Финансовая составляющая в государственной поддержке малого бизнеса России
Конференция: IV Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Экономика предпринимательства
IV Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Финансовая составляющая в государственной поддержке малого бизнеса России
THE FINANCIAL COMPONENT OF THE STATE SUPPORT OF SMALL BUSINESS IN RUSSIA
Vladimir Zaykov
doctor of economic sciences, professor, FSBEI HE «Kuban state University», Russia, Krasnodar
Bogdan Koveza
graduate student, EPIHE «International innovative University», Russia, Krasnodar
Аннотация. В статье анализируется содержание финансовой составляющей господдержки малого бизнеса, выделены ее главные направления, систематизированы формы поддержки на основе законодательства, официального прогноза социального-экономического развития РФ, практики. Сделан вывод об использовании субсидирования как основной на сегодня формы, сформулированы основные причины низкой эффективности финансовой составляющей в господдержке малого бизнеса.
Abstract. The article analyzes the content of the financial component of the state support of small businesses highlighted its main areas are systematized forms of support based on legislation, the official forecast of social-economic development of the Russian Federation, practices. The conclusion about using subsidies as the main forms today, formed the main causes of the low efficiency of the financial component in the state of small business.
Ключевые слова: малый бизнес; финансовая составляющая; субсидия; развитие; господдержка; финансирование; инфраструктура.
Keywords: small business; financing; subsidy; development; government support; financing; infrastructure.
Проблема государственной поддержки развития малого бизнеса достаточно широко и сравнительно уже давно (как минимум, на протяжении двух с половиной десятков лет рыночных преобразований) освящается в научной и учебной литературе, но этого, она не становится менее актуальной и или до конца изученной (среди последних работ, например, [1,4]). По нашему мнению, не снижающийся интерес к исследованиям в этой области, обусловлен тем обстоятельством, что в России, пока никак, к большому сожалению, не удается сформировать устойчиво функционирующий (и тем более, развивающийся с хорошими темпами) широкий «слой» малого бизнеса, добиться значимого роста в количественном и качественном плане предпринимательских структур. Проблема остается, и полагаем, что дело здесь, не только во влиянии внешних экономических факторов, международных санкций или объективных последствиях финансовых кризисов (что и так очевидно), но и в низкой, на наш взгляд, эффективности мер государственной экономической политики в данном направлении. В настоящей статье авторами предпринята попытка систематизировать направления и формы финансовой составляющей господдержки малого бизнеса в России и сформулировать причины их неэффективности.
Согласно Прогнозу долгосрочного социально-экономического развития до 2030 года, разработанного еще в 2012 году Министерством экономического развития РФ [6], в числе основных направлений государственной поддержки субъектов предпринимательства отмечается:
- снижение уровня финансовой нагрузки на данные субъекты, являющейся следствием «избыточных административных барьеров»;
- расширение мер имущественной поддержки, в том числе, увеличение количества объектов инфраструктуры такой поддержки (бизнес-инкубаторы, технопарки, кластеры и т.д.);
- снижение финансовых расходов по ведению предпринимательской деятельности;
- удешевление доступа к объектам коммунальной инфраструктуры;
- совершенствование законодательства в сфере трудовых отношений в малом бизнесе.
Как видим из этого перечня, финансовая составляющая господдержки непосредственно присутствует в трех пунктах направлений из пяти. В рассматриваемом документе, можно прочесть (п.12.1 документа) некоторое пояснение того, какой эффект должна дать финансовая составляющая:
- формирование налоговой среды;
- упрощение требований по ведению учета (бухгалтерского, налогового).
Достижение первого эффекта уточняется в п.1 ст. 7 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства» [5] путем законодательно-нормативного отражения соответствующих мер (применение специальных налоговых режимов, упрощенных форм налоговых деклараций), а второго эффекта - за счет использования упрощенной бухгалтерской отчетности и упрощенного порядка ведения кассовых операций (п.2 ст.7 закона № 209-ФЗ).
