Взаимодействие экономического и правового в профессиональной культуре должностных лиц таможенных органов
Конференция: IX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Экономическая теория
IX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Взаимодействие экономического и правового в профессиональной культуре должностных лиц таможенных органов
The interaction of economic and legal in the professional culture of customs officials
Olga Evgrafova
сandidate of philosophical sciences, the Rostov Branch of the Russian Customs Academy, Russia, Rostov-on-Don
Аннотация. На основе авторской трактовки сущности экономической и правовой культур, как элементов профессиональной культуры таможенников, рассматриваются актуальные проблемы их взаимодействия; механизм этого взаимодействия раскрывается через рефлексию в сознании таможенников юридических норм, которыми они руководствуются в своей практической деятельности, и экономической значимости проводимых операций.
Abstract. Based on the author's interpretation economic and legal cultures' essence, as elements of the professional culture of customs officials, the current problems of their interaction are discussed; the mechanism of this interaction is revealed through the reflection in the customs consciousness of the legal norms by which they are guided in their practical activities, and economic significance of the operations.
Ключевые слова: экономическая культура; правовая культура; интенция; концепт; профессиональная культура таможенников.
Keywords: economic culture; legal culture; intention; concept; professional culture of customs officials.
Постсоветские политические и экономические реалии значительно повысили роль таможенного дела в жизни государства и общества в связи с диверсификацией субъектов внешнеэкономической деятельности. Если ранее таможенник имел дело, главным образом, непосредственно с интересами государства, то теперь он сталкивается и с таможенными интересами коммерческих структур, юридических лиц; кроме того, вырос и объем работы с физическими лицами; надо отметить и неблагоприятный общеправовой контекст – часто недостойное правового государства отношение к Закону как к социокультурной ценности.
Это предъявляет во многом новые требования к качеству выполнения сотрудниками и государственными служащими таможенных органов своих функций в сравнении с предшествующим периодом.
В «Кодексе Этики и Служебного Поведения должностных лиц таможенных органов Российской Федерации» в первом пункте отмечается требование защиты экономических интересов страны (цель), а «законоследование» (средство) - есть требование пункта второго [1]. В этом плане можно говорить о принципиальном правовом «формализме» экономической культуры таможенников, потенциале ее конфликтности с их правовой культурой.
Цель работы: рассмотреть механизм взаимодействия рефлексии юридических норм и экономической значимости практической деятельности таможенников.
Заострим ситуацию вопросом - можно ли считать таможенника «прикладным» юристом? Рассмотрение этой проблематики - дело специальных исследований, важных для понимания особенностей профессиональной культуры таможенников; в данной работе ограничимся обоснованием адекватности ее постановки.
Очевидно, для этого, прежде всего, нужно иметь определенную трактовку содержание концептов экономической и правовой культур, без этого трудно понимать проблемы их взаимодействия.
В анализе экономической культуры таможенников целесообразно использовать методологию интенциональной концептуализации и содержательно конкретизировать ее «формальность» [2].
При рассмотрении содержания феноменов экономической культуры таможенников как формы профессионального сознания необходимо исходить из ее понимания как деятельности специально подготовленных людей, реализующих в ней личностные и общественные потребности. В основе их структурирования лежат интенции феноменов экономической культуры.
Обоснование выделения концептов (социально-психологических, культурно-экономических и ментальных, совокупность которых составляет духовную сторону экономической культуры таможенников) фундируется как сущностью человеческой деятельности, в которой достижение личных целей неразрывно связано с решением социально значимых задач, так и с его личностным осознанием, экономически - таможенным, в их профессиональной реализации.
Примечательно, что правовая культура таможенников, в отличие от экономической, не получила аналогичного рассмотрения, нуждается в своем кратком обобщении. Для этого дадим трактовку правовой культуры как таковой.
Необходимо отметить, что внимание к вопросам правовой культуры резко возросло в последние годы - появились специальные разделы в учебниках по курсу теории государства и права, растет число различных публикаций по теме [3]. В этом массиве правовая культура понимается по-разному, что делает необходимым краткое изложение авторской позиции.
В первом приближении правовую культуру можно охарактеризовать как осмысление роли права в жизни человека и общества, в производстве и реализации социальных норм, обеспечивающих само существование людей в их взаимодействии. Иначе говоря, правовая культура - это мера развития человека как субъекта правовой деятельности и объекта приложения права. В более узком смысле под правовой культурой можно понимать интенцию, воплощающую отношение к Закону как к культурной ценности.
Также правовая культура выступает и как конкретизация способности человека соотносить свои интересы, свою деятельность с интересами других людей, государства, общества в целом, представленными Законом, в тех сферах, которые нуждаются в правовом регулировании (безопасность, власть, собственность, права человека и т.п.) [4]. Главной проблемой в этом подходе является формализация оценки этой роли, меры, отношения, способности и т.п.
Итак, правовая культура - это ипостась общей культуры, воплощающая отношение человека ко всей совокупности правовых аспектов своей жизни, характеризующая его как субъект правовой деятельности. Это вполне соответствует сути культуры как системы социальных норм, регулирующих жизнь человека, видом которых и является собственно право.
Рассмотрим проблематику правовой культуры в ее конкретизации для работников таможенных органов.
Во-первых, необходимо отметить социокультурную роль правового «климата» в стране, обеспечивающего реализацию экономической политики в деятельности работников таможенной системы, необходимость обеспечения их правового статуса.
Во-вторых, нужно выделить недопустимость коррупции в их деятельности. Разумеется, работа по преодолению этого и других недостатков проводится, как ведомственная, так и на законодательном уровне. Но ее успех, кроме совершенствования организационно-правовых мер обеспечения таможенной деятельности, в конечном счете, определяется подготовкой и качеством ее человеческого капитала. Сами по себе даже самые совершенные законы, подзаконные акты, должностные инструкции не обеспечивают необходимый уровень осуществления таможенной практики, они, так или иначе, реализуются в повседневной работе конкретных таможенников, зависят от их ментальности, квалификации, обученности, воспитания, от их культуры в целом [5].
