Статья:

Особенности рынка образовательных услуг и конкурентоспособности образовательного учреждения

Конференция: IV Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»

Секция: Маркетинг

Выходные данные
Белых Ю.Э., Мартишевская М.А. Особенности рынка образовательных услуг и конкурентоспособности образовательного учреждения // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам IV междунар. науч.-практ. конф. — № 2(4). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 5-9.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности рынка образовательных услуг и конкурентоспособности образовательного учреждения

Белых Юрий Эдуардович
канд. физ.-мат. наук, доцент, проректор по учебной работе, УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», Республика Беларусь, г. Гродно
Мартишевская Марина Арсеньевна
магистрант, УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», Республика Беларусь, г. Гродно

 

Features of the education market and competitiveness of the educational institution

 

Yuri Bialykh

candidate of physical and mathematical sciences, associate professor, vice rector for academic affairs, UO «Grodno State University», Republic of Belarus, Grodno

Maryna Martsisheuskaya

Master of UO «Grodno State University», Republic of Belarus, Grodno

 

Аннотация. Формирование и функционирование рынка образовательных услуг. Конкурентоспособность как основа продвижения образовательного учреждения на рынке образовательных услуг.

Abstract. Formation and functioning of the education market. Сompetitiveness as a basis for the promotion of the educational institution in the education market.

 

Ключевые слова: рынок образовательных услуг; конкурентоспособность; учреждение образования.

Keywords: education market; competitiveness; educational institution.

 

Рынок образовательных услуг можно рассматривать как перспективный и быстро растущий сегмент национальной и мировой экономики.  

В.Д.Остапченко опрределил, что рынок образовательных услуг является совокупностью экономических отношений, которые складываются в товарном образовательном производстве между субъектами по поводу производства, обмена, потребления товара «образовательная услуга» [5, с.90]. 

Приоритетной особенностью рынка образовательных услуг является наличие большого числа субъектов рыночных отношений [3, с.46]: производители образовательных услуг (учреждения образования всех уровней и индивидуальные производители); потребители (отдельные лица, предприятия, организации, органы государственного, регионального и местного управления); посредники (службы занятости, органы регистрации, лицензирования и аккредитации учреждений, образовательные фонды, ассоциации  учреждений и  предприятий, специализированные центры); поставщики, обеспечивающие процесс производства образовательных услуг необходимыми для этого ресурсами; общественные институты, причастные к продвижению образовательных услуг на рынке.

Рынок образовательных услуг представляет собой совокупность экономических отношений, которые складываются в товарном образовательном производстве между субъектами по поводу производства, обмена, потребления товара «образовательная услуга». 

Рынок образовательных услуг подчиняется общим законам рыночной экономики, однако ему характерен ряд особенностей: высокий динамизм; территориальная сегментация и локальный характер; значительная скорость оборота капитала; большая чувствительность образовательной услуги к рыночной конъюнктуре; индивидуализированность производства [2, с.269].

Образовательная услуга является деятельностью образовательного учреждения, направленной на развитие интеллектуальных способностей личности, формирование профессиональных компетенций, реализуемых в дальнейшей трудовой деятельности [4, с.25].

Ю.Н. Абабков [1, с.78] перечислил специфические особенности  образовательных услуг: длительный характер, лицензирование, конкурсный характер образования, трудность непосредственного денежного измерения, многозначность поставленных целей перед производителями образовательных услуг, формализация параметров, категория «общественных благ», пристальное общественное внимание и нерыночное давление на систему образования,  высокая потребительская стоимость, относительно молодой возраст потребителей образовательных услуг.

Особое внимание необходимо уделить конкурентоспособности образовательных учреждений, которая является основой продвижения образовательного учреждения на рынке образовательных услуг. Понятие

конкурентоспособности является многогранным и отражает различные аспекты деятельности образовательного учреждения и качества оказываемых им услуг.

Л.Е. Стровский, определил конкурентоспособность образовательного учреждения как способность конкретного учебного заведения быть выделенным потребителем из всего рынка образовательных услуг, предлагаемых конкурентами, благодаря более высокому уровню преподавания, качества подготовки специалистов, востребованности на рынке труда. Конкурентоспособность учебного заведения – это способность иметь набор услуг, более привлекательных для потребителя во всех отраслях промышленности и народного хозяйства, по сравнению с другими учебными заведениями, имеющими аналогичные по содержанию услуги, благодаря лучшему соответствию качественных и стоимостных характеристик требованиям потребительского рынка и рынка труда [6, с.191].

