерции, согласованные в процессе работы ОЭСР;

 Повышение доверия потребителей к электронным торговым площадкам;

 Эффективное функционирование электронной подписи. Электронной аутентификации, криптографии и т.д.

2) Определенные ОЭСР в целях повышения гарантий обеспечения конфиденциальности:

 Принцип ограничения сбора данных (получение данных законными средствами);

  Принцип обеспечения качества данных (соотнесение данных с целями, на которые они предоставляются);

 Целевой принцип (указание целей во время сбора и использования данных);  Принцип безопасности (обеспечение безопасности данных от несанкционированного доступа).

3) Принять Федеральный закон «О дистанционной торговле», регулирующий общественные отношения в сфере дистанционной торговой деятельности. Данный закон будет регулировать деятельность по совершению сделок в области внешней и внутренней торговли товарами с использованием традиционных средств связи, а также информационно-телекоммуникационных сетей.

4) Разработать и принять закон «Об электронном документе», составной частью которого является электронная подпись.

5) Разработать типовые договоры, регулирующие порядок электронного документооборота между продавцами и покупателями.

 

Список литературы:
1) Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. N 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» (ред. от 04.10.2012) http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=136274&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.3869799092432533#0
 2) Федеральный закон от 06.04.2011 года № 363-ФЗ «Об электронной подписи» (ред. от 06.07.2016) 
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=191956&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.44289009513622135#0
3) Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ред. от 06.07.2016) http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=201168&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.9370205682908355#0
4) Федеральный закон от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи» (ред. от 06.07.2016) http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=201564&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.2570657649632857#0