Конечный эффект должен был выразиться в увеличении численности предпринимателей к 2030 году до 5,4 млн чел., и в этой связи заметим, что по данным Росстата [3] численность в 2013 году уже составила 5429,5 тыс. чел.
Данный закон уточняет правовую основу в реализации финансовой составляющей господдержки малого бизнеса. В числе полномочий органов власти находятся (ст.9,10 и 11 закона № 209-ФЗ):
- финансирование НИОКР по проблемам развития предпринимательства;
- формирование и финансирование государственных (муниципальных) программ по поддержке малого (и среднего) бизнеса;
- формирование инфраструктуры поддержки субъектов предпринимательства и обеспечение (в том числе, финансовое) ее деятельности.
Особого внимания заслуживает рассмотрение последнего пункта. Так, в п.2 ст.15 закона № 209-ФЗ приводится достаточно широкий перечень организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов предпринимательства (центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные (муниципальные) фонды и фонды содействия кредитованию, микро-финансовые организации, центры ремесел, учебно-деловые центры и т.д.). По этим организациям ведутся реестры (ст.15.1 закона № 209-ФЗ), определяются специфичные требования к деятельности (ст.15.2, 15.3 закона № 209-ФЗ).
Оказание финансовой поддержки непосредственно субъектам малого бизнеса и организациям, образующим инфраструктуру их поддержки может осуществляться в трех основных формах - путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных (муниципальных) гарантий. Указанные формы реализуются через целевые программы:
- федеральные (характеризуются значительными объемами финансирования, субсидии выделяются как правило, на условиях софинансирования крупных проектов);
- региональные (как правило, ориентируются на развитие приоритетных отраслей, объем финансирования находится в сильной зависимости от бюджетных доходов субъекта РФ);
- муниципальные (имеют небольшие объемы финансирования, носят адресный характер, учитывают реальные потребности малого бизнеса).
В числе других форм финансовой поддержки (которые также могут финансироваться за счет целевых программ), можно назвать гранты, обучение и прохождение стажировки, предоставление в лизинг и (или) в аренду (на льготных условиях) государственного (муниципального) имущества, бухгалтерское сопровождение предпринимательской деятельности, компенсация расходов на участие в рекламных мероприятиях и др.
Например, в Краснодарском крае, согласно долгосрочной целевой программе [2] финансируется развитие малого бизнеса в общем объеме 704355тыс. руб., в том числе, на субсидирование части затрат по лизинговым платежам (60440 тыс. руб.), на уплату процентов по кредитам (120890 тыс. руб.), на создание (приобретение) основных средств и нематериальных активов (111350 тыс. руб.), на организацию повышения квалификации, подготовки и переподготовки (1750 тыс. руб.) и т.д. (всего 12 направлений субсидирования).
Подведем некоторые итоги.
1. Недостаток собственных финансовых ресурсов, относительные невысокие финансовые показатели субъектов малого бизнеса, обуславливают необходимость государственных мер поддержки финансовой направленности.
2. Финансовая составляющая господдержки малого бизнеса в России имеет согласно официальной государственной доктрине три основных направления: формирование стимулирующих условий налогообложения и учета (1), снижение фактической финансовой нагрузки (2), в том числе, за счет субсидирования, софинансирования и (3) - финансирование организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства. Основной формой господдержки является субсидирование в рамках целевых программ, условия предоставления и объемы которой зависят от уровня бюджета.
3. Среди основных причин относительно низкой эффективности финансовой составляющей господдержки малого бизнеса находятся:
- ограниченность в перечне налоговых льгот, большие сложности в получении инвестиционного налогового кредита или налоговых каникул, а использование специальных режимов - не дает должного эффекта;
- сложность процедур, механизмов получения доступа к бюджетными и кредитным ресурсам;
- не обоснованно высокий уровень государственного финансового контроля (особенно, по выданным субсидиям) и требовательности к составлению и ведению финансовой отчетности;
- низкая привлекательность предоставляемых малому бизнесу объектов государственной (муниципальной) собственности и (или) слишком высокая плата за ее использование в предпринимательской деятельности.