Это весьма актуализирует проблематику правовой культуры таможенных кадров, во многом обусловливающей качество их специальной профессиональной подготовки и деятельности [6]. Все ее составляющие, так или иначе, характеризуют профессиональную культуру таможенников, ибо они, по мнению автора, в первую очередь, выступают как «прикладные» юристы, хотя их деятельность имеет и большое экономическое значение. Полагаем, такая характеристика является адекватной современным реалиям.
В-третьих, в интересующем нас плане важной проблемой правовой культуры таможенников является ее формирование и функционирование как профессиональной корпоративной культуры членов таможенного сообщества. Именно корпоративная культура является «носителем» правовой культуры таможенников, прежде всего - для молодых кадров. В этой ведомственной культуре их личность проходит процесс профессиональной специализации и инкультурации, предпосылки которой закладываются уже в процессе обучения в таможенной академии.
В-четвертых, не менее важной проблемой профессиональной правовой культуры таможенников является ее оценка. Исходя из представленных выше соображений, в качестве ее главного критерия (достаточно объективного), можно предложить отношение к закону, выраженное в статистике его нарушений, т.е. состояние законности в таможенной системе России. Этот критерий может быть дополнен и более субъективными показателями - развитость действующего таможенного законодательства, критика работы таможенных органов, обращения граждан, выпуск специальной юридической литературы, освещение данной тематики в СМИ и т.п. [7]
И, наконец, в качестве главной особенности правовой культуры современного таможенника можно выделить недостаток опыта, традиций в работе таможенных работников и служб в условиях, когда международная экономическая деятельность государства перестала быть абсолютно доминирующим объектом таможенной службы.
Приведенное краткое рассмотрение характеристик и особенностей экономической и правовой культур таможенников подводит к обоснованию постановки главной его проблемы - их взаимодействия. Здесь возникает ряд принципиальных вопросов. В частности, может ли (должен ли) таможенник быть простым «регистратором» соответствия наличных товаров и предметов, перемещаемых через границу России, прилагаемой к ним документации, должностным инструкциям, а в целом - соответствующему таможенному законодательству? Или он имеет право на «экономический» взгляд на конкретику своей работы? Например, как реагировать на очевидно странные, экономически говоря, факты, если все - по закону? (В частности, на белорусский импорт ананасов и лобстеров…). Должен ли таможенник реагировать («сигнализировать») в такой ситуации, или это - «не мое дело»?
Такие факты требуют от таможенника и экономических знаний, понимания стоящих за таможенными процедурами экономических процессов и интересов, ответственности, гражданской зрелости и даже патриотизма. Требуют ли экономически странные факты, также, в соответствующих ведомственных формах,- и инициативности? Можно ли реализовать ее в профессиональном инструктивно-правовом поле? Каким образом?
Поэтому, как отмечалось ранее, ситуация взаимодействия в сознании таможенников рефлексии юридических норм, которыми они руководствуются в своей практической деятельности, и экономической значимости проводимых операций, в частности, имеющих негативный экономически характер, но юридически безукоризненно оформленных, нуждается в осмыслении и инструктивно-должностном регулировании, четко прописывающем, как должен вести себя таможенник в ситуации конфликта экономической целесообразности и правовой состоятельности оформления тех или иных операций.
И наконец, есть еще одна, - психологическая - проблема. Стоя на страже таможенного Закона как формальной («бездушной») Формы, таможенник в условиях рыночной экономики, (тем более - с известной отечественной «спецификой») часто имеет дело с предпринимателями - людьми, которые по своему характеру («психотипу») органически склоны к покушению на эту самую «форму» своими коммерческими, организационными, техническими и иными новациями (вплоть до криминальных), не регулируемыми принципиально отстающим от развивающейся экономической практики Законом, к выходу за пределы установленного им (вспомним пресловутую лукавую формулу - «разрешено все, что не запрещено») [8]. Да и «соблазнов» в условиях стремления разных экономических субъектов «решить» свои таможенные проблемы «классическим» образом, более чем достаточно.
В этих условиях «государственно ориентированный» таможенник испытывает напряжение в ходе постоянного столкновения с частными (предпринимательскими) интересами людей, желающих «минимизировать» таможенные расходы для своего бизнеса. Это приводит не просто к коррупции, а к профессиональным деформациям и метаморфозам экономического и правового сознания таможенников [9].
В свете этих проблем перед работниками таможенных органов, как отмечалось выше, может возникать озвученный ранее вопрос не только формальной профессиональной самоидентификации, но и социокультурной идентичности: кто он по сути своей деятельности - юрист или экономист? Ответ на этот вопрос может формировать различные модели профессионального поведения таможенников [10]. (Еще раз отметим, что в «Кодексе Этики...» требование защиты экономических интересов страны стоит первым, а «законосоответствие»- пунктом вторым. На наш взгляд, такая иерархия нуждается, по крайней мере, в ведомственной конкретизации.
Таким образом, профессиональную культуру таможенников можно понимать как содержательное осмысление ценностных потенций ее человеческого капитала, прежде всего, - для «балансировки» экономических и правовых элементов в практике работы человека как субъекта таможенной деятельности. (В этом плане мы и говорили о большом потенциале конфликтности взаимодействия экономической и правовой культуры таможенников).
Очевидно, профессиональное понимание работниками таможенных органов «обрабатываемых» экономических отношений позволяет им более ответственно рассматривать те процессы, которые при юридической правильности вызывают вопросы их экономической целесообразности.