Процесс формирования конкурентоспособности услуг предполагает опору на принципы комплексности, относительности, социальной адресности.

Комплексность заключается в учете совокупности показателей, определяющих ключевые особенности услуг конкурентов. Относительность предполагает сравнительный характер оценки конкурентоспособности. Социальная адресность конкурентоспособности определяется степенью удовлетворения услугами конкретных социально ориентированных сегментов потребителей.

Конкурентоспособность учреждения образования определяется его преимуществами по отношению к конкурентам на рынке (внутреннем или внешнем). Конкурентное преимущество учреждения – эксклюзивная ценность, уникальные ресурсы, которыми владеет учреждение, являются стратегически важными для его сферы деятельности. Они обеспечивают превосходство на рынке и позволяют учреждению не только выживать в конкурентной борьбе, но и побеждать в ценовой и неценовой конкуренции. Конкурентные преимущества можно определить как высокую компетентность руководителей и специалистов образовательного учреждения в какой-либо области, дающую наилучшие возможности преодолевать силы конкуренции, привлекать заказчиков кадров и сохранять их приверженность специалистам учреждения образования. Фундаментальной причиной успеха одних учреждений и неудачи других является то, что процветающие учреждения образования обладают конкурентными преимуществами.

Факторами успеха организации являются показатели конкурентных преимуществ и конкурентоспособности, к числу которых, по А. Стрикленду и А.Томпсону, относятся: качество продукции, репутация (имидж) организации, производственные возможности, технологический уровень, дилерская сеть (система сбыта), маркетинг и реклама, финансовая устойчивость организации, относительное положение по издержкам, обслуживание потребителей (сервис).

Обеспечение конкурентоспособности учреждения образования, основанной на изменении его доли  на конкретном  рынке, предполагает использование следующих факторов: концепции образовательных услуг; соответствие качества услуг высокому уровню  рыночных лидеров; стоимости  услуг; наличие финансов  как собственных, так и заемных; предоставления услуг – с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности; удовлетворенности заказчиков; внешней активности учреждения, позволяющей ему позитивно управлять отношениями с властями, прессой и общественным мнением; способность  не только предвидеть запросы потребителей, но и убедить их в исключительных возможностях учреждения образования удовлетворить эти потребности.

Продвижение услуги на рынок включает: создание образа престижности, предложение сравнительно низких цен, информацию об инновационности;

информацию о существующих или новых услугах; убедительные аргументы приобретать  более дорогие услуги; информацию для потребителей об акциях; благоприятную информацию об учреждении, качестве его услуг по сравнению с конкурентами.

Учреждение образования может создать образ престижности, атрибутику, передавать сообщения через фирменный логотип, организовать персональную рекламу, использовать интернет, выставки, конференции, семинары, средства массовой информации, прямые почтовые послания, наружные объявления.

Факторы конкурентных преимуществ способствуют превращению возможностей учреждения образования в действительность. Они определяют средства и способы использования резервов повышения конкурентоспособности, создания превосходства над своими прямыми конкурентами.

 

Список литературы:
1. Абабков, Ю.Н. Современные технологии маркетинга на рынке образовательных услуг / Ю.Н. Абабков // Технико-технологические проблемы сервиса. – 2009. - № 9. – С. 77 – 87.
2. Агабабьян, Э.М. Экономический анализ сферы услуг / Э.М. Агабабьян. –М.: Просвещение, 1968. – 354 с.
3. Козырьков, Р. В. Специфика экономических отношений на рынке
 образовательных услуг / Р. В. Козырьков // Проблемы современной
экономики.– 2011. - № 2 (38). – С. 45 – 48.
4. Мацкевич. С. А. Оценка качества образования как методологическая
 проблема /С.А. Мацкевич//Кіраванне ў адукацыі. - № 1. – 2007. – С. 22–27.
5. Остапченко, В.Д. Концепция товарного образовательного производства в системе высшего образования / В.Д. Остапченко // Молодежь, образование, рынок. – М.: НИИВО, 1992. – С. 90-95.  
6. Черкасова, И.О.Маркетинг /И.О. Черкасова.- СПб.: Питер, 2004. – 1